Понятие размещение объекта

Проблемы применения понятия «размещение объектов» в российском законодательстве

Понятие размещение объекта

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЯ

«РАЗМЕЩЕНИЕ ОБЪЕКТОВ» В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

БАНДОРИН Леонид Евгеньевич,

ассистент кафедры экологического и земельного права юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ)

Действующее российское законодательство довольно бессистемно использует понятие «размещение объектов» применительно к объектам капитального строительства.1

Ни в одном федеральном законе не даётся дефиниции указанного термина. При этом, сам термин употребляется в большинстве законов отраслей земельного законодательства, экологического законодательства, законодательства о градостроительной деятельности.

В Градостроительном кодексе Российской Федерации2 понятие «размещение» используется как раскрывающее смысл осуществления территориального планирования и планировки территории:

– в ст. 10, 14, 19, 23 в качестве содержания документов территориального планирования (схем территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, генеральных планов поселений и городских округов) указаны карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства соответствующего значения;

– в ст. 6, 7 в качестве полномочий соответственно федеральных и региональных органов государственной власти указано утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства соответственно федерального и регионального значения.

1 Размещение объектов, не являющихся капитальными (киоски, временные постройки), а также других объектов, к которым в законодательных актах применяется это слово (отходы, акции, информация, государственные заказы и т.п.), не рассматривается для целей настоящей статьи.

2 СЗ РФ. 2005. № 1. Ст. 16; 2005. № 30. Ст. 3128; 2006. № 1. Ст. 10, 21; 2006. № 23. Ст. 2380; 2006. № 31. Ст. 3442; 2006. № 52.

Ст. 5498; 2007. № 1. Ст. 21; 2007. № 21. Ст. 2455; 2007. № 31. Ст. 4012; 2007. № 45. Ст. 5417; 2007. № 46. Ст. 5553; 2008. № 20. Ст. 2251, 2260.

В ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 г.

№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»3 поименованы стадии осуществления хозяйственной деятельности применительно к объектам недвижимости (зданий, строений, сооружений), для которых устанавливаются требования в области охраны окружающей среды: 1) размещение, 2) проектирование, 3) строительство, 4) реконструкция, 5) ввод в эксплуатацию, 6) эксплуатация, консервация, 7) ликвидация.

Исходя из логики указанных норм, можно сделать вывод, что размещение объектов строительства осуществляется на стадиях территориального планирования и планировки территории, до наступления стадии проектирования. Стадия проектирования наступает только после предоставления земельного участка. Согласно п. 16 ст. 1 и ч. 5 ст.

48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, исключительное право принимать решения о подготовке проектной документации имеют не органы власти, а застройщики – то есть физические или юридические лица, которым принадлежит земельный участок.

Соответственно, земельный участок уже имеется как объект земельных отношений – его границы описаны и удостоверены в установленном порядке, а это значит, что он прошёл государственный кадастровый учёт. Планировка территории, и уж тем более территориальное планирование предшествуют государственному кадастровому учёту. Ведь согласно ч. 1 ст.

41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, назначением документации по планировке территории является определение границ земельного участка.

3 СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133; 2006. № 52. Ст. 5498; 2007. № 27. Ст. 3213.

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2009. № 10(58)

Статьи 30, 32 Земельного кодекса Российской Федерации1 устанавливают специальный институт «предварительного согласования места размещения объекта». Этот институт является конкурирующим процедуре планировки территории. Фактически, на сегодняшний день мы имеем два различных варианта создания земельных участков.

Первый – согласно процедурам, установленным гл. 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации «Планировка территории», с подготовкой документации по планировке территории (проекты планировки территории, проекты межевания территории с градостроительными планами земельных участков в их составе).

Второй – по процедуре предварительного согласования места размещения объекта с подготовкой проекта границ земельного участка, установленной ст. 30, 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

Однако следует сказать, что второй способ, хотя и не называется «планировкой территории», в части определения границ земельного участка фактически, по своей сути, состоит из планировочных действий.

Таким образом, на стадии размещения объекта происходит нормативная правовая материализация мысли о необходимости создания объекта публичной значимости с указанием на его примерное месторасположение в виде документа территориального планирования.

А далее, если требуется создать земельный участок, то происходит уточнение границ и выделение земельного участка, на котором такой объект будет расположен, что также является стадией его размещения.

