Порядок оформления границ земельного участка

Содержание

Как проводится определение границ земельного участка?

Порядок оформления границ земельного участка

Установление границ земельного участка является необходимой процедурой для постановки земли на кадастровый учет и оформления на нее права собственности.

Нынешнее законодательство не дает четкого правового определения границе земельного участка. Есть множество прецедентов, судебных решений, упоминаний, но точного определения в законе нет. По этой причине часто возникают спорные ситуации относительно самого установления границ земельного участка, которое представляет собой часть всей процедуры межевания.

Правовое регулирование на федеральном и местном уровне своими нормами сталкиваются друг с другом, но попробуем все-таки определить некие общие особенности процедуры установления границ земельного участка.

Законодательство

Действующая российская нормативно-правовая база закрепляет необходимые правила межевания и установления границ как в рамках государства, так и в пределах субъекта РФ. А именно статья 11.1 Земельного кодекса РФ регламентирует такой вид земельных отношений.

Федеральные законы включают в понятие границ земельного участка определение части земельной площади, разграниченной по законам Российской Федерации, которая входит в объект недвижимости в качестве гражданского оборота в целях покупки или реализации.

Сегодня на территории РФ действуют следующие законодательные акты в сфере регламентирования согласования и установления границ земельных участков:

  • «О государственном кадастре недвижимости»;
  • «О землеустройстве»;
  • «Об утверждении правил установки на местности границ объектов недвижимого землеустройства».

Границы земельного участка четко фиксируются в его кадастровом паспорте, однако это не препятствует возникновению споров между участниками земельных отношений и оспариванию территориальных фактов в судебном порядке.

Когда требуется процедура установления границ земельного участка?

Процедура определения границ земельного участка, их фиксации в кадастровых документах требуется в том случае, когда в местные управляющие органы поступает заявление об изменении в местонахождении участка либо заявление об уточнении границ земельного участка собственника, который непосредственно подает документы.

В соответствии со статьей 38.7 Федерального закона РФ «О государственном кадастре недвижимости», определение точных координат земельного участка (его точек на местности) осуществляется на основании правил и требований, оговоренных в законе.

Установить правильные границы земельного участка — необходимая мера для урегулирования кадастровых споров либо при необходимости уточнения границ участков природоохранных зон или объектов искусственного происхождения.

В таком случае назначается комиссия по уточнению границ земельного участка для внесения полученных сведений о точном месторасположении земли в государственный кадастр.

Российское законодательство закрепляет нормы о том, что заинтересованным лицам нельзя принимать участие в процедуре установления границ земельных участков либо отказываться в согласовании месторасположения участков для защиты прав собственников земли.

Межевание с 2018 года потребуется для проведения сделок с земельным участком:

Необходимая документация

Что же понадобится для организации установления или уточнения границ владельцу земельного участка, помимо заявления об установлении границ земельного участка:

  • Паспорт собственника земли либо его доверенного представителя;
  • Правоустанавливающие документы на земельный участок;
  • Ситуационный план земельного надела;
  • Разрешение на изменение данных в государственном кадастре недвижимости;
  • Акт межевания земельного участка.

Порядок установления границ — последовательность действий

Для того чтобы землеустроительная компания провела работы по установлению границ на земельном участке, необходимо подать приведенные выше документы. Первое, с чего начинается любая процедура подачи прошения об услуге — написание заявления.

Структура заявления на межевание (установление границ земельного участка):

  • Правая верхняя часть: указывается на чье имя пишется заявление о прошении. Как правило, это руководитель землеустроительной организации, которая оказывает услуги по инженерно-геодезическим работам. Чуть ниже указываются данные о месторасположении дома, его размерах.
  • Просительная часть: прописывается непосредственная просьба лица (организации) о проведении процедуры межевания на земельном участке, контактные данные.
  • Нижняя часть: указываются дополнительные сведения.

Второй важнейший акт после подачи заявления и других документов — акт согласования местоположения границы земельного участка.

Акт установления и согласования границ земельного участка заключают в присутствии соседей. В нем делают пометки о согласии соседей с проведением межевания.

Помимо данного акта, геодезисты проводят различные измерения, устанавливают точные границы путем фиксации точек на местности.

