Порядок оформления права собственности на земельный участок

Как правильно оформить земельный участок в собственность

Порядок оформления права собственности на земельный участок

/ Земля / Оформляем земельный участок

Оформление земельного участка в собственность позволяет свободно распоряжаться землей и совершать с ней различные сделки: продавать, передавать по наследству, дарить, защищать свои права при возникновении споров с местными властями, соседями и т.п.

В соответствии с нормами Земельного кодекса РФ любой российский гражданин имеет право на бесплатное оформление земли в собственность всего один раз в течение жизни. Последующее оформление участков земли для физических лиц, использовавших данное право, как и для всех юридических лиц, будет осуществляться на платной основе.

Земельный участок может быть оформлен в совместную собственность, в долевую собственность либо в единоличную собственность.

При оформлении земельного участка законодатель установил некоторые ограничения. Так, нельзя оформить в собственность участок, находящийся на территории кладбища, парка, государственного заповедника.

Кроме того, не подлежат приватизации земли, изъятые из оборота, земли вооруженных сил, участки земли, на которых располагаются объекты атомной энергетики.

Необходимые документы для оформления

При наличии всех документов приватизация земельного участка осуществляется довольно быстро. Регистрационные органы должны не позднее 1 месяца с момента обращения заявителя с соответствующим заявлением выдать свидетельство, подтверждающее право собственности.

Чтобы получить данное свидетельство, нужно предоставить в регистрационный орган следующие документы:

  • паспорт или другое удостоверение личности;
  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • правоустанавливающий документ, который подтверждает права заявителя на данный земельный участок. Это может быть свидетельство о вступлении в наследство, приказ о выделении участка земли либо постановление о предоставлении земельного участка, договор купли-продажи, судебное решение о признании права собственности и другие документы;
  • кадастровый план оформляемого земельного участка;
  • заявление о государственной регистрации участка земли на праве собственности.

Однако, как показывает практика, сбор всех документов зачастую связан с определенными сложностями. Поэтому оформление собственности затягивается на длительное время.

Это связано, в основном, с тем, что у многих владельцев земли, особенно если приватизируемый участок был приобретен до вступления в силу Земельного кодекса в 2001 году, отсутствуют и кадастровый паспорт, и правоустанавливающий документ.

Возможна и такая ситуация, что все указанные документы есть в наличии, но они оформлены давно, по устаревшим правилам, и в них отсутствует необходимая для регистрации участка информация. В этих случаях оформление земельного участка в собственность существенно усложняется и занимает достаточно много времени.

Получение кадастрового плана

За получением кадастрового плана владельцу участка нужно обращаться в территориальный кадастровый орган с соответствующим заявлением, квитанцией об уплате государственной пошлины и удостоверением личности.

Если нет неопределенности с границами участка, и все сведения о данном земельном участке уже имеются в кадастре, получение кадастрового плана занимает около 10 дней после подачи заявления о его выдаче (хотя на практике этот срок зачастую увеличивается).

Гораздо сложнее обстоит ситуация, если какие-то сведения об участке отсутствуют в кадастре. В этом случае кадастровый орган выдает справку, в которой указывается перечень дополнительных документов, необходимых для составления полноценного кадастрового плана.

Чаще всего для уточнения месторасположения границ земельного участка или других сведений владельцу участка приходится за свой счет проводить землеустроительные работы, а именно процедуру межевания.

Межевание, то есть описание участка с определением его границ, осуществляется специальными коммерческими организациями. В рамках этой процедуры владельцу земли придется согласовать расположение границ своего участка с соседями. Если же с обладателями соседних участков договориться о границах не удается, то необходимо этот вопрос разрешать в суде.

Работы по межеванию обычно включают сбор информации об участке, а также сбор и обработку картографической, геодезической и другой документации, связанной с перераспределением и использованием земель, составление плана с отображением всех объектов и т.д. Такие работы занимают определенное время и, как правило, требуют финансовых затрат.

После проведения всех необходимых землеустроительных работ владельцу участка нужно вновь обратиться в кадастровый орган для получения кадастрового паспорта со следующими документами:

  • описание земельного участка;
  • правоустанавливающий документ на участок земли;
  • запрос на проведение кадастрового учета.

Сам кадастровый учет осуществляется бесплатно в течение 30 дней, после чего территориальный кадастровый орган выдает на земельный участок кадастровую выписку либо кадастровый паспорт.

Скачать и распечатать бланк договора аренды квартиры для дальнейшего использования.

Как правильно оформить договор дарения доли в квартире своему родственнику, можно узнать из этой статьи.

Получение правоустанавливающего документа

Нередко бывает и ситуация, когда у владельца земли отсутствует правоустанавливающий документ на землю. Это, прежде всего, связано с тем, что до октября 2001 года земельные отношения в Российской Федерации были недостаточно урегулированы в законодательном порядке.

