Порядок использования земельных участков отдельных территориальных зон

Содержание

Что такое зонирование земельного участка и какие бывают виды зонирования территорий

Порядок использования земельных участков отдельных территориальных зон
Кадастровые работы  

Градостроительное зонирование определяет возможность застройки земельных участков в соответствии с утвержденным в регионе генеральным планом земельной застройки, поэтому важно понимать — в какой функциональной зоне поселения территориально находится земельный участок. О том, какие существуют виды зонирования территорий в генеральном плане, я подробно рассказываю ниже.

Территориальные зоны — это земельные территории, объединённые возможностью застройки конкретными видами объектов. На генеральном плане такие зоны выделяют цветом, а также буквенным обозначением. 

Территориальные зоны детализируют функциональные зоны, то есть устанавливают градостроительные регламенты на отдельно взятых территориях, придавая каждому земельному участку  правовой режим.

Функциональные зоны правового режима земельных участков не устанавливают, но влияют на него косвенно именно через территориальные зоны, устанавливаемые в соответствии с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ).

Как узнать категорию земель и вид разрешенного использования

Если назначение земельного участка соответсвует перечню объектов, которые могут быть размещены в данной зоне, то собственник участка может бесплатно изменить вид разрешенного использования.

Как узнать вид зонирования земельного участка

Чтобы узнать, в какой функциональной зоне расположен земельный участок, обращаемся к карте градостроительного зонирования территории поселения.

Карта градостроительного зонирования городского или сельского поселения (схема-карта функциональных зон) — это графическая часть ПЗЗ территорий поселений, в которой устанавливаются границы всех территориальных зон, включённых в генеральный план поселения.

Для этого:

  1. Заходим на официальный сайт поселения, на территории или вблизи которого расположен земельный участок;
  2. Находим на сайте раздел «Генеральный план и схема функциональных зон», либо сразу наберите в Яндексе фразу «Генеральный план и схема функциональных зон поселка Х» и перейдите по первой ссылке.
  3. Находим интересующий нас земельный участок на карте и запоминаем территориальную зону, в которой он расположен.

Предлагаю сразу перейти к сокращениям, которыми обозначают зонирования территорий на генплане.