Акт согласования составляется следующим образом:

  • Сначала прописывается кадастровый номер или другое обозначение земельного участка;
  • Затем указывается площадь земельного участка;
  • После двух строк с общими сведениями об участке с помощью первой таблицы обозначается согласование по каждой границе участка;
  • Во второй таблице указывается наличие разногласий при согласовании местоположения границы земельного участка;
  • Третья таблица содержит сведения о снятии возражений о местоположении границы земельного участка;
  • В конце указывается ФИО кадастрового инженера, проводящего работы по установлению границ земельного участка, ставится его подпись и личная печать.

Основной документ процедуры установления границ земельного участка после проведения всех измерений — межевой план. В межевой план вносят все проанализированные результаты геодезических измерений на участке, схема, чертеж, точные координаты, размеры земельного участка в натуре, извещение и финальный акт согласования границ земельного надела.

Межевой план содержит разделы:

  • Исходные данные;
  • Сведения о выполненных измерениях и расчетах;
  • Сведения об образуемых земельных участках и их частях;
  • Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам;
  • Заключение кадастрового инженера;
  • Схема геодезических построений;
  • Схема расположения земельных участков;
  • Чертеж земельных участков и их частей;
  • Акт согласования местоположения границы земельного участка;
  • Абрисы узловых точек границ земельных участков;

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/mezhevanije/procedura-ustanovleniya-granic-zemelnogo-uchastka.html

Установление границ земельного участка в 2020 году: порядок определения, стоимость, процедура согласования

Порядок оформления границ земельного участка

Главным признаком любого земельного участка в России являются установленные внешние границы. Без прохождения подобной процедуры собственник может пользоваться землей, но у него нет возможности продать или подарить ее. Каким образом осуществляется процедура и что для этого требуется?

Установление границ земельного участка

Согласно ст. 11.1 ЗК РФ, в качестве участка может быть признана только территория с определенными границами. Сведения о них должны содержаться в едином реестре недвижимости.

Если собственник не проходил такую процедуру, ему необходимо выполнить установление границ земельного участка.

Это позволит избежать различных неприятностей, таких как конфликтная ситуация с соседями (читайте, что делать если сосед захватил часть земельного участка) или проверяющей инстанцией. Также можно избежать возможного судебного разбирательства.

Согласно ФЗ № 218 от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости», сведения вносятся в единый реестр. Здесь систематизируются учетные данные в отношении всех объектов недвижимости. Разграничение осуществляют путем выявления координат их основных точек.

Определение

Установление границ представляет собой процедуру, которая требуется для постановки участка на кадастр. Работа заключается в сопоставлении с градостроительным планом, определении поворотных точек и сверке с другими объектами.

Если замеры выполнены без нарушения требований законодательства, надел индивидуализируется и формируется в качестве полноценного недвижимого объекта. Для определения внешней границы используются географические координаты, установленный адрес и местоположение земли.

Способы определения границ

Узнать границы земельных участков по кадастровому номеру можно на сайте Росреестра. Если они отсутствуют, необходимо воспользоваться одним из следующих способов:

  • пригласить кадастрового инженера;
  • получить информацию через интернет на сайте Росреестра;
  • запросить сведения в местной администрации или попросить документы у соседей;
  • на основании документации, если она имеется.

Если возникла потребность в определении границ, лучше обратиться к кадастровому инженеру. Он предоставляет свои услуги на платной основе, а по завершении работы выдает официальный акт.

По завершении процедуры документы подаются в ближайший отдел Росреестра. Здесь участок внесут в единую базу объектов недвижимости и прав собственности.

Ему присваивается новый кадастровый номер, а полученные сведения наносятся на карту.

В каких ситуациях необходимо установить границы земельного участка

Данные о границах земельного надела дают возможность определить местоположение существующего участка по отношению к смежным землям, искусственным и природным объектам. Для этого готовится межевой план. Ранее он не являлся обязательным документом. Но с 2018 года без него невозможно поставить землю на учет. Он может понадобиться в следующих ситуациях:

  • первоначальное формирование территории для последующей постановки на кадастровый учет;
  • дальнейшее использование как гражданами, так и компаниями;
  • проведение комплекса работ для установления, изменения категории и допустимого назначения земель;
  • полноценное распоряжение объектом имущества – продажа, дарение, обмен или передача по наследству (узнайте, как продать квартиру, полученную по наследству);
  • предотвращение конфликтных ситуаций с соседями;
  • в случае установленного несоответствия, если один или несколько участков еще формируются.

