Понятие земельная регистрация

Содержание

Порядок государственной регистрации прав на землю и сделок с ней

Понятие земельная регистрация
Определение 1

Государственной регистрацией прав на землю и сделок с ней является юридический акт о признании и подтверждении со стороны государства возникновения, обременения, перехода или прекращения прав на земельные участки.

Это единственное доказательство зарегистрированного права на земельный участок, которое подлежит оспариванию только лишь в судебном порядке.

Так как земельные участки относятся к категории недвижимого имущества, то государственная регистрация прав на землю и сделок с ними выполняется согласно правовым нормам, содержащимися в статье 130-132, 164 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статьями 11.2, 22, 25, 26 Земельного Кодекса, Закона о регистрации прав на недвижимое имущество.

В соответствии со статьей 131 Гражданского Кодекса государственная регистрация распространяется не только на права собственности и иные вещные права на недвижимое имущество, но и на ограничение данных прав, и возникновение, переход и прекращение.

Статья 25 предусматривает обязательную государственную регистрацию прав собственности на земельные участки, прав на пожизненное владение по наследству, прав постоянного пользования, бесплатного срочного распоряжения земельными участками, аренды и сервитута. Но при этом договоры, которые были подписаны на срок менее одного года, не обязаны быть государственно зарегистрированы, если это не предусмотрено федеральным законодательством.

Государственной регистрации подлежат сделки с земельными участками, в случаях и порядке, установленном федеральным законодательством. Специальные нормы, содержащиеся в Гражданском Кодексе предусматривают государственную регистрацию определенных сделок, предметом которых является земельный участок.

К таким сделкам следует отнести:

  • Ипотека;
  • Залог недвижимого имущества;
  • Продажа предприятия;
  • Дарение недвижимого имущества;
  • Рента;
  • Пожизненное содержание с иждивением;
  • Доверительное управление имуществом.

На земельные участки распространено требование о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество.

Послабление требования по сделке, которая подлежит регистрации, обязана регистрироваться в установленном именно для этой сделки порядке, если иные условия не предусмотрены законодательством.

Такое правило распространено на послабление требования по сделкам с земельными участками.

Кроме обязательной государственной регистрации, на законодательном уровне регламентируются случаи, когда она не является необходимой.

Пример 1

Согласно статье 6 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество, права на имущество, которые возникли до момента обретения юридической силы этим Законом, признаны действительными с юридической точки зрения в случае отсутствия государственной регистрации, которая была принята данным Законом.

Регистрация таковых прав осуществляется только по воле их обладателей. Но при этом, заключение сделок с незарегистрированными земельными участками или сделок с правами на землю в обязательном порядке должно быть зарегистрировано в государственных органах.

Факт осуществления государственной регистрации подтверждается специальным удостоверением о проведении государственной регистрации права и относится к категории правоудостоверяющих документов. Данное удостоверение служит подтверждением регистрации права.

им удостоверяется процесс возникновения, прекращения, перехода или ограничения прав собственности или других вещных прав на земельный участок.

Подтверждение о государственной регистрации сделок с землей или договоров осуществляется путем проставления специальной регистрационной подписи на договоре или документе, подтверждающим собой заключенную сделку.

При проведении государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними стоит различать документы правоудостоверяющие от правоустанавливающих.

Определение 2

Правоустанавливающие документы – документы, на основании которых возникают права собственности, переходят или полностью прекращаются.

Вывод 1

Правоустанавливающие документы прав на земельные участки согласно статье 17 Закона о регистрации прав на имущество выражены в виде актов, изданных государственными органами власти или муниципальными органами в рамках своей компетенции; договоров и иных сделок; свидетельств о праве на наследство; решений суда, вступивших в силу.

Единый Государственный Реестр Прав на недвижимое имущество – положения, структура, перечень документов

Процесс государственной регистрации осуществляется Российским реестром (Росреестром) и его подчиненными органами.

Права на земельные участки и сделки с ними регистрируются в Едином Государственном Реестре Прав на недвижимое имущество.

Он представляет собой основной регистрационный документ, в который внесены все соответствующие записи по установленной системе для всей территории Российской Федерации.

Единый Государственный Реестр Прав на недвижимое имущество включает в себя информацию о продолжающихся и прекратившихся правах на земельные участки, а также иные объекты недвижимого имущества; об объектах и правообладателях.

Замечание 1

Важной частью Реестра являются дела, которые содержат в себе правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, которые создаются для каждого регистрационного объекта, а также учетные книги документов с определенной информацией в них.

В учетной книге указаны данные документов о недвижимом имуществе, принятых на государственную регистрацию; данные правообладателей; регистрируемых правах, заявителях, свидетельствах о регистрации прав, выписках и справках из Реестра, а также иных документах, относящихся к регистрации.