Таблица видов зонирования земельных участков

Тип зоныНаименование зоны в действующем ГенпланеОбозначение на картахНаименование зоны в проекте измененийОбозначение на картах
ЖилыезоныЗоны коллективных садоводствЖ1Зона застройки односемейными (индивидуальными) жилыми домами (отдельно стоящими и/или блокированными), коллективных садоводств, с включением объектов общественно-деловой застройки, а также объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием проживающего населения1ЖД
Зоны застройки отдельно стоящими и/или блокированными односемейными (индивидуальными) жилыми домамиЖ2
Зоны малоэтажной многоквартирной жилой застройкиЖ3Зона малоэтажной многоквартирной жилой застройки с включением объектов общественно-деловой застройки, а также объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием проживающего населения2ЖД
Зоны среднеэтажной многоквартирной жилой застройкиЖ4Зона среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки с включением объектов общественно-деловой застройки, объектов социальной и инженерной инфраструктуры3ЖД
Зоны многоэтажной многоквартирной жилой застройки (9 этажей и выше)Ж5
Зоны жилой застройки на территории исторического центра Санкт-ПетербургаЖ6
Зоны исторической жилой застройки на территории исторических пригородов Санкт-Петербурга (Пушкина, Павловска, Петергофа, Кронштадта, Ломоносова)Ж7
Общественно-деловые зоныЗоны многофункциональной общественно-деловой застройкиД1Зона всех видов общественно-деловой застройки с включением объектов жилой застройки и объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоныД
Зоны размещения объектов здравоохранения, культуры, среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданийД2
В положении о территориальном планировании не устанавливаетсяД3Зона всех видов общественно-деловой застройки и объектов водного транспорта с включением объектов жилой застройки и объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоныДИ
Производственные зоныЗоны предприятий IV и V классов вредности (100 м и 50 м) и сопутствующих им общественно-деловых объектовП1Зоны объектов производственного, транспортно-логистического, складского назначения, инженерной инфраструктуры, с включением объектов общественно-деловой застройки, связанных с обслуживанием данной зоныПД
Зоны предприятий I, II и III классов вредности (П2
Зоны инженер-ной и транспортной инфраструктурЗоны скоростных магистралей, дорог непрерывного движения и городских магистралейУЗона городских скоростных дорог, магистралей непрерывного движения и магистралей городского значения с включением объектов инженерной инфраструктурыУ
Зоны объектов городского транспорта и инженерной инфраструктурыИ1Зона объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, коммунальных объектов, объектов санитарной очистки с включением складских и производственных объектовИ1
Зоны объектов воздушного транспортаИ2Зона объектов воздушного транспорта с включением объектов общественно-деловой и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоныИ2
Зоны объектов железнодорожного транспортаИ3Зона объектов железнодорожного транспорта с включением объектов общественно-деловой и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоныИ3
Зоны объектов водного транспортаИ4Зона водного транспорта с включением объектов общественно-деловой и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоныИ4
Зоны сельхоз использованияЗоны сельскохозяйственных угодий, питомников и теплицС1Зоны сельскохозяйственных угодий, питомников и теплиц и производственных объектов сельскохозяйственного назначения с включением объектов производственной, социальной и инженерной инфраструктурыС
Зоны производственных объектов сельскохозяйственного назначенияС2
Рекреационные зоны:Зоны спортивных сооружений и пляжейР0Зона спортивных сооружений и пляжей с включением объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоныР0
Зоны лесов и лесопарковР1Зона лесов и лесопарковР1
Зоны зеленых насаждений общего и ограниченного пользованияР2Зоны зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов, допустимых в соответствии с законодательством об охране зеленых насаждений, включая плоскостные спортивные сооруженияР2
Зоны объектов отдыха и развлечений, туризма и санаторно-курортного лечения, гостиниц и пансионатов различного типаР3Зона объектов отдыха, спорта, досуга и развлечений, туризма и санаторно-курортного лечения, гостиниц и пансионатов, дачного фонда с включением объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоныР3
Зоны прочих зеленых насажденийНе обозначеныЗона дворцово-парковых комплексов и исторических парковР4
Зона зеленых насаждений, выполняющих специальные функции с включением объектов, допустимых в соответствии с действующим законодательством[1]Р5
Зоны специального назначенияЗоны кладбищ, крематориевК1Зона кладбищ, крематориев с включением объектов социальной и инженерной инфраструктурыК1
Зоны складирования отходов потребления и другие подобные объектыК2Зоны складирования отходов потребления с включением объектов инженерной инфраструктурыК2
Зоны военных и иных режимных объектовК3Зоны военных и иных режимных объектов с включением объектов социальной и инженерной инфраструктурыК3
АкваторииВнутригородские акватории.АГВнутригородские акваторииНе обознач.
Прилегающая к городу акватория Финского заливаАФ

Источник: https://zembaron.ru/raznoe/zonirovanie/

Зонирование земель: зачем нужно и как его проводят в 2020 году

Порядок использования земельных участков отдельных территориальных зон
Время чтения: 4 минут

Деление земель на категории по целевому назначению — базовый принцип земельного законодательства РФ.

В соответствии с ним, правовой режим участков определяется их принадлежностью к определенной категории и разрешенным использованием.

В связи с этим зонирование земель и отнесение к одной из установленных Земельным кодексом РФ категорий является обязательным мероприятием.

Что такое зонирование земель

Требование о проведении зонирования установлено в ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую». Земельное законодательство РФ определяет разные виды земельно-правового зонирования для:

  • населенных пунктов (ст. 85 Земельного кодекса РФ);
  • земель транспорта, энергетики, промышленности;
  • территорий специального назначения (ст. 87 ЗК).

Итак, зонирование земель — это их разделение на участки с разным целевым назначением и правовым режимом использования.

Такое разделение производится согласно планам развития территорий, главные принципы и положения которого определяет Правительство РФ. Утверждение этих планов относится к компетенции органов местного самоуправления или государственной власти. Решения, принятые ими в отношении земельного зонирования, обязательны к исполнению для всех форм собственности и других прав на наделы.

Подобные нормативные акты регламентируют порядок:

  • создания основных инженерно-транспортных коммуникаций;
  • плотности застройки;
  • посадки зеленых насаждений;
  • расположения культурных и социально-бытовых объектов обслуживания населения;
  • иного использования земли.