Внимание! Основная цель процедуры – установить и индивидуализировать конкретную территорию, обезопасить себя от юридических споров с собственниками соседних наделов.

Установление или первичное определение границ. Как понять, что нужно?

Все работы на местности осуществляют частные геодезисты при помощи сертифицированного оборудования. Это важно, так как любые погрешности могут привести к большому ущербу. Они действуют на основе закона и соответствующих разрешений.

Работы по первичному определению границ не такие простые, как это может показаться первоначально. Необходимо не только уточнить данные по конкретному участку, но и согласовать границы с соседями. Это исключит возникновение промежутков между наделами и предотвратит наложение линий.

Существенную роль имеет первичное измерение, которое позволяет обозначить территорию. Если оно выполнено правильно, уточнение границ не приведет к конфликтам. Но важно учесть, что в соответствии со СНИП собственник должен строить дом и другие капитальные объекты на определенном расстоянии от забора.

Может быть интересно: нормы отступа от дома до границ участка.

Процедура установления границ: к кому обращаться?

В первую очередь, необходимо подать документы и заявление установленного образца. Далее требуется акт согласования расположения границ. Он заключается в присутствии всех соседей по участку, с наделами которых он может граничить. Действующий порядок предполагает наличие отметок о их согласии с проведением межевания.

Выполняются следующие этапы:

  1. Подготовительный. На этом этапе происходит согласование работ и обсуждается их стоимость. Осуществляются проверка документов заказчика и подготовка проекта межевания.
  2. Геодезические работы. Участок требуется межевать на месте. Осуществляются полный замер территории, геодезическая съемка и определение границ в соответствии с представленными документами и расположением соседних наделов.
  3. Камеральные работы. Для их выполнения приглашают кадастрового инженера. Он составит план и согласует полученные сведения со сведениями из документов.

Кадастровый инженер заранее назначает дату, когда можно забрать готовый документ. В этот день необходимо явиться и получить его. Если все в порядке, подписывается акт приема-передачи выполненных работ. О готовности документа собственнику сообщат по телефону, который он оставляет во время согласования работ.

В результате работы можно оформить план, который необходимо предоставить в территориальный отдел Росреестра или МФЦ. Необходимо написать заявление и оплатить госпошлину.

Кем проводится установление границ

Чтобы запустить процесс межевания, необходимо располагать достаточным временем. Поиск компании следует начинать, когда вы будете свободны от других дел. Вся основная работа проводится на месте. Требуется присутствие следующих лиц:

  • собственника участка;
  • геодезической группы;
  • кадастрового инженера.

Собственник предоставляет на рассмотрение документы. Так как услуга может стоить немало, важно проверить репутацию компании и наличие разрешительной документации. Если работа не будет выполнена правильно, придется платить повторно. По завершении процедуры собственнику обязаны выдать соответствующий акт.

Необходимые документы

Для установления границ и проверки расположения участка владелец подает заявление. Вместе с ним предоставляется следующее:

  • паспорт владельца;
  • правоустанавливающая документация на собственность;
  • акт межевания;
  • разрешение на внесение изменений в сведения ГКН;
  • ситуационный план на земельный надел;
  • доверенность и паспорт доверенного лица, если личное присутствие владельца невозможно.

Стоимость работ

Цена на размежевание определяется в зависимости от различных факторов, среди которых выделяют регион расположения, размер и сложность работ. Также значение имеет наличие или отсутствие поворотных точек. Стоимость колеблется от 2 тыс. руб., если площадь составляет до гектара при восстановлении границ и до 25 тыс. руб. при межевании в процессе образования участка.

Что касается времени, оно определяется отдельно для каждого этапа:

  • на геодезическую съемку около 10 дней;
  • на топографическую съемку со спутника – 40 дней;
  • на предоставление документов – 5 дней;
  • на восстановление межевых знаков порядка 10 дней.

Если границы не установлены, чем это грозит?