Так, многие покупатели приобретали земельный участок, переоформив лишь членскую книжку. В данном случае приватизация участка также существенно осложняется. Тут возможны несколько вариантов:

  1. Найти продавца, взять у него доверенность и оформить договор купли-продажи участка надлежащим образом;
  2. Обратиться в суд, чтобы доказать факт купли-продажи земельного участка и получить правоустанавливающий документ. Для этого нужно представить суду определенные доказательства: членскую книжку, копии платежных документов, подтверждающих уплату ежегодных членских взносов, постановление территориальной администрации о закреплении за владельцем земельного участка, свидетельские показания и другие доказательства;
  3. Если земельный участок выделялся не конкретному гражданину, а садоводческому обществу в целом, нужно сначала приватизировать всю землю на общество, а затем уже провести межевание и оформление индивидуального участка в собственность.

Как только правоустанавливающий документ и кадастровый план будут получены, можно обращаться за регистрацией права собственности в соответствующий регистрационный орган.

В указанных случаях приватизация земельного участка требует дополнительных временных и финансовых затрат. Особенно процесс оформления собственности может затянуться в последнем случае. Первоначально, для оформления общей собственности необходимо принять решение на общем собрании членов общества и подать соответствующее коллективное заявление в территориальную администрацию.

Помимо заявления потребуются государственный акт об отводе земельного участка данному обществу с планом границ, схема границ каждого участка в составе общей собственности и акт о закреплении каждого участка за конкретным владельцем, генеральный план территории общества.

Кроме того, общество должно будет предоставить в территориальную администрацию свои уставные документы, выписку из ЕГРЮЛ, а также свидетельство о государственной регистрации общества.

Территориальная администрация должна в течение 1 месяца с момента подачи заявления вынести распоряжение о предоставлении земли в собственность общества и утвердить план границ. Это распоряжение служит основанием для дальнейшего межевания как общего участка в целом, так и каждого индивидуального земельного участка в отдельности.

На практике межевание и получение кадастрового паспорта занимает около 6 месяцев.

Следующий этап – это регистрация права собственности на общий земельный участок, которая также осуществляется в течение 1 месяца. И, наконец, последний этап – это оформление каждым владельцем земельного участка в индивидуальную собственность в регистрационном органе.

Оформление арендованного земельного участка в собственность

Определенные особенности имеет оформление земельных участков, выделенных в аренду под индивидуальное жилищное строительство. В этом случае, чтобы перевести арендованную землю в собственность, нужно:

  • построить индивидуальный жилой дом;
  • зарегистрировать право собственности на дом;
  • обратиться со свидетельством о регистрации жилого дома в администрацию, которая должна перевести арендованную землю в собственность.

Таким образом, оформление земельных участков в собственность имеет достаточно много нюансов и требует соблюдения определенных правил и норм законодательства.

Отсутствие необходимых знаний может существенно увеличить временные и финансовые затраты на приватизацию земли.

Поэтому лучше подготовиться к данному процессу заранее, внимательно изучив нормативные акты или обратившись за консультацией к профессиональным юристам.

Источник: https://infonedvizhimost.com/zemlya/oformlyaem-zemelnyj-uchastok/v-sobstvennost.html

Регистрация права собственности на земельный участок

Порядок оформления права собственности на земельный участок
Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Государственная регистрация и кадастр недвижимости » Регистрация права собственности на земельный участок

21 июля 1997 году в нашей стране произошло знаковое событие – Государственная Дума приняла ФЗ-122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Впервые в современной истории отношения по оформлению прав на недвижимость были приведены в единую систему, определяющую исчерпывающий перечень прав и обязанностей регистрирующих органов, субъектов правоотношений, а также полный список требований для регистрации прав.

Земельный участок, как объект правоотношений, представляет из себя часть поверхности территории земли, границы которого определены, описаны и  надлежащим образом удостоверены.

Право собственности на участок земли, как объект недвижимости, является ключевым вещным правом на землю.

Право собственности предоставляет собственнику весь комплекс правомочий по владению, пользованию и распоряжению землей.

Для реализации этих полномочий право собственности на земельный участок должно быть зарегистрировано в установленном порядке.

Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что регистрация прав – это совершение уполномоченными органами определенного юридического акта (действия), влекущего за собой юридические последствия. На практике такое определение означает, что право собственности на любое недвижимое имущество, в том числе и земельный участок, возникает с момента государственной регистрации права собственности на него.