В состав Единого Государственного Реестра Прав на недвижимое имущество входят разделы, которые содержат записи о каждом объекте недвижимого имущества, в частности земельный участок.

Разделы ЕГРП расположены в следующей последовательности:

  • Раздел 1 – данные о земельном участке;
  • Раздел 2 – сведения о зданиях, строениях, сооружениях недвижимого имущества, которые находятся на земельном участке и непосредственно связаны с землей;
  • Раздел 3 – квартиры, помещения и другие объекты, которые входят в состав зданий, строений, сооружений.

В каждый раздел ЕГРП входит три подраздела:

  • Подраздел 1.1 содержит в себе краткое описание земельного участка, в отношении которого осуществляется процесс государственной регистрации – кадастровый номер, местоположение, фактическая площадь согласно кадастрового плана, его целевое назначение.
  • Подраздел 1.2 включает в себя запись о праве собственности и других вещных правах на объект, подлежащий регистрации, запись об имени правообладателя, адресе, виде права, размере доли, реквизитах правоустанавливающих документов, дате внесения записи, имени регистратора и его подпись.
  • Подраздел 1.3 состоит из записи об ограничениях прав собственности и иных прав на земельные участки, другое недвижимое имущество (сервитуты, ипотека, доверительное управление, аренда).

Опиши задание

При разделении, объединении, перераспределении земельного участка запись о вновь созданном объекте вносится снова в разделы Единого Государственного Реестра Прав на недвижимое имущество, по ним создаются новыми дела с обновленными кадастровыми номерами.

Порядок осуществления государственной регистрации прав представлен следующими стадиями:

  • Прием документов, которые предоставляются лицом для регистрации прав, и, собственно, регистрация этих документов;
  • Проведение правовой экспертизы документов и проверка законности заключения сделки;
  • Установление отсутствия противоречий между правами, которые заявлены и правами, которые зарегистрированы на определенный объект недвижимого имущества;
  • Установление оснований для предоставления отказа в государственной регистрации; внесение записей в Реестре в случае отсутствия противоречий и иных оснований, которые могут служить причиной отказа в государственной регистрации;
  • Проставление надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений, подтверждающих государственную регистрацию.

Для осуществления государственной регистрации необходимо предоставить следующий перечень документов:

  • Заявление для государственной регистрации;
  • Документ об оплате государственной пошлины;
  • Документы, которые подтверждают полномочия представителя правообладателя и участников сделки, в частности и полномочия представителя юридического лица осуществлять действия от имени юридического лица;
  • Документы, на основании которых установлено наличие прав, а также их возникновение, переход и ограничение;
  • Кадастровый план участка, план участка недр и план объекта недвижимости с кадастровым номером (предоставление кадастрового плана не нужно, в случае более раннего его предоставления);
  • Физическим лицом предоставляется документ, подтверждающий его личность. Представителем юридического лица предоставляется документ, подтверждающий его учреждение или копии учредительных документов, заверенные нотариусом.

Пример 2

Статьей 18 Закона о регистрации прав устанавливаются требования к документам, которые подаются на государственную регистрацию.

Если не документ не соответствуют этим требованиям, то для осуществления государственной регистрации может возникать необходимость предоставления дополнительных документов. Государственная регистрация должна быть проведена не позже, чем через месяц с момента подачи документов и заявления о регистрации.

Случаи отказа в государственной регистрации

Государственная регистрация может быть отказана в случаях, если: заявление о регистрации подается ненадлежащим лицом; предоставляемые документы не соответствуют законодательным требованиям; правоустанавливающим документом установлено отсутствие у заявителя прав на объект недвижимого имущества.

Судебный спор не является основанием отказа в регистрации прав. В случае предоставления отказа, физическое или юридическое лицо имеет право подать апелляционный иск в суд или в арбитражный суд.

На основании Закона о регистрации прав на недвижимое имущество установлены особенности процедуры государственной регистрации, в которой выделяются земельные участки, которые входят в состав предприятия как имущественного комплекса; регистрация отдельных следок, ограничений прав на земельные участки, другое недвижимое имущество.

Пунктом 2 статьи 22 Закона о регистрации установлены специфические особенности при государственной регистрации права собственности и других вещных прав на земельные участки, которые возникают при разделении, объединении, перераспределении земельных участков.

Также данной статьей регламентируется перечень оснований проведения государственной регистрации прав на земельные участки.

Для осуществления государственной регистрации, в первую очередь необходимо волеизъявление владельца, представленное в виде заявления самого владельца, заявления от органа исполнительной власти, муниципальной власти или заявления от лиц, которые имеют право владения земельным участком согласно Земельного Кодекса.