Как производится зонирование земель населенных пунктов

Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, зонирование — это разделение населенных пунктов и отдельных их территорий на зоны при градостроительном планировании развития. Подобное деление определяет виды градостроительного использования таких зон и устанавливает ограничения их применения.

Зонирование земель населенных пунктов производят органы местного самоуправления, курирующие разработку и реализацию правил застройки. Это относится к территориям сельских и городских населенных пунктов, прочих муниципальных образований.

Правовой режим использования установленных территориальных зон определяется градостроительным регламентом и документацией.

Зоны различного функционального назначения и ограничения их использования отражаются в генеральном плане города или других населенных пунктов (ст. 35 Градостроительного кодекса РФ). Территориальное зонирование земель фиксируется в схемах, включенных в правила застройки. Они представляют собой:

  • графический материал — кодовые обозначения зон разного функционального назначения и их границы;
  • текстовые материалы — градостроительные регламенты для каждой из установленных зон.

Деление населенных пунктов на территории устанавливает правила использования объектов недвижимости (земли и строений) по градостроительному регламенту, ограничения и сервитуты.

К земельным участкам и иным объектам недвижимости, расположенным в пределах территориальной зоны, в равной мере применяется правовой режим, установленный градостроительным регламентом.

Согласно ст. 54 Градостроительного кодекса, сведения о зонировании и регламентах территориальных зон должны быть включены в государственный градостроительный кадастр.

Что входит в состав земель населенных пунктов

Земли, на которых располагаются населенные пункты, занимают относительно небольшие площади, в отличие от иных категорий территорий. Однако именно на них сосредоточена основная часть населения.

В состав территорий населенных пунктов входят зоны, отнесенные к землям:

  • транспортной и инженерной инфраструктуры;
  • жилым;
  • общественно-деловым;
  • производственным;
  • рекреационного назначения;
  • сельскохозяйственного использования;
  • особо охраняемых территорий;
  • специального назначения;
  • расположения военных объектов.

Ознакомьтесь подробнее с тем, какие существуют категории земель в РФ.

Как устанавливаются границы территорий в населенных пунктах

Границы территориальных участков фиксируются на карте градостроительного зонирования. Они отвечают требованию принадлежности определенного земельного надела к одной территориальной зоне. Это значит, что формирование одного участка из нескольких, расположенных в разных территориях, не допускается.

Применительно к одному земельному участку территориальная зона, как правило, не устанавливается. На картах выделяются границы:

  • территориальных зон;
  • территорий объектов культурного наследия;
  • зон с особыми условиями использования.

Как осуществляется зонирование участка

Чтобы обеспечить функциональное использование земли с учетом отнесения ее к определенной категории, необходимо осуществить зонирование территории земельного участка. Такое деление предполагает разграничение площади дачного или приусадебного надела на отдельные зоны, несущие различную функциональную нагрузку, а также спланированные связи между ними.

Хотя план зависит от приоритетов и желаний его владельца, стандартно выделяют определенный перечень подобных территорий.

Главные функциональные зоны

Обычно зонирование дачного участка предполагает выделение на территории следующих функциональных зон:

  • въездной (парадной);
  • жилой;
  • хозяйственно-бытовых построек;
  • садово-огородной;
  • игровой;
  • предназначенной для отдыха.

Планирование жилой зоны и территории хозяйственных построек

Определение функциональных территорий осуществляется на стадии проектирования. Площади, выделяемые под конкретные цели, выражаются в процентном отношении и строго соблюдаются.

Поскольку основной элемент участка — жилая зона, ее обычно планируют в первую очередь. В зависимости от назначения территории участка дом может находиться в разных ее частях.

Например, если земля будет использоваться для выращивания овощей и фруктов, жилое строение обычно располагают около ограждения.

Если же участок предназначается для создания живописных ландшафтов, жилой дом размещают в соответствии с разработанным проектом.

Зонирование участка 15 соток с домом предполагает наличие хозяйственной зоны. Как правило, она находится рядом с садового-огородной и на ней размещают:

  • теплицу,
  • сарай,
  • гараж,
  • баню.

На этой территории главный акцент делают на практичности, поэтому она оснащается мощеными дорожками и площадками.

Что такое кадастровый квартал

Чтобы наделить земельные участки характерными признаками с последующей нумерацией, на территории РФ ведется кадастровое деление на округа, районы и кварталы. Эти соподчиненные единицы обеспечивают визуализацию любого надела, сведения о котором имеются в ГКН.