Собственники часто считают, что согласовать границы можно позднее, когда понадобится продать участок. В действительности такой шаг приведет к негативным последствиям. Появится владелец ближайшего надела, который не будет согласен с местом установки забора.

Дело может дойти до районного суда, где будут запрошены документы на землю от обеих сторон. Если среди них нет межевого плана, правоту доказать не получится. Судья выпишет постановление на устранение нарушений. При этом он не обязан давать время на получение документов, так как отмежевать участок нужно было сразу.

Таким образом, земли нуждаются в определении границ, которые должны совпадать с имеющимися в реестре сведениями. Это позволит избежать проблем в будущем и четко знать, где заканчивается своя территория. Процедура выполняется однократно и не требует повторения.

Источник: https://lawowner.ru/nedvizhimost/zemlya/ustanovlenie-granits

Согласование межевого плана границ земельного участка / Документы / Госуслуги Москвы

Порядок оформления границ земельного участка

Согласование межевого плана границ земельного участка

    • Физические лица, Прием запросов и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, от уполномоченных представителей физических лиц не предусмотрен.
    • Индивидуальные предприниматели,
    • Юридические лица, и законные представители
    • Сведения о документе, удостоверяющем личность заявителя;
    • Электронный образ документа, подтверждающий полномочия представителя действовать от имени заявителя (заявителей),
    • Электронный образ межевого плана границ земельного участка в формате QNT,
    • Электронный образ сведений о координатах точек земельного участка
    • Юридические лица, при подаче запроса в электронной форме с использованием Портала предоставляют электронные образы документов, подписанные электронной подписью.

Вы можете отправить сообщение в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

Порядок обжалования решений и действий (бездействия) Департамента и его должностных лиц. Контроль за исполнением административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы осуществляет Главное контрольное управление города Москвы: + 7(495)633-63-99.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решенийи действий (бездействия) Департамента и его должностных лиц:

1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на решение и (или) действие (бездействие) Департамента и его должностных лиц при предоставлении государственной услуги.2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”, Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП “О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве”, Административным регламентом предоставления услуги.
3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:3.1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.3.2. Требования от заявителя:3.2.1. Документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.4. Жалобы на решения (действия, бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих Департамента и работников Государственного казенного учреждения города Москвы “Московский центр недвижимости” рассматриваются руководителем Департамента или уполномоченным заместителем руководителя Департамента.Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя Департамента, в том числе на решения, принятые им или его уполномоченным заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются вышестоящим органом исполнительной власти города Москвы в соответствии с пунктами 5.6, 6 приложения 6 к постановлению Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП “О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве”.(в ред. постановления Правительства Москвы от 14.05.2015 N 272-ПП)5. Жалобы могут быть поданы в органы, уполномоченные на их рассмотрение, в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).5.2. Почтовым отправлением.5.3. С использованием Портала.5.4. С использованием официального сайта Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.6. Жалоба должна содержать:6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного или муниципального служащего, работника, решения и действия (бездействие) которых обжалуются.6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя – физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя – юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).6.5. Сведения о решениях и действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.6.7. Требования заявителя.6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).6.9. Дату составления жалобы.7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством.Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:9.1. Отказа в приеме документов.9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение о ее удовлетворении (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении.11. Решение должно содержать:11.1. Наименование органа исполнительной власти, рассмотревшего жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя – физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя – юридического лица.11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).11.11. Порядок обжалования решения.11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.14. Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, отказывает в ее удовлетворении в случаях:14.1. Признания обжалуемых решений и действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).14.5. Жалоба не позволяет установить те решения и действия (бездействие) органов исполнительной власти города Москвы, подведомственных им организаций, которые обжалуются (не определен предмет обжалования).15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.15.4. При поступлении в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, ходатайства заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.16. Решения об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении направляются заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем их принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее 5 дней со дня регистрации жалобы письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 Административного регламента предоставления услуги, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее регистрации в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.(в ред. постановления Правительства Москвы от 06.06.2016 N 305-ПП)19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:20.1. Размещения соответствующей информации на Портале и стендах в местах предоставления государственной услуги.20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.21. В случае установления в ходе рассмотрения жалобы признаков состава административных правонарушений или уголовных преступлений соответствующие материалы должны быть направлены в органы, уполномоченные возбуждать производство по делам об административных правонарушениях и по уголовным делам, в течение двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного законодательством срока рассмотрения жалобы).