Пунктом 4 статьи 22.2 Закона о регистрации регламентировано правило, действие которого распространяется на всех, и которое устанавливает осуществление государственной регистрации одновременно для всех земельных участков, которые образуются при разделении, перераспределении земельных участков.

Замечание 2

Исключением является государственная регистрация прав на участки, которые образованы при разделении и предоставлены в пользование садоводческим, огородническим, дачным объединениям граждан некоммерческого характера, и на участки, которые образовались при выделении из участков сельскохозяйственного назначения, которые находятся в долевой собственности более пяти лиц.

Существуют случаи, при которых не была проведена регистрация права на подлежащий разделению земельный участок. Но эти ситуации не служат препятствием для государственной регистрации вновь образовавшихся и уже существующих земельных участков.

Новые положения относительно регистрации прав собственности на искусственно сформированный земельный участок содержатся в статье 22.2 Закона о регистрации. Это право может регистрироваться согласно решения об образовании искусственного земельного участка и разрешения на его эксплуатацию, договора о создании такого вида участка при возникновении права общей долевой собственности.

Упрощенные процедуры государственной регистрации прав на земельный участок

Статьей 25.

2 Закона о регистрации предусмотрены упрощенные процедуры государственной регистрации, подразумевающие собой особенности регистрации земельного участка с целью ведения личного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, а также индивидуального гаражного и жилищного строительства на праве собственности, пожизненного распоряжения по наследству или бессрочного пользования. упрощенные процедуры также применяются в случае, если в свидетельстве или ином документе, подтверждающим права собственника на владение участком, не указано право, на основании которого участок предоставлен в пользование или вид данного права не поддается определению.

В таких случаях основаниями регистрации выступают следующие документы:

  • Акты государственной и муниципальной власти, которыми подтверждается передача участка гражданину или свидетельствуется право на земельный участок;
  • Документ, подтверждающий право собственности гражданина на конкретный участок.

Статья 25.2 содержит обязывающее правило о том, что для регистрации предоставление дополнительных документов не является обязательным.

Те земельные участки, которые не могут находиться в частной собственности, согласно федеральному законодательству, не подлежат государственной регистрации.

Замечание 3

Если гражданин получил право владения на находящееся на земельном участке сооружение путем наследования или иным способом, то применяются правила статьи 25.2 Закона о регистрации. Пунктом 7 этой же статьи установлен перечень документов, которые необходимы для осуществления государственной регистрации.

Для обеспечения надлежащей государственной регистрации, законодательством устанавливается ответственность регистрирующих органов, которая наступает согласно законодательству Российской Федерации.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/zemelnoe-pravo-rossii/porjadok-gosudarstvennoj-registratsii/

Основные понятия и положения в земельной регистрации

Понятие земельная регистрация

Регистрация представляет собой юридический акт фиксации прав на конкретный земельный участок с находящейся на нем недвижимостью с указанием его состояния и целей использования (целевой пригодности).

Государственная регистрация прав на конкретный земельный участок производится по административно-территориальному месту его расположения и заключается во внесении в государственный реестр (Поземельную книгу) следующих данных:

– сведений о лице, приобретающем право на земельный участок;

– описания земельного участка, включающего: категорию земель, цель использования, виды угодий, площадь, долю в общем владении, границы, кадастровый номер и иные характеристики;

– условии договора о предоставлении земельного участка, о сервитутах, об ограничениях и обременениях в его использовании;

– сведений о совершенных сделках и иных действиях по распоряжению земельным участком;

– сведений о наличии запрет на совершение сделок с земельным участком:

– решений уполномоченных органе» о включении регистрируемого земельного участка в зону отчуждения для государственных или муници­пальных нужд.

В структуру кадастровых данных включаются: сведения и документы о правовом режиме земель, их распределении по собственникам (владельцам, пользователям, арендаторам) и категориям земель.

При регистрации в документы установленного образца вносятся сведения об объекте, форме собственности (владения, пользования, аренды), определяющие принад­лежность конкретному лицу (юридическому или физическому), местополо­жение с обязательным указанием кадастрового номера земельного участка, площади и объема правомочий.

Государственная регистрация подтверждает законность прав пользо­вания, владения или собственности на землю, осуществляется только после юридического оформления участков, т.е.

после установления в натуре (на местности) их границ с устранением существующих недостатков, с закреп­лением поворотных точек межевыми знаками, выполнения натурных измерений, оформления и утверждения землеустроительного дела район­ным (городским) земельный комитетом, Таким образом, регистрация – по юридический акт закрепления собственности ив землю, что позволяет:

– избежать самовольных захватов земель;

– избежать нецелевого использования земель;

-избежать несвоевременного возврата временно занимаемых участков:

– иметь основу для разрешения земельных споров и пресечения право­нарушений.