Кадастровый квартал — часть района и округа, представляющая собой минимальную единицу деления. Границы квартала формируется с учетом созданных человеком искусственных объектов, а также природных особенностей местности.

У каждого кадастрового квартала есть уникальный учетный номер. Он состоит из кода кадастрового района и порядкового номера квартала, например, 16:13:141213.

В границах кадастрового квартала находятся небольшие населенные пункты, городская или поселковая застройка и иные территории.

Уникальный код земельного участка представляет собой номер кадастрового квартала и порядковый номер надела. Это позволяет идентифицировать участок в единой базе данных ЕГРН по объектам недвижимости.

Узнайте подробнее, какие территории могут входить в кадастровый квартал.

Выводы

Любые земельные участки независимо от формы собственности относятся к определенным категориям земель, установленным территориальным зонированием. Каждый надел имеет уникальный кадастровый номер, цели использования и ограничения. Их правовой режим определяется градостроительной документацией и регламентом.

Источник: https://pravovdom.ru/zemlya/zonirovanie-zemel.html

Порядок зонирования территорий и разрешенного использования земельных участков

Порядок использования земельных участков отдельных территориальных зон
Определение 1

Зонирование территорий – разграничение с выделением особых зон и установление для каждой из них целевого назначения с определением приоритетных функций и соответствующих режимов использования.

Изначально зонирование применялось в градостроительной отрасли для того, чтобы регулировать застройку городов.

Затем в США стали осуществлять зонирование, выделяя различные виды землепользования и устанавливая параметры путем выделения территориальных административных единиц целевых зон землепользования. В этих рамках существовал свой правовой режим и контролировалось его соблюдение.

В США были приняты уполномочивающие статуты по зонированию. В начале 30-х годов XX века местные органы большинства штатов получили полномочия в этой области. Нормативные акты органов на местах, называющиеся ордонансами, были направлены на частных лиц, определяли их права и обязанности по использованию земли, находящейся в собственности, в границах данной зоны.

Ордонанс содержал полный список видов землепользования, разрешенных в этой зоне. Виды землепользования делились на правовые и условные. Для условных видов необходимо было получить специальное разрешение администрации.

Если режим землепользования нарушался, следовала юридическая ответственность в виде штрафа или лишения свободы до 1 года.

Вывод 1

С помощью зонирования был установлен конкретный правовой режим земли в населенных пунктах, при нарушении которого следовала юридическая ответственность.

В более поздний период развитие получили сельскохозяйственное и экологическое зонирование.

Другие страны тоже взяли на вооружение данный способ для регулирования земельных отношений. Зонирование развивалось и в России, преследуя государственные и общественные интересы.

Развитие зонирования в России

Советский период внес свои коррективы в развитие зонирования в России, оно стало не основным способом установления правового регулирования, а дополнительным, земли делились на категории.

Отдельными категориями являлись населенные пункты, земли сельхозназначения, особо охраняемые территории. Для каждой категории устанавливался специализированный правовой режим.

Также выделялись зоны с особыми условиями использования, это делалось для того, чтобы выполнялись охранные, экологические функции.

В Земельном кодексе РФ определено:

Определение 2

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Общее регулирование зонирования с точки зрения права на сегодняшний день в России отсутствует, как и единая терминология в данной области. Термин «зонирование» применяется к различным объектам для достижения различных целей.

В Земельном кодексе РФ термин употреблен для уточнения правового режима земель без установления видов, оснований и порядка зонирования.

В ГрК РФ используется определение «градостроительное зонирование», речь идет о территориальных зонах с определенными видами разрешенного использования земельных участков. Также в ГрК РФ говорится о функциональных зонах для размещения объектов государственного и муниципального значения.

Если речь идет об особо охраняемых территориях, то в ФЗ употребляется термин «зонирование территорий национальных и природных парков.»

Деление земель на категории тоже является зонированием. Остановимся на особом виде зонирования территорий – зонах с особыми условиями использования. Сюда относятся охранные, санитарнозащитные зоны, объекты культурного наследия, охраняемые объекты и пр. В этих зонах существуют дополнительные ограничения прав, связанные с обеспечением задач и целей, ради которых зоны были созданы.

Результатом зонирования территорий является установление разрешенного использования земельных участков.