2 На этом же указанная стадия и заканчивается, поскольку после неё наступает стадия прикладных технологических действий – землеустроительных работ на

1 СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147; 2003. № 27. Ст. 2700; 2004. № 27. Ст. 2711; 2004. № 41. Ст. 3993; 2004. № 52. Ст. 5276; 2005. № 1. Ст. 15, 17; 2005. № 10. Ст. 763; 2005. № 30. Ст. 3128; 2006. № 1. Ст. 17; 2006. № 23. Ст. 2380; 2006.

№ 27. Ст. 2881; 2006. № 43. Ст. 4412; 2006. № 50. Ст. 5279; 2006. № 52. Ст. 5498; 2007. № 1. Ст. 23, 24; 2007. № 21. Ст. 2455; 2007. № 26. Ст. 3075; 2007. № 31. Ст. 4009; 2007. № 45. Ст. 5417; 2007. № 46. Ст. 5553; 2008. № 20. Ст. 2253.

2 На практике возможна ситуация, когда земельный участок уже имеется. Соответственно, в этом случае подготовка документации по планировке не требуется (равно как и предварительное согласование места размещения объекта). Тогда мы должны сказать, что стадия размещения объекта ограничена рамками территориального планирования.

местности и государственного кадастрового учёта земельного участка на бумаге.

Тем не менее, можно утверждать, что процедура «размещения объектов» направлена не только на определение места физического нахождения будущего объекта капитального строительства, но и на характеристики прилегающей территории. Обратим внимание на п. 2 ч. 3 ст.

42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в котором определяется содержание проектов планировки территории и где неразрывно указано на положения о размещении объектов капитального строительства соответствующего значения вместе с характеристиками планируемого развития территории -в том числе плотности и параметрах застройки территории, характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.

Утвердившись в подлинном значении термина «размещение», необходимо указать на иное понимание (или вообще непонимание) значения указанного термина в федеральном законодательстве.

Посмотрим на наименование ст. 16 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»3: «Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности».

В тексте самой статьи мы не видим раскрытия понятия «размещение», но очевидно, что этот федеральный закон под размещением понимает нечто другое, нежели Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и Градостроительный кодекс Российской Федерации.

Очевидно потому, что рассматриваемое нами понятие расположено здесь между «проектированием» и «строительством».

На самом деле между «проектированием» и «строительством» существует только стадия получения разрешения на строительство (причём только в тех случаях, когда разрешение на строительство необходимо)4.

3 СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222; 2004. № 35. Ст. 3607.

4 Часть 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает довольно обширный перечень случаев, когда разрешение на строительство не требуется.

В п. 2 ст. 89 Земельного кодекса Российской Федерации записано: «В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;

2) размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики».

Налицо логическое противоречие: выше было доказано, что земельные участки не могут предоставляться для размещения, поскольку размещение предшествует самому созданию земельных участков.

В развитие указанной нормы рассмотрим норму п. 3 Правил принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, утверждённых Постановлением Правительства

Российской Федерации от 14 марта 1997 г.

№ 3061: «Настоящие Правила регламентируют основные процессы, связанные с инициированием сооружения объектов, обоснованием инвестиций в строительство, выбором площадки, разработкой проектной документации, её согласованием и утверждением».

Становится очевидным, что в этой формулировке термин «размещение» имеет неоправданное, неподкреплённое федеральными законами расширительное толкование.

В размещение не входят и не могут входить согласно действующему законодательству процессы, связанные «с разработкой проектной документации, её согласованием и утверждением». Это самостоятельная стадия. Также некорректно выделять в отдельную составляющую процессы, связанные «с обоснованием инвестиций в строительство». Действующее законодательство не оперирует таким понятием.

Разночтения в содержании понятия «размещение объектов» в российском законодательстве порождает проблемы в правоприменительной практ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/problemy-primeneniya-ponyatiya-razmeschenie-obektov-v-rossiyskom-zakonodatelstve

Размещение объекта

Понятие размещение объекта

Описание размещения объекта направлено на выявление и объек­тивную оценку преимуществ и недостатков принятого варианта на основании исследований и расчетов, проведенных на стадии «Иссле­дование возможностей».

Само описание строится так, чтобы под­черкнуть важные и существенные моменты для данного конкретного проекта.

Это важно и в связи с тем, что принятый вариант размеще­ния влияет на величину издержек и затрат на осуществление проекта и на его функционирование.

Описание размещения объекта следует начинать с более общих положений, таких как характеристика особенностей страны, где осу­ществляется проект, или региона в целом. В ряде случаев требуется и то, и другое. Заканчивается же оно характеристикой конкретного земельного участка, а иногда и зданий и сооружений, если проект бази­руется на их использовании.