Регистрация осуществляется в виде записи в земельно-кадастровую книгу и выдачи государственного акта или свидетельства юридическим или физическим лицам. В пользование одному землепользователю могут быть, предоставлены один или несколько участков. И обоих случаях это единое землепользование, поскольку правом пользования обладает один субъект.

Регистрация может быть основной (первичной) и текущей (последующей). При первичной регистрации осуществляются оформления новых землепользователей и землепользовании. Последующая (вторичная) вносит в peгистрационные документы все происходящие изменения.

Регистрации подлежат все первичные землепользования, которые предоставлены в бессрочное, краткосрочное или долгосрочное пользова­ние. Земли, предоставленные в порядке вторичного землепользования, а также не предоставленные конкретным землепользователям, в первом разделе Государственной земельно-кадастровой книги не регистрируются.

В частности, государственной регистрации не подлежат : приусадебные участки, коллективные и индивидуальные сады и огороды, служебные наделы.

В документы государственной регистрации не вносятся земли, предоставленные во вторичное пользование колхозам, совхозам, другим предприятиям и организациям, в также земли государственного запаса, предоставленные во временное пользование.

На землях вторичного пользования производится простая (внекадастровая) регистрация землепользовании, подтверждающая закон­ность пользования землей.

Приусадебные участки, предоставленные на правах вторичного пользования за счет земель колхозов, совхозов, земель сельских администраций, других предприятий, организаций, учреждений и расположенные в сельской местности регистрируются в земельно-кадастровой книге основного землепользователя и похозяйственней книге сельской администрации, а в городах – в регистрационных книгах, город­ской администрации.

Государственная регистрация землепользований предусматривается, как первоначальное оформление и выдача вновь организованным земле­пользователям документов на право пользования землей с соответствующей записью в государственной земельно-кадастровой книге.

А также внесение в эти документы изменений, вызванных увеличением или уменьшением общих площадей землепользований при передаче земель от одного земле­пользователя другому, изменением границ землепользовании, видов пользования землей, истечением или продлением сроков временного пользования землей и т.д. При простой регистрации текущие изменения в размерах приусадебных землепользовании, служебных наделов, коллек­тивных и индивидуальных садов и огородов, отражаются в земельно-регистрационных документах. Регистрация сделок с земельными участками производится только при наличии плана участка, являющегося предметом сделки.

Подтверждением государственной регистрации права на земельный участок является выдаваемое землепользователю удостоверение, в котором указываются: дата и номер регистрационной записи и сведения о регистраторе: возможна также (т.е. допускается) запись о регистрации (дата, номер регистрации) на документе, представленном для государственной регистрации.

Источник: https://studopedia.su/6_47205_osnovnie-ponyatiya-i-polozheniya-v-zemelnoy-registratsii.html

Что такое регистрация права собственности на земельный участок и как она проводится?

Понятие земельная регистрация

Для обладания земельным наделом недостаточно всего лишь отгородить его от всех остальных участков забором и построить на нем дом. Сначала нужно получить официальный документ о праве собственности на приобретенный объект недвижимости, который выдается после прохождения определенной процедуры. Без этой бумаги любые действия с землей будут считаться незаконными.

О том, как зарегистрировать свое право на участок земли, мы подробно расскажем далее в статье.

Что такое государственная регистрация права собственности на землю?

Госрегистрация права собственности – это законом установленный процесс официального закрепления за будущим обладателем земли его 3-х главных правомочий: владеть (фактически обладать), пользоваться (извлекать выгоду) и распоряжаться (решать дальнейшую судьбу участка).

Сделка по купле-продаже, дарению и т.п. участка не будет иметь силы, если конечным результатом передачи земли к получателю не станет госрегистрация его права.

Законодательство по этому вопросу состоит из нескольких правовых актов:

  • Конституция РФ: в частности, статья 36, которая гарантирует право российских граждан и объединений приобретать землю в частную собственность.
  • ГК РФ: статьи 219 и 223 говорят о том, что данное право на недвижимость, подлежащую госрегистрации, возникает с момента проведения этой процедуры. Глава 17 посвящена праву собственности на земельные наделы.
  • ЗК РФ: положения статьи 25 говорят об обязательности регистрации прав на землю в установленном порядке. В целом, этот кодекс посвящен различным вариантам владения земельными объектами разными субъектами.
  • ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ, который детально регламентирует этот процесс и требования к заявителям.
  • Указ Президента РФ № 1847 от 25 декабря 2008 года.

Где регистрируется право собственности на участок?