Источник: https://www.mos.ru/pgu/ru/services/procedure/0/0/7700000010000143100/

Установление или уточнение границ земельного участка – этапы процедуры и документы

Порядок оформления границ земельного участка

В понимании границ участка земли подразумевается установка земельной площади, определенной путем межевания согласно Федеральному Законодательству РФ. Площадь земли входит в недвижимую собственность, с которой можно проводить сделки купли-продажи. Все земельные участки должны быть оформлены и пригодны для совершения рыночных сделок.

Рассмотрим, как оформить границы участка.

статьи: 

В каких случаях требуется установление границ земельного участка, и что это дает?

О межевании и расстановки границ участка земли написано в статье 11.1 ЗК РФ. Процедуру установления границ участка земли необходимо проводить в нескольких случаях:

1. Для подачи документов в кадастровую службу

Установка границ определенной территории производится, если в кадастровую службу подают заявление с просьбой уточнить или же изменить границы участка земли собственника, подавшего документы. Подробно указано в ФЗ РФ ст.38 п.7. об установлении границ, требованиях и правилах.

2. При спорных ситуациях между владельцами смежных земельных участков

Очень часто споры между владельцами земельных участков возникают в результате неправильно определенных, на их взгляд, границ.

Чтобы решить этот спор, достаточно сделать межевание и понять – где, согласно плану межевания, установить забор и метки.

3. По решению суда.

Если суд вынес решение об определении границ участка, то собственник должен сделать межевание своего участка земли – вызвать инженера кадастровых работ, который и составит необходимый план межевания участка.

4. Когда на земельных участках портятся границы

В том случае, если на границах земельного участка завалился забор, то есть, испорчены межевые точки, собственнику следует обратиться в кадастровый отдел для установления межевых точек. Вызвать специалиста также придется.

5. Когда новому собственнику участка нужно узнать, правильно ли установлен забор

При совершении сделок с землей каждому владельцу требуется знать, правильны ли границы его земельного участка. Для этого следует обратиться в кадастровый отдел для установления межевых точек.

Правовая основа и документация для установления границ участков земли

Урегулирование отношений, которые возникают во время проведения процедуры межевания и установления границ, а также становления собственности на государственный кадастровый учет сопровождается Федеральным Законом под номером 221, утвержденным 24 июля 2007 года. Это – главный документ, регулирующий и контролирующий данную процедуру и работу специалистов.

Также имеется приказ Минэкономразвития России, принятый 24 ноября 2008 года, под номером 412. Он содержит требования и правила подготовки плана межевания, а также гласит о нанесении расположения меток на границах по территории участков земли.

Порядок согласования границ земельного участка – этапы установления границ участка

Действия согласования можно поделить на три этапа.

Этап 1. Подготовительный

Он подразумевает такие действия:

  1. Нужно указать всех собственников участков, граничащих с вашим. В этом вам поможет служба государственного кадастра недвижимости.
  2. Если собственники соседних участков дадут вам письменное согласие и подтвердят ваш кадастровый план, то можно произвести согласование границ не на местности, а в кадастровом отделе.
  3. Определить, каков будет порядок установления границ территории земли. Этот порядок устанавливает кадастровый специалист. У него по закону всего два выбора – либо провести собрание собственников участков, либо беседовать с каждым индивидуально.
  4. Уведомить участников собрания о дате проведения встречи, либо назначить каждому собственнику участков определенное время беседы. Назначает кадастровый инженер.
  5. Извещения должны прилагаться к плану межевания и будут являться его неотъемлемой частью.

Этап 2. Проведение собрания собственников всех участков

Следует:

  1. Проверить документы, подтверждающие право собственности земельных участков, у лиц, пришедших на встречу.
  2. Ознакомить явившихся на сбор заинтересованных лиц со всеми документами и с проектом межевания некоторого участка.

Этап 3. Заключительный

Вам нужно:

  1. Проверить, где находится акт согласования. Правильное оформление – на обратной стороне чертежа данного участка земли. Если чертеж отсутствует, то подписывать акт не стоит.
  2. Оспорить в судебной инстанции, если же акт подписали без чертежа.