Иногда проект осуществляется и эксплуатируется в нескольких местах (выставки, гастроли и т.д.). В этом случае последовательно описываются все эти конкретные пункты и места. Важно описывать размещение объекта не общими фразами, а конкретно, также при этом не пользоваться шаблоном, а исходить из влияния особенностей размещения на формирование затрат и издержек проекта.

При создании совместных предприятий, привлечении иностран­ного капитала следует в этом разделе дать характеристику взаимоот­ношений власти и бизнеса, привести примеры создания в стране предприятий с иностранными инвестициями, показать практику взаимоотношений с различными властными структурами.

Не лишним может оказаться краткая характеристика конституционного строя, структур властных органов, процедур согласований с ними различ­ных аспектов создания и функционирования объектов бизнеса.

Должна быть дана система налогообложения, проводимая политика в отношении поддерживаемых центральным или региональным руко­водством направлений социально-экономического развития, льготы для новых предприятий и отраслей экономики, таможенные правила и особенности и т.д.

Если руководство государства или региона про­водит политику поощрения, выдает субсидии ряду отраслей или при создании новых предприятий в некоторых районах страны, то это обстоятельство следует особо подчеркнуть.

В ряде случаев следует учесть необходимость инвестиций в социальной сфере при осуществлении того или иного конкретного проекта.

Для многих проектов существенное значение имеет естественная окружающая среда, т.е. климатические условия и экология.

Климатические условия оказывают прямое воздействие на затра­ты, связанные с созданием объекта бизнеса в его эксплуатацией.

В зависимости от типа проекта в данном подразделе бизнес-плана сле­дует дать как общую характеристику климата в месте осуществления проекта, так и особое внимание уделить тем сторонам климатической характеристики, которые наиболее сильно влияют на формирование единовременных и текущих затрат.

Так, рельеф местности, состояние почвы; уровни подпочвенных вод, возможность и вероятность землетрясений, затоплений и т.д. оказывают влияние на издержки, связанные со строительством зда­ний и сооружений, обустройством территории необходимой инфра­структурой. Это может намного увеличить затраты по сравнению с нормальными условиями.

Эксплуатация проекта в экстремальных климатических условиях, таких как Крайний Север с его низкими зимними температурами, по­вышенная влажность, чрезмерная жара и др., также повышают вели­чину текущих затрат. Но и неэкстремальные климатические условия должны быть хорошо описаны, т.к. для человека, живущего в центре Европы, на юге мороз в минус 5-7 °С уже жуткий холод.

Экологические условия – это соседство с субъектами хозяйства, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, по­следствия техногенных катастроф и др.

Некоторые проекты связаны с созданием производств, воздейст­вующих или способных воздействовать негативно на окружающую среду.

Это требует дополнительных вложений средств в создание очистных сооружений и дополнительных издержек на их эксплуата­цию.

В таком случае требуется четкое описание того, как осуществ­ляется нейтрализация вредных воздействий на окружающую среду с тем, чтобы можно было определить затраты на возведение очистных сооружений и на их текущее содержание.

Особое внимание следует уделить состоянию инфраструктуры, т.к. наличие или отсутствие развитой и разнообразной экономиче­ской и социальной инфраструктуры имеет решающее значение для успеха или неуспеха проекта. В данном разделе бизнес-плана или инвестиционного проекта следует выделить наиболее важные, ключевые требования к инфраструктуре.

Это, однако, требует зна­ния основных технико-экономических характеристик проекта, т.е. в данном случае особенностей технологии и производственной мощности. Размеры проекта устанавливают ограничения при обосновании места осуществления проекта.

Масштабные проекты предъявляют большие требования по потреблению электроэнергии и другим видам энергии, по рабочей силе, возможностям строи­тельных фирм и т.д.

Производственная Инфраструктура имеет крайне важное значение для многих проектов и не только связанных с изготовлением продук­ции, поэтому описание ее состояния направлено на установление ее достаточной развитости в месте осуществления проекта или же на конкретизацию информации о необходимых вложениях средств для обеспечения выполнения проекта в намеченном (выбранном, обосно­ванном) пункте. В зависимости от характера проекта в бизнес-плане (инвестиционном проекте) описывается состояние всех элементов производственной инфраструктуры последовательно и по каждому из них дается информация (в виде исходных данных для расчетов) к оп­ределению необходимых затрат на создание или реконструкцию эле­мента инфраструктуры для обеспечения нормального функциониро­вания проекта.

Система водоснабжения описывается в зависимости от того, создается ли новый объект в проекте или проект осуществляется на базе действующего.