Это делает специально уполномоченный госорган, компетенция которого прописана в статье 3 вышеназванного № 218-ФЗ. Он имеет право на осуществление подобных действий согласно указанию Правительства РФ и именуется Росреестром, а полное название у него – Федеральная служба госрегистрации, кадастра и картографии (об этом Указ Президента № 1847).

В каждом городе России есть не одно отделение Росреестра, куда следует обращаться будущим собственникам участков. Стоит отметить, что подавать документы нужно именно в то отделение, которое территориально находится в том же муниципальном образовании, что и земельный участок (далее — ЗУ).

Какие документы нужны?

Стандартный перечень документов:

  1. заявление, образец которого есть в отделении Росреестра;
  2. паспорт заявителя (при его личной подаче);
  3. доверенность на представителя (если документы подает не сам заявитель);
  4. квитанция о том, что оплачена госпошлина;
  5. кадастровый план;
  6. договор – основание для госрегистрации (купли-продажи, обмена, дарения), нотариально заверенный;
  7. документы от продавца или лица, который отчуждает свой участок в пользу другого (паспорт, свидетельство о наследовании);
  8. акт приема-передачи земли.

Если необходимо зарегистрировать землю, доставшуюся заявителю по наследству, ему следует подать такие документы:

  • заявление;
  • документ, подтверждающий наследование имущества;
  • выписку из кадастрового плана;
  • паспорт заявителя (или доверенность);
  • чек об уплате госпошлины.

Процедура госрегистрации: пошаговая инструкция

Основаниями для регистрации права могут служить:

  • договоры обмена, дарения, купли-продажи, выделения доли и т.п.;
  • наследование;
  • судебное решение и др.

Первым делом нужно оплатить госпошлину за регистрацию участка в Росреестре. Это можно сделать, лично обратившись в банк, либо через онлайн-сервисы.

Затем необходимо сделать следующее:

  1. Написать заявление по специальному образцу и подписать его лично, либо поручить это представителю по доверенности. Образец заявления можно скачать здесь.
  2. Обратиться к специалисту Росреестра и подать заявление с пакетом документов.
  3. Специалист, в свою очередь, выдаст заявителю расписку. В ней будет написана дата принятия документов и дата, когда нужно будет прийти за свидетельством о регистрации. Паспорт остается у заявителя.
  4. В назначенный день прийти в отделение Росреестра и получить свидетельство при условии, что с поданным для регистрации пакетом документов все в порядке и нет никаких ошибок.

Сроки регистрации

С января 2017 года сроки госрегистрации права собственности существенно сократились. Это позволило приобретать недвижимость гораздо быстрее, к коим отнесены и участки земли.

Единый срок для регистрации права, которое возникло по вышеназванным договорам и другим основаниям – 7 рабочих дней. Он начинает исчисляться со следующего дня, после момента сдачи документов в Росреестр.

При направлении пакета на оформление права через МФЦ, этот период времени увеличится на 2 дня. А все потому, что на передачу документов в Росреестр из МФЦ и обратно, тоже уходит некоторое время.

Стоимость регистрации

Размер госпошлины различен. НК РФ устанавливает такие расценки:

  • за наделы, которые относятся к категории предназначенных для садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, строительства жилья, а также для сельхозземель – 350 рублей;
  • за земельный участок, не относящийся к перечисленным выше категориям – 2 тысячи рублей (для физлиц) и 22 тысячи рублей (для организаций).

Что такое перерегистрация земельного участка?

Суть перерегистрации участка немного отличается от регистрации вновь возникшего права собственности у лица.

Перерегистрация земли – это процедура регистрации права собственности у тех граждан, которые приобрели участки до 31.12.1998г. В таком порядке администрациями предоставлялись земли:

Поскольку эти земельные объекты были зарегистрированы за собственниками по старым правилам, им необходимо подавать документы в Росреестр для получения свидетельства нового образца. Иначе никакие действия со своим участком производить нельзя.

Какие документы необходимо подать?

  • правоустанавливающий документ, обосновывающий возникновение права собственности (к примеру, акт о предоставлении дачного ЗУ, выписка из Похозяйственной книги о том, что у гражданина есть соответствующее право на участок и др.);
  • кадастровый паспорт;
  • паспорт заявителя;
  • квитанция об уплате госпошлины (350 руб.).

С 2010 года стало возможно подавать в Росреестр сразу 2 заявления: о постановке на кадастровый учет и о перерегистрации права. Таким образом, если нет кадастрового паспорта, то нет необходимости его отдельно заказывать и тратить время, а сразу обратиться за регистрацией права собственности.