Опиши задание

Разрешенное использование земельных участков

Разрешенное использование участков земли может быть установлено на основе соответствующих актов о предоставлении земельных участков, без зонирования. Как объект недвижимого имущества участок земли характеризуется двумя составляющими: разрешенным использованием и целевым назначением. Эти сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости.

Замечание 1

Именно разрешенное использование участка земли определяет его правовой режим, устанавливает виды деятельности, которые могут осуществляться на данном участке.

Понятие в полной мере не раскрыто в законодательстве, соотношение между целевым назначением земельного участка и видами разрешенного использования тоже не установлено.

ГрК РФ определяет виды, порядок установления и изменения разрешенного использования в области градостроительного зонирования.

В отношении других категорий земель в законодательстве порядок не установлен, на практике, если разрешенное использование требуется изменить, применяются нормы ГрК РФ по аналогии закона.

Замечание 2

Такая характеристика, как разрешенное использование участка, возникла с установлением советского строя, когда образовалась исключительная собственность государства на землю.

Участки предоставлялись физическим и юр. лицам в пользование для определенной цели, это отражалось в соответствующем документе.

Государство являлось единоличным собственником земель и определяло условия и порядок их назначения.

В законе о земле 1968 года и более поздних документах было указано, что землепользователь обязан использовать земли в тех целях, для которых они предназначены. Если эта обязанность нарушалась, землепользователь лишался земельного участка.

Целевое назначение земель

В советском законодательстве существовал термин «основное целевое назначение», он относился к категории земель, а к земельному участку применялся термин «целевое назначение».

Эти два понятия могли не совпадать. Л.Е.

Бандорин утверждает, что по форме целевое назначение – это прообраз разрешенного использования Отличие в том, что первое понятие более конкретное, относящееся определенной категории земель.

Замечание 3

Целевое назначение понималось как использование с целью предоставления, данная цель была зафиксирована в соответствующих документах.

В законодательстве о земле 1990 года указывалось, что землепользователи должны были использовать земли в соответствии с назначением, которое определялось в акте о предоставлении участка. В документе указывалось, с какой целью предоставлена земля и для чего будет использована, например, для индивидуального строительства, для ведения с/х производства, для ведения садоводства и пр.

В учетных базах отражалась цель земельного участка. Постепенно данная характеристика стала называться в законе о земле разрешенным использованием земельного участка.

В ЗК РФ закреплено понятие «разрешенное использование земельного участка» и его юридическое значение.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/zemelnoe-pravo-rossii/porjadok-zonirovanija-territorij/

Как изменить Территориальную зону

Порядок использования земельных участков отдельных территориальных зон
Согласно Градостроительному кодексу, территориальная зона – это территория, для которой определены границы, и в отношении нее действуют установленные градостроительные регламенты.

К отличительным признакам любой территориальной зоны (пункты 2-4 статьи 85 Земельного кодекса РФ) относятся:

  • учёт особенностей её расположения и развития;
  • установленные границы;
  • возможность сочетания на территории зоны различных ВРИ ЗУ (видов разрешённого использования земельных участков) – жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков;
  • установленные для территориальной зоны градостроительные регламенты, составляющие основу правового режима включённых в неё земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений;
  • предотвращение возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.

Виды территориальных зон

Существуют следующие виды территориальных зон:

Жилые; общественно-деловые; производственные зоны; зоны инженерной и транспортной инфраструктур; зоны сельскохозяйственного использования; зоны рекреационного назначения; зоны особо охраняемых территорий; зоны специального назначения; зоны размещения военных объектов; иные виды территориальных зон.

Территориальные зоны детализируют функциональные зоны, то есть на отдельных их территориях, имеющих границы и функциональное назначение, устанавливают градостроительные регламенты, придавая каждому участку, включённому в территориальную зону, правовой режим.

ВРИ участков

Территориальные зоны определяют перечень допустимых в каждой из них видов разрешенного использования земельных участков и размещения (строительства) в них конкретных объектов капитального строительства.

Виды разрешённых использований, в свою очередь, подразделяются на следующие:

  • основные виды разрешенного использования, которые не могут быть запрещены при условии соблюдения особых градостроительных требований к формированию земельных участков и объектов капитального строительства и технических требований по подготовке проектной документации и строительству;
  • условно разрешённые виды использования;
  • вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые лишь в качестве дополнительных к основным видам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Где можно посмотреть территориальные зоны

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.