Список документов для установления или уточнения границ участка земли – что понадобится?

Прежде чем обратиться в кадастровую службу с заявлением, владельцу земельного участка следует подготовить следующие документы:

  1. Паспорт собственника земельного участка, либо его доверенного лица.
  2. Документ, доказывающий собственность земельного участка.
  3. Ситуационный план земельного участка.
  4. Разрешающий документ для изменения сведений в государственном кадастре недвижимости.
  5. Акт межевания территории участка земли.

Порядок разрешения споров при согласовании местоположения границ участка

Законом Российской Федерации предусмотрена процедура досудебного урегулирования споров, в ходе которой должны решиться все споры собственников соседних земельных участков путем повторного согласования.

Владелец участка должен:

  1. Прийти к квартальному – человеку, решающему вопросы вашего района улиц.
  2. Обратиться вместе с ним к соседу и попытаться обговорить мирно, в каком месте следует установить новые границы, по каким причинам они были нарушены.

  3. Взять личное письменное согласие с владельца соседней территории.
  4. Если же собственник против, то попросить квартального написать бумагу, в которой он подтверждает обращение к соседу.

Если по каким-то причинам спор не удалось согласовать, то дело следует рассматривать в судебной инстанции.

Судебная практика установления границ земельного участка – каким может быть судебное решение, и что это дает?

Подавая иск в суд, вы должны учесть некоторые обязательные действия.

Вам потребуется:

  1. Получить информацию о соседской территории земли в кадастровом отделе.
  2. Запросить в службе выписку о причине, почему не удалось урегулировать спор кадастровому инженеру.
  3. Составить исковое заявление и подать его в судебную инстанцию.
  4. Получить выписку кадастрового инженера.

  5. В качестве ответчика пригласить на заседание суда владельца соседнего участка, с которым необходимо согласовать изменение границ территории. Можно также позвать кадастрового инженера, он сможет разъяснить соседу о правильности своих действий.

Обычно судья назначает землеустроительную техническую характеристику, которую проведет специалист кадастрового управления, поэтому вам заранее об этом беспокоиться не надо.

Специалист должен будет установить следующие факты:

  1. Выполнение межевания с постановкой всех уточненных границ территории участка ситуационный план номер 1.
  2. Выполнение межевания с постановкой всех уточненных границ территории участка ситуационный план номер 2.

  3. Присутствует ли наложение участков друг на друга, на какие величины площади имеется отклонение.
  4. По каким координатам требуется восстановить правильную границу между участками.

Если же кадастровый специалист соглашается с вашим мнением по поводу раздела границы, то, скорее всего, суд вынесет положительное решение и ваше дело станет выигрышным. Если же инженер против, то следует ожидать отказа.

После вынесения решения суда стоит поставить участок на кадастровый учет.

Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Источник: https://pravo812.ru/useful/632-ustanovlenie-ili-utochnenie-granits-zemelnogo-uchastka--etapy-protsedury-i-dokumenty.html

Как провести межевание земельного участка (установить его границы)

Порядок оформления границ земельного участка

При межевании устанавливаются (восстанавливаются) и закрепляются на местности границы земельного участка, определяется его местоположение и площадь. Оно проводится в обязательном порядке, так как без него вы не сможете поставить участок на кадастровый учет и зарегистрировать на него свои права.

Как правило, межевание выполняется кадастровым инженером. Для этого вам нужно заключить с ним договор. В процессе межевания проводится, в частности, сбор необходимых документов, обследование участка, согласование его границ и их закрепление, определяется площадь и составляется чертеж границ.

В результате проведения работ оформляется межевой план.

Что такое межевание земельного участка

Межевание – это работы по установлению границ земельного участка, их восстановлению и закреплению на местности, а также определению его местоположения и площади (п. 1.1 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996).

В настоящее время термин “межевание” в законодательстве практически не используется. Оно регулируется указанной Инструкцией, которая применяется в части, не противоречащей действующему законодательству

Однако межевание, как процесс установления границ земельного участка, проводится и сейчас, однако выполняется путем проведения кадастровых работ. Это следует из ч. 4, 4.2 ст. 1 Закона о кадастровой деятельности.