Перерегистрация проходит в несколько этапов. Они схожи с процедурой оформления права собственности впервые. Со сформированным пакетом документов нужно обратиться в Росреестр, заполнить и подать заявление.

Основания для отказа в регистрации

Основания, по которым могут отказать в регистрации:

  1. право собственности на конкретный ЗУ не подлежит регистрации;
  2. с заявлением в регистрирующий орган обратилось лицо без полномочий на его подачу;
  3. несоответствие формы или содержания поданных документов требованиям действующих законов;
  4. акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении участка в собственность признан недействительным со времени его издания, в силу закона, который действовал на тот момент;
  5. правообладатель не представил заявление на перерегистрацию права собственности, на основании ранее возникшего права;
  6. на регистрацию представлены не все необходимые документы;
  7. есть противоречие между заявленным правом собственности и уже зарегистрированными правами на этот ЗУ.
  8. другие основания.

Гражданам, которые подают заявление на перерегистрацию земель, может быть отказано по причинам:

  • если в акте, которым предоставлялся участок, не указано само право на участок;
  • нельзя определить вид права;
  • если в соответствии с законами такой ЗУ и вовсе не мог быть предоставлен на праве собственности.

Невозможно свободно распоряжаться земельным наделом, не зарегистрировав на него право законного владения. Для этого недостаточно просто подписать договор или вступить в наследство.

Следует собрать все перечисленные в статье документы, уплатить сумму государственной пошлины и обратиться в специальный госорган.

Только после получения свидетельства будет возможно стать официальным правообладателем своей земли.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/oformlenije/registraciya-prava-sobstvennosti-na-zemlyu.html

Регистрация права собственности на земельный участок

Понятие земельная регистрация
Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Государственная регистрация и кадастр недвижимости » Регистрация права собственности на земельный участок

21 июля 1997 году в нашей стране произошло знаковое событие – Государственная Дума приняла ФЗ-122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Впервые в современной истории отношения по оформлению прав на недвижимость были приведены в единую систему, определяющую исчерпывающий перечень прав и обязанностей регистрирующих органов, субъектов правоотношений, а также полный список требований для регистрации прав.

Земельный участок, как объект правоотношений, представляет из себя часть поверхности территории земли, границы которого определены, описаны и  надлежащим образом удостоверены.

Право собственности на участок земли, как объект недвижимости, является ключевым вещным правом на землю.

Право собственности предоставляет собственнику весь комплекс правомочий по владению, пользованию и распоряжению землей.

Для реализации этих полномочий право собственности на земельный участок должно быть зарегистрировано в установленном порядке.

Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что регистрация прав – это совершение уполномоченными органами определенного юридического акта (действия), влекущего за собой юридические последствия. На практике такое определение означает, что право собственности на любое недвижимое имущество, в том числе и земельный участок, возникает с момента государственной регистрации права собственности на него.

Основными признаками, отличающими государственную регистрацию от иных юридически значимых действий, являются:

  • 1) проведение регистрации уполномоченным государственным органом;
  • 2) проведение регистрации в рамках процедуры (регламента), единого для каждого субъекта правоотношений;
  • 3) обязательный характер последствий регистрации права для всех субъектов;
  • 4) итогом регистрации является юридический акт подтверждения и удостоверения правовых фактов на объект регистрации.

Органы, уполномоченные на совершение действий по государственной регистрации прав

Так как процедура регистрации прав регламентируется государством и представляет из себя единую систему, Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» четко определен перечень органов, имеющих полномочия на проведение регистрационных действий в отношении прав.

Система таких органов была определена Указом Президента РФ от 09.03.2004 года № 314 и изменениями в ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

На данный момент органом, уполномоченным на проведение рассматриваемых мероприятий, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, которая находится в ведении Министерства юстиции РФ. Данная структура имеет официальное укороченное название – Росреестр.

В каждом субъекте РФ действуют Территориальные Управления Росреестра. 

Порядок проведения регистрационных действий

Процесс совершения регистрационных действий в отношении права собственности на земельный участок состоит из нескольких этапов:

  • 1) прием от субъектов необходимых документов для проведения регистрационных действий;
  • 2) юридическая экспертиза комплекта документов, проверка их законности;
  • 3) внесение сведений в ЕГРП в виде соответствующих записей;
  • 4) выдача субъектам документов, удостоверяющих факт проведения регистрации.

Процедура регистрации права считается завершенной с момента внесения сведений (записи) в Единый реестр прав и выдачи документов заявителям.

Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлен перечень обязательных документов, предоставляемых субъектами для государственной регистрации. В этот перечень входят:

  • 1) заявление о регистрации (заполняется субъектами при обращении в органы регистрации);
  • 2) документы, подтверждающие полномочия субъектов (паспорт, доверенности и иные документы);
  • 3) документы, подтверждающие факт права пользования; план объекта;
  • 4) документ, подтверждающий оплату госпошлины.