Карту градостроительного зонирования, можно найти на сайте любого муниципального образования или набрать в поисковике «Генеральный план» с указанием адреса того муниципального образования, карту которого вы ищите. Например: Генеральный план города Нижнего Новгорода. Ссылка: https://depgrad.government-nnov.ru/?id=122729

Территориальные зоны имеют свою цветовую гамму, т.е каждая зона имеет свой цвет. Например: Зона Ж – 1 цвет желтый.

Изменение территориальной зоны земельного участка

Градостроительный кодекс Российской Федерации допускает возможность внесения изменений в генеральный план, а также правила землепользования и застройки поселений в случаях поступления в органы местного управления соответствующих обращений.

Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (часть 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Заявление об изменении территориальной зоны земельного участка должно содержать детальное обоснование необходимости внесения изменений в ПЗЗ именно по этому поводу. Ссылка на заявление: https://depgrad.government-nnov.ru/?id=123731

Если в качестве причины обращения указывается невозможность эффективного использования участка или недвижимого имущества, то нужны факты, подтверждающие это утверждение.

Например: земельный участок по документам – Земли промышленности, назначение земельного участка изменено в соответствии с постановлением или распоряжением уполномоченного органа, но сведения об этом изменении в градостроительную документацию (генеральный план, план землепользования и застройки) не внесены и согласно генеральному плану поселения, земельный участок имеет функциональную зону – СХ-2А – зона сельскохозяйственного назначения.Таким образом, невозможность эффективного использования участка, подтверждена информацией, указанной в первичных документах на земельный участок, где отражены сведения о том, что земельный участок имеет назначение – земли промышленности.

Серьёзное внимание уделяется заявлениям, где в качестве причины обращения доказывается нанесение вреда правообладателю участка, показывается уменьшение стоимости надела или капитальных объектов.

Объективность доказательств может послужить залогом благоприятного исхода в рассмотрении заявлений об изменении территориальной зоны земельного участка.

Из приведенных норм следует, что задачей органов муниципальных образований на стадии разработки и утверждения документов по территориальному планированию, является соблюдение баланса интересов собственников, обладателей иных вещных прав на земельные участки и публичных интересов, связанных с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия.

Таким образом, территориальные зоны вводятся для установления градостроительных регламентов, которые, в свою очередь, определяют правовой режим земельных участков, включённых в территориальную зону. Именно в этом и состоит главное градостроительное значение территориальных зон и их роль в формировании генерального плана поселения. Меня зовут Ренат, спасибо, что прочитали статью! Если есть желание, получать информацию по строительству и недвижимости, нажимай наподписку! И спасибо за лайк!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c90cd8709148900b5c914f9/kak-izmenit-territorialnuiu-zonu-5ce696075b8daa00b3384860

Зоны с особыми условиями использования территорий: особенности правового регулирования, Комментарий, разъяснение, статья от 11 августа 2014 года

Порядок использования земельных участков отдельных территориальных зон

К.ю.н., доцент,профессор кафедры правовых дисциплинКазанского филиала ОУП ВПО “АТ и СО”Тихомирова Лариса Александровна

Ксожалению, действующее российское законодательство достаточноразрозненно и неоднозначно, в некоторой части даже скупо, подходитк вопросам установления и регулирования правового режима зон сособыми условиями использования территорий.

Несмотря на то, чтокатегория “зоны с особыми условиями использования территории”раскрывается в Градостроительномкодексе РФ посредством перечисления возможных ее видов(перечень которых остается открытым), а отдельные вопросыиспользования указанных территорий регламентируются Земельным кодексом РФ, в то же время ниГрадостроительный кодекс РФ, ниЗемельный кодекс РФ неустанавливают единых правил и требований в раскрытии общейхарактеристики таких зон.

Правовой режим таких зонрегламентируется не только градостроительным и земельнымзаконодательством, но и законодательством в областиэлектроэнергетики (охранные зоны объектов электросетевого хозяйстваи охранные зоны объектов по производству электрической энергии),законодательством в области промышленной безопасности (охранныезоны магистральных трубопроводов и охранные зоныгазораспределительных сетей), законодательством о железнодорожномтранспорте (охранные зоны железных дорог), законодательством осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения(санитарно-защитные зоны), природоресурсным законодательством(водоохранные зоны, зоны затопления и подтопления, рыбоохранныезоны и рыбохозяйственные заповедные зоны, лесопарковые зоны изеленые зоны и т.д.) и другими отраслями российскогозаконодательства.