Основными признаками, отличающими государственную регистрацию от иных юридически значимых действий, являются:

  • 1) проведение регистрации уполномоченным государственным органом;
  • 2) проведение регистрации в рамках процедуры (регламента), единого для каждого субъекта правоотношений;
  • 3) обязательный характер последствий регистрации права для всех субъектов;
  • 4) итогом регистрации является юридический акт подтверждения и удостоверения правовых фактов на объект регистрации.

Органы, уполномоченные на совершение действий по государственной регистрации прав

Так как процедура регистрации прав регламентируется государством и представляет из себя единую систему, Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» четко определен перечень органов, имеющих полномочия на проведение регистрационных действий в отношении прав.

Система таких органов была определена Указом Президента РФ от 09.03.2004 года № 314 и изменениями в ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

На данный момент органом, уполномоченным на проведение рассматриваемых мероприятий, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, которая находится в ведении Министерства юстиции РФ. Данная структура имеет официальное укороченное название – Росреестр.

В каждом субъекте РФ действуют Территориальные Управления Росреестра. 

Порядок проведения регистрационных действий

Процесс совершения регистрационных действий в отношении права собственности на земельный участок состоит из нескольких этапов:

  • 1) прием от субъектов необходимых документов для проведения регистрационных действий;
  • 2) юридическая экспертиза комплекта документов, проверка их законности;
  • 3) внесение сведений в ЕГРП в виде соответствующих записей;
  • 4) выдача субъектам документов, удостоверяющих факт проведения регистрации.

Процедура регистрации права считается завершенной с момента внесения сведений (записи) в Единый реестр прав и выдачи документов заявителям.

Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлен перечень обязательных документов, предоставляемых субъектами для государственной регистрации. В этот перечень входят:

  • 1) заявление о регистрации (заполняется субъектами при обращении в органы регистрации);
  • 2) документы, подтверждающие полномочия субъектов (паспорт, доверенности и иные документы);
  • 3) документы, подтверждающие факт права пользования; план объекта;
  • 4) документ, подтверждающий оплату госпошлины.

Указанные документы заявители представляют в территориальный орган Росреестра по месту нахождения земельного участка, право собственности на который подлежит регистрации.

Также в каждом регистрационном округе созданы Многофункциональные центры оказания услуг (МФЦ), которые уполномочены на прием и выдачу документов.

Однако МФЦ не обладают полномочиями по совершению конкретных юридически значимых действий и не выполняют функцию регистрации прав.

Стоимость услуги по регистрации права собственности на земельный участок определена налоговым законодательством и в настоящее время составляет для граждан в размере 2 тысячи рублей, а для организаций и предприятий 22 тысячи рублей (ст. 333.33 НК РФ). Есть ряд исключений из этих правил, установленные НК РФ:

  • 1) при регистрационных действиях в отношении права собственности граждан на земельный участок для ведения личного, подсобного, дачного хозяйства, огородничества, индивидуального гаражного или жилищного строительства заявитель должен уплатить 350 рублей;
  • 2) в случае регистрационных действий в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения заявитель уплачивает пошлину в размере 350 рублей;
  • 3) регистрационные действия в отношении доли в праве общей долевой собственности на земельный участок сельхозназначения обойдется заявителю в 100 рублей.
  • Общий срок проведения регистрационных процедур в отношении права собственности на земельный участок составляет 18 календарных дней.

Приостановление и отказ в государственной регистрации

В отношении регистрации права собственности на земельный участок основаниями для приостановления являются:

1) поступление от обладателя права или субъекта правоотношения (сделки) соответствующего письменного заявления с разъяснением причин и срока приостановления;

2) в случае поступления от одного из субъектов заявления о возврате комплекта документов без проведения регистрационных процедур, если второй субъект не обращался с таким заявлением;

3) наличие акта судебных органов о приостановлении;

4) наличие акта уполномоченных органов о наложении ареста на земельный участок или установления запрета на совершение с ним определенных действий;

5) наличие у регистратора обоснованных сомнений в наличии основания для проведения регистрационных процедур (оформляется процессуальным решением регистратора).

Перечень ситуаций, при которых может быть вынесен отказ в проведении регистрационных процедур, предусмотрен ст. 20 Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»:

1) право на земельный участок, для регистрации которого обратился заявитель, не является правом, в отношении которых могут проводиться регистрационные процедуры;

2) признание недействительным акта уполномоченного государственного органа, на основании которого возникло правоотношение собственности;

3) отсутствие у субъекта полномочий на распоряжение правом собственности на ЗУ;

4) непредставление субъектами документов, являющихся обязательными для проведения регистрационных процедур;

5) имеющиеся противоречия между регистрируемым и ранее зарегистрированными правами на земельный участок.

Источник: https://advokat-malov.ru/gosudarstvennaya-registraciya-i-kadastr-nedvizhimosti/registraciya-prava-sobstvennosti-na-zemelnyj-uchastok.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.