Указанные документы заявители представляют в территориальный орган Росреестра по месту нахождения земельного участка, право собственности на который подлежит регистрации.

Также в каждом регистрационном округе созданы Многофункциональные центры оказания услуг (МФЦ), которые уполномочены на прием и выдачу документов.

Однако МФЦ не обладают полномочиями по совершению конкретных юридически значимых действий и не выполняют функцию регистрации прав.

Стоимость услуги по регистрации права собственности на земельный участок определена налоговым законодательством и в настоящее время составляет для граждан в размере 2 тысячи рублей, а для организаций и предприятий 22 тысячи рублей (ст. 333.33 НК РФ). Есть ряд исключений из этих правил, установленные НК РФ:

  • 1) при регистрационных действиях в отношении права собственности граждан на земельный участок для ведения личного, подсобного, дачного хозяйства, огородничества, индивидуального гаражного или жилищного строительства заявитель должен уплатить 350 рублей;
  • 2) в случае регистрационных действий в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения заявитель уплачивает пошлину в размере 350 рублей;
  • 3) регистрационные действия в отношении доли в праве общей долевой собственности на земельный участок сельхозназначения обойдется заявителю в 100 рублей.
  • Общий срок проведения регистрационных процедур в отношении права собственности на земельный участок составляет 18 календарных дней.

Приостановление и отказ в государственной регистрации

В отношении регистрации права собственности на земельный участок основаниями для приостановления являются:

1) поступление от обладателя права или субъекта правоотношения (сделки) соответствующего письменного заявления с разъяснением причин и срока приостановления;

2) в случае поступления от одного из субъектов заявления о возврате комплекта документов без проведения регистрационных процедур, если второй субъект не обращался с таким заявлением;

3) наличие акта судебных органов о приостановлении;

4) наличие акта уполномоченных органов о наложении ареста на земельный участок или установления запрета на совершение с ним определенных действий;

5) наличие у регистратора обоснованных сомнений в наличии основания для проведения регистрационных процедур (оформляется процессуальным решением регистратора).

Перечень ситуаций, при которых может быть вынесен отказ в проведении регистрационных процедур, предусмотрен ст. 20 Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»:

1) право на земельный участок, для регистрации которого обратился заявитель, не является правом, в отношении которых могут проводиться регистрационные процедуры;

2) признание недействительным акта уполномоченного государственного органа, на основании которого возникло правоотношение собственности;

3) отсутствие у субъекта полномочий на распоряжение правом собственности на ЗУ;

4) непредставление субъектами документов, являющихся обязательными для проведения регистрационных процедур;

5) имеющиеся противоречия между регистрируемым и ранее зарегистрированными правами на земельный участок.

Источник: https://advokat-malov.ru/gosudarstvennaya-registraciya-i-kadastr-nedvizhimosti/registraciya-prava-sobstvennosti-na-zemelnyj-uchastok.html

Понятие и регистрации земельных участков и учете земель

Понятие земельная регистрация

Регистрация земельных участков, являясь составной частью земельного кадастра, выступает в качестве юридического мероприятия по оформлению прав пользования и владения конкретным земельным участком и внесения записей в соответствующие государственные документы.

В условиях Казахстана она носит государственный характер. Она направлена на охрану и укрепление государственной и частной собственности на землю и прав на пользование земельными участками. Земельно-регистрационным данным придается юридическая сила.

В системе кадастра в ее задачу также входит сбор, систематическое хранение и обновление сведений о правовом и хозяйственном положении земель.

Регистрации земельных участков предшествует юридическое оформление, закрепление установленных границ участков на местности, определение площадей земельных участков и составление соответствующих планов. Эти работы выполняются в порядке землеустройства (межхозяйственного). Регистрация земельных участков проводится одновременно с учетом земель.

Для осуществления охраны землепользования и землевладения надо располагать сведениями о том, кто является землепользователем или землевладельцем и на какую конкретно территорию распространяется их право пользования и владения.

Регистрация землепользований и землевладений охватывает круг вопросов, связанных с оформлением прав пользования и права собственности конкретными земельными участками и записью данных о них в соответствующих документах (земельно-кадастровых книгах и магнитных носителях АИС ЗК).

Она содержит сведения о правовом положении земельных участков.

Основанием для регистрации землепользования является решение соответствующего государственного органа о предоставлении земельного участка юридическому или физическому лицу на соответствующие цели на основании предусмотренных законом необходимых документов, а также предоставленных документов о перенесении в натуру землеустроительного проекта и закреплении границ участка на местности. После оформления государственной регистрации землепользователю или собственнику выдают документ (государственный акт установленной формы) на право пользования или право собственности на земельный участок вместе с планом этого участка. В решениях о предоставлении земельных участков указывается, для какой цели они отводятся и основные условия пользования землей.