Многоотраслевой характерзоны с особым условием использования территорий предопределяетособенности ее правового режима, порядка установления, определенияграниц, совокупности устанавливаемых требований.

Анализ нормативныхправовых актов, устанавливающих соответствующие требования,позволяет говорить о том, что, к сожалению, не все вопросы нашлизаконодательное закрепление и правовую регламентацию, отсутствуетединообразие в установлении правового режима указанных зон, из-заправовых пробелов и коллизий много вопросов по процедуреустановления таких зон возникают в правоприменительной практике.Приходится констатировать, что по некоторым вопросам при наличииматериальных норм (правил и требований) отсутствуют процессуальныенормы. В результате получается, что обязательные для исполнениятребования существуют, а ответственность за их несоблюдениеотсутствует. Так, например, отсутствуют самостоятельные составыадминистративных правонарушений, предусматривающие административнуюответственность за нарушения правового режима санитарно-защитныхзон, охранных зон объектов электросетевого хозяйства и охранных зонобъектов по производству электрической энергии зон и др.

Внастоящем пособии использован общий подход в раскрытии правовогорежима существующих зон с особыми условиями использованиятерритории, с помощью которого можно выявить не только общее иособенное в регламентации указанных вопросов, но и существующиеправовые пробелы и возможные коллизии.

I.Общая характеристика зон с особыми условиями использованиятерритории

Ксожалению, действующее российское законодательство достаточноразрозненно и неоднозначно, в некоторой части даже скупо, подходитк вопросам установления и регулирования правового режима зон сособыми условиями использования территорий.

Несмотря на то, чтокатегория “зоны с особыми условиями использования территории”раскрывается в Градостроительномкодексе РФ посредством перечисления возможных ее видов(перечень которых остается открытым), а отдельные вопросыиспользования указанных территорий регламентируются Земельным кодексом РФ, в то же время ниГрадостроительный кодекс РФ, ниЗемельный кодекс РФ неустанавливают единых правил и требований в раскрытии общейхарактеристики таких зон.

Так, в соответствии сост.1Градостроительного кодекса РФ зоны с особыми условиямииспользования территорий – это охранные, санитарно-защитные зоны,зоны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)народов РФ, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зонысанитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытовоговодоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемыев соответствии с законодательством РФ.

Как видим, правовоерегулирование зон с особыми условиями использования территорийимеет разноотраслевой аспект. На это также указывает п.3ст.52 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охранеокружающей среды”, согласно которому порядок установления исоздании защитных и охранных зон регулируетсязаконодательством.

Правовой режим таких зонрегламентируется не только градостроительным и земельнымзаконодательством, но и законодательством в областиэлектроэнергетики (охранные зоны объектов электросетевого хозяйстваи охранные зоны объектов по производству электрической энергии),законодательством в области промышленной безопасности (охранныезоны магистральных трубопроводов и охранные зоныгазораспределительных сетей), законодательством о железнодорожномтранспорте (охранные зоны железных дорог), законодательством осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения(санитарно-защитные зоны), природоресурсным законодательством(водоохранные зоны, зоны затопления и подтопления, рыбоохранныезоны и рыбохозяйственные заповедные зоны, лесопарковые зоны изеленые зоны и т.д.) и другими отраслями российскогозаконодательства.

Многоотраслевой характерзоны с особым условием использования территорий предопределяетособенности ее правового режима, порядка установления, определенияграниц, совокупности устанавливаемых требований.

Всилу требований ст.56Земельного кодекса РФ особые условия использования земельныхучастков и режим хозяйственной деятельности в охранных исанитарно-защитных зонах являются ограничениями прав на землю.

При этом ограничения правна землю устанавливаются актами исполнительных органовгосударственной власти, актами органов местного самоуправления,решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ для охранныхзон.

Лицами, деятельностькоторых вызвала необходимость установления охранных,санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение правсобственников земельных участков, землепользователей,землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшениекачества земель, осуществляется возмещение убытков.

Всоответствии с ч.3ст.87 Земельного кодекса РФ в состав земель промышленности ииного специального назначения в целях обеспечения безопасностинаселения и создания необходимых условий для эксплуатации объектовпромышленности, энергетики, особо радиационно опасных иядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов ирадиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могутвключаться охранные, санитарно-защитные зоны и иные зоны с особымиусловиями использования земель.