Обязательно ли проводить межевание земельного участка

Да, межевание земельного участка должно проводиться обязательно, если образуется новый участок (участки) или уточняются границы уже существующего.

Оно проводится путем выполнения кадастровых работ. По их результатам будут подготовлены документы, необходимые для кадастрового учета земельного участка. Без них вы не сможете поставить участок на кадастровый учет и зарегистрировать права на него (ч. 4 ст. 1 Закона о кадастровой деятельности, ч. 4 ст. 1 Закона о госрегистрации прав на недвижимость).

Это правило не распространяется на ранее учтенные земельные участки. Сведения о них вносятся в ЕГРН и без проведения межевания. Это следует из ч. 5 ст. 69 Закона о госрегистрации недвижимости.

Кто может проводить межевание земельного участка

По общему правилу межевание земельного участка, то есть кадастровые работы, может проводить кадастровый инженер (ч. 4 ст. 1 Закона о кадастровой деятельности).

Для выполнения работ вам нужно заключить договор подряда на выполнение кадастровых работ с кадастровым инженером или организацией, в которой он является работником. При этом кадастровый инженер должен состоять в саморегулируемой организации (ч. 1 ст. 29 названного Закона).

Поэтому, прежде чем подписать договор, рекомендуем проверить это в реестре кадастровых инженеров (https://rosreestr.ru/wps/portal/ais_rki).

В нем приведены сведения о всех кадастровых инженерах, а также об отказах в кадастровом учете по подготовленным ими документам и о совершенных ими ошибках.

Если подрядчик – юрлицо, в его штате должно быть не менее двух работников – кадастровых инженеров. Если подрядчик – кадастровый инженер, он должен быть зарегистрирован в качестве ИП. В этом случае другие лица, в том числе кадастровые инженеры, работающие у него по трудовому договору, не вправе выполнять кадастровые работы (п. 7 Письма Минэкономразвития России от 27.05.2019 N 16648-ВА/Д23и).

Если работы будет выполнять для нужд юрлица работающий у него по трудовому договору кадастровый инженер, то заключать с ним договор подряда не нужно (ч. 1.1 ст. 35 указанного Закона).

Если земельный участок находится в публичной собственности или является неразграниченным, кадастровые работы может проводить кадастровая палата

Как проводятся работы по межеванию (установлению границ) земельного участка

В процессе межевания проводятся, в частности (п. 2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996):

• подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов;

• полевое обследование земельного участка и оценка состояния межевых знаков;

• составление технического проекта (задания) межевания земель;

• уведомление правообладателей смежных земельных участков о проведении работ;

• согласование границ участка с правообладателями соседних участков и закрепление границ на местности межевыми знаками;

• определение координат пунктов опорной межевой сети и межевых знаков;

• определение площади участка;

• составление чертежа его границ.

Отметим, что согласование границ участка является обязательной процедурой, если уточнены границы участка, в отношении которого проводились работы, или смежных участков, сведения о которых имеются в ЕГРН (ч. 1 ст. 39 Закона о кадастровой деятельности).

Местоположение границ земельного участка устанавливается путем определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания его границ и деления их на части (ч. 8 ст. 22 Закона о госрегистрации недвижимости).

Если границы участка уточняются, то для определения их местоположения используются сведения, которые содержатся в документах о праве на земельный участок, при отсутствии этих документов – в документах о границах участка при его образовании.

Если в документах нет сведений о местоположении границ земельных участков, их границами считаются те, которые существуют на местности 15 лет и более и закреплены природными либо искусственными объектами, позволяющими определить местоположение границ (ч. 10 ст.

22 названного Закона).

Как оформляются результаты работ по межеванию земельного участка

В результате межевания земельного участка (проведения кадастровых работ) составляется межевой план. На основании него вы сможете поставить участок на кадастровый учет или уточнить его границы (ст. 37 Закона о кадастровой деятельности, п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона о госрегистрации недвижимости).

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d8c49a48600e100b1669360/kak-provesti-mejevanie-zemelnogo-uchastka-ustanovit-ego-granicy-5f34ec7dd9b5e50f9238f363

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.