При предоставлении земель в пользование приоритет предоставляется сельскохозяйственным землепользователям. В документе на право пользования или право собственности также указывается целевое назначение участка, делимость или неделимость, сервитуты и другие обременения и ограничения.

В пользование или владение гражданам и юридическим лицам могут быть предоставлены один или несколько отдельно расположенных земельных участков, которые представляют единое землепользование, поскольку право имеет один субъект, имеющий определенные права и обязанности по пользованию, владению всей этой земельной территорией. Землепользование или землевладение в виде конкретного земельного участка подлежит государственной юридической регистрации, то есть оно, как и любой объект недвижимости, должно быть внесено не только в земельнокадастровые книги, но и пройти государственную регистрацию в соответствующих органах.

Регистрация земельных участков подразделяется на основную (первичную) и текущую (последующую).

При первичной регистрации производятся работы по оформлению новых земельных участков (землепользований и землевладений), систематизации и внесению соответствующих сведений в земельно-регистрационные документы..

Работы по оформлению всех законно происходящих изменений и внесение соответствующих уточнений в первичные регистрационные данные и документы осуществляются в порядке текущей регистрации землепользований. Таким образом, обеспечивается поддержание земельно-регистрационных данных на уровне современности..

В республике государственная регистрация земельных участков сложилась в определенную систему.

В отличие от учета земель, регистрация земельных участков охватывает не весь единый государственный земельный фонд, а лишь ту его территорию, которая предоставлена в пользование и собственность. Ее не ведут на свободных землях государственного запаса.

Земельно-регистрационные сведения используются также при оценке земель.

В новых условиях неизмеримо возросло значение регистрационных данных для усиления охраны права собственности и права землепользования, при проведении операций с земельными участками, в случаях изъятия земель в государственных надобностей, при решении земельных споров и т.п.

Учет земель, являясь составной частью земельного кадастра, представляет собой один из видов народнохозяйственного учета. Специфика методов его ведения обусловлена особенностями объекта – земли как средства производства и недвижимости.

В отраслях народного хозяйства земля используется для различных целей и соответственно этому производится ее учет.

Земля учитывается как место размещения жилых построек, промышленности, сельского и лесного хозяйства, предприятий транспорта, учреждений культуры, здравоохранения, военных организаций и учреждений и т.п.

В некоторых отраслях производства (сельское и лесное хозяйство), кроме учета земли как операционного базиса, необходим учет ее как производительной силы, как главного средства производства. Это обусловливает необходимость в получении специальных сведений об использовании и качественном состоянии земель. К ним относятся, прежде всего, данные о составе и качестве сельскохозяйственных угодий.

Для количественного отражения и качественной характеристики земель в земельном учете применяются натуральные измерители. Учет направлен на получение, обработку, анализ и хранение сведений о количестве, качестве и хозяйственном использовании земель, необходимых для рационального использования и охраны земельного фонда республики.

При решении общегосударственных задач учет земель выступает как государственное мероприятие. Поэтому государство определяет задачи, содержание и порядок его ведения. Оно устанавливает: содержание земельно-учетной информации и методы ее получения; формы и содержание учетной и отчетной документации; сроки представления отчетности; органы осуществляющие учет.

Установленный порядок учета является обязательным на всей территории республики.

Объектом государственного учета является весь единый земельный фонд республики Казахстан. Государственный учет земель представляет собой определенную систему, которая включает учет количества и качества земель.

Учет ведется по фактическому состоянию и использованию земель на основе доброкачественных планово-картографических материалов. Учету подлежит весь земельный фонд в разрезе административно- территориальных единиц, категорий земель и землепользователей, землепользований и угодий, нами предлагается следующая схема классификации (Рис.19).

Качество земельных угодий определяется по качеству почв, рельефу, составу травостоя, мелиоративному состоянию и т.п.

Поскольку объектом государственного учета земель является весь государственный земельный фонд, то учету подлежат все земли, входящие в его состав, независимо от того, в чьем пользовании и ведении они находятся, используются они или нет на данный момент.

Земельный фонд Республики Казахстан
Земельно-кадастровые единицы Кадастровые учетные элементы
Земельный участок Земельные угодья
Кадастровый квартал Природный контур (участок)
Район (город) Парцеллы
Область Фации
Республика Поливные участки
Экологически однородные участки

Источник: https://studopedia.ru/12_194831_ponyatie-i-registratsii-zemelnih-uchastkov-i-uchete-zemel.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.