Земельные участки,которые включены в состав таких зон, у собственников земельныхучастков, землепользователей, землевладельцев и арендаторовземельных участков не изымаются, но в их границах может быть введенособый режим их использования, ограничивающий или запрещающий тевиды деятельности, которые несовместимы с целями установлениязон.

Порядок использованияотдельных видов земель промышленности и иного специальногоназначения, а также установления зон с особыми условиямииспользования земель данной категории, если иное не установленоЗемельным кодексом РФ,определяется:

-Правительством РФ в отношении указанных земель, находящихся вфедеральной собственности;

-органами исполнительной власти субъектов РФ в отношении указанныхземель, находящихся в собственности субъектов РФ;

-органами местного самоуправления в отношении указанных земель,находящихся в муниципальной собственности.

Всоответствии со ст.52Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающейсреды” в целях обеспечения устойчивого функционированияестественных экологических систем, защиты природных комплексов,природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий отзагрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и инойдеятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.

Вцелях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитаниярастений, животных и других организмов вокруг промышленных зон иобъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативноевоздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранныезоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах,микрорайонах городских и сельских поселений – территории, зеленыезоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимомприродопользования.

Анализ нормативныхправовых актов, устанавливающих соответствующие требования,позволяет говорить о том, что, к сожалению, не все вопросы нашлизаконодательное закрепление и правовую регламентацию, отсутствуетединообразие в установлении правового режима указанных зон, из-заправовых пробелов и коллизий много вопросов по процедуреустановления таких зон возникают в правоприменительной практике.Приходится констатировать, что по некоторым вопросам при наличииматериальных норм (правил и требований) отсутствуют процессуальныенормы. В результате получается, что обязательные для исполнениятребования существуют, а ответственность за их несоблюдениеотсутствует. Так, например, отсутствуют самостоятельные составыадминистративных правонарушений, предусматривающие административнуюответственность за нарушения правового режима санитарно-защитныхзон, охранных зон объектов электросетевого хозяйства и охранных зонобъектов по производству электрической энергии зон и др.

Внастоящем пособии использован общий подход в раскрытии правовогорежима существующих зон с особыми условиями использованиятерритории, с помощью которого можно выявить не только общее иособенное в регламентации указанных вопросов, но и существующиеправовые пробелы и возможные коллизии. При этом сам правовой режимзоны с особыми условиями использования территорий предполагаетналичие следующих необходимых компонентов:

1) определенные цели ееустановления;

2) особый объектохраны;

3) особый субъектныйсостав, их правовой статус;

4) ее размеры играницы;

5) процедуру и порядок ееустановления;

6) размещениеопознавательных (информационных, защитных) знаков;

7) совокупностьтребований, связанных с осуществлением хозяйственной и инойдеятельности:

-особенности использования земельных участков;

-особенности осуществления хозяйственной и иной деятельности на еетерритории;

-запреты и ограничения;

8) юридическуюответственность за нарушение установленных требований.

2.1.Охранные зоны объектов электроэнергетики

Всоответствии с ч.2ст.89 Земельного кодекса РФ для обеспечения безопасного ибезаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектовэлектроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиямииспользования земельных участков независимо от категорий земель, всостав которых входят эти земельные участки.

Порядок установленияохранных зон для отдельных видов объектов и использованиясоответствующих земельных участков определяется ПравительствомРФ:

-Постановление Правительства РФ от24.02.

2009 N 160 “О порядке установления охранных зон объектовэлектросетевого хозяйства и особых условий использования земельныхучастков, расположенных на границах таких зон”;

-Постановление Правительства РФ от18.11.

2013 N 1033 “О порядке установления охранных зон объектов попроизводству электрической энергии и особых условий использованияземельных участков, расположенных в границах таких зон”.

Надзор за соблюдениемособых условий использования земельных участков в границах охранныхзон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органомисполнительной власти, на который возложены функции по федеральномугосударственному энергетическому надзору. Согласно Положениюо Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомномунадзору, утв. ПостановлениемПравительства РФ от 30.07.2004 N 401, органом федеральногогосударственного энергетического надзора является Ростехнадзор.

2.1.1.Охранные зоны объектов электросетевого хозяйства

Правовоерегулирование:

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420217258

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.