В любом случае указывается источник во­доснабжения, действующие сети снабжения водой и выявляется необходимость их расширения, обновления, реконструкции. Это позволит определить затраты на создание системы водоснабжения необходимой мощности.

После этого могут быть определены и текущие затраты по водоснабжению. Иногда ограничением высту­пает качество воды.

Аналогичная схема применяется и по системе канализации.

В описании нужно ответить на вопрос о достаточности или недостаточ­ности мощности канализационной системы для осуществления про­екта в намеченном пункте (на конкретной площадке), В случае недос­таточности мощности следует определить необходимые затраты на расширение мощности канализационной системы с целью полного обеспечения потребностей проекта.

Система электроснабжения также описывается по вышеприве­денной схеме. Определяются необходимые новые элементы систе­мы с целью полного покрытия всего объема потребностей в электроэнергии, надежного и качественного обеспечения электроэнер­гией хозяйствующего субъекта на протяжении всего жизненного цикла проекта.

Аналогичное описание требуется и по теплоснабжению.

Если проектом предусматривается поэтапное расширение, реконструкция, модернизация производства, то описание должно дать пол­ное представление о сроках и величине необходимых затрат на соот­ветствующий элемент производственной инфраструктуры.

Транспортная инфраструктура важна всегда, но особенно ее роль повышается для проектов, использующих малотранспорта­бельные сырьевые и иные ресурсы, а также требующих концен­трации ресурсов в больших объемах (сельскохозяйственное сырье, древесные ресурсы), производящих малотранспортабельную про­дукцию.

В проекте должно быть детальное описание транспортных возможностей выбранного пункта размещения объекта. Для же­лезнодорожного транспорта важно не только наличие или отсутст­вие самой железной дороги, но и примыкание объекта к конкрет­ной станции, возможность отвода ветки к площадке, на которой предлагается разместить объект.

При описании станции важно указать ее возможности: количество путей, наличие площадок для погрузки-разгрузки интересующих нас грузов (сырье, топливо, готовая продукция, комплектующие изделия и т.д.

), а также возможность использования этих элементов при проведении строи­тельных и монтажных работ (доставка строительных материалов и конструкций, оборудования и др.).

При описании возможностей водного транспорта важно отметить не только наличие береговой линии моря или океана, протекание рек, наличие озер, каналов, но и их обустройство: порты, пристани, при­чалы, приспособленные для приема или отправки конкретных видов грузов. Нужно отметить их состояние и определить необходимость расширения, реконструкции, переоборудования под конкретные виды грузов. Важно дать представление также о подвижном составе водно­го транспорта.

Описание автомобильного транспорта включает характеристику сети дорог с упором на качественные показатели, такие как ширина (количество полос), покрытие и иное оборудование и обустройство. Кроме того, следует дать описание подвижного состава автомобиль­ного транспорта, приспособленного к перевозке конкретных видов грузов (сырье, готовая продукция, материалы, комплектующие изде­лия).

В некоторых проектах необходимо дать характеристику трубо­проводного транспорта (вид продукта, диаметр, мощность) и воз­можностей его использования при реализации проекта. Это же отно­сится к воздушному транспорту, где его характеристика сводится к констатации удаленности от ближайшего (ближайших) аэропортов и указаний: какого типа самолеты (грузовые и пассажирские) он может обслуживать.

Средства связи в нынешних условиях чрезвычайно важны. Уро­вень их развитости характеризуется наличием проводных и беспро­водных (мобильных) систем телефонной связи, факсов, а также Internet, E-mail и др. При характеристике указывается доступность и цены на различные виды связи.

Важным фактором успеха проекта является возможность при­влечения квалифицированной рабочей силы в разрезе конкретных профессий и специальностей.

Устанавливается необходимость подготовки, переподготовки и повышения квалификации будущего персонала. Должна быть дана оценка необходимости создания или улучшения социально-бытовой инфраструктуры, включая и жи­лищное строительство.

Описание должно дать полную информа­цию для последующего расчета необходимых единовременных и текущих затрат.

Для успешного строительства, особенно достаточно крупных объектов, важно наличие подрядчиков, которым может быть поруче­на соответствующая работа. При отсутствии достаточно мощного и квалифицированного подрядчика (строительной организации) потре­буется привлечение такового из другой местности. А это удорожает проект.

Здесь же нужно описать поставщиков строительных материалов и конструкций, их размещение и расстояние по путям транспорта до места осуществления проекта.

Источник: https://studopedia.ru/4_155808_razmeshchenie-ob-ekta.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.