Порядок приобретения прав на земельные участки

15. Основания и порядок приобретения права частной собственности на землю

Порядок приобретения прав на земельные участки

В.Т. Батычко
Земельное право в вопросах и ответах
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.

Право частной собственности на земельные участки может приобретаться в силу разных гражданско-правовых и земельно-правовых оснований. При этом представляется необходимым различение терминов «приобретение» и «возникновение» права собственности на землю.

Когда мы говорим о возникновении права собственности, речь идет о появлении права собственности у государства. Так, в от.

17 3К РФ упоминаются земельные участки, право собственности на которые возникло у Российской Федерации при разграничении государственной собственности на землю.

Приобретение земельного участка означает появление права собственности у государства или иных субъектов по основаниям, предусмотренным законом (ст. 8 ГК РФ). На возможность приобретения Российской Федерацией земельных участков по гражданско-правовым основаниям указывает ст. 17 ЗК РФ.

Аналогичный термин используется и в других статьях ЗК РФ, например, когда речь идет о праве граждан – владельцев и пользователей земельных участков приобрести их в частную собственность.

         Классификация оснований приобретения земельных участков в частную собственность уже неоднократно производилась в научной литературе.

Как отмечалось, наиболее распространенными являются, во-первых, договора и иные сделки, а, во-вторых, акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Последняя группа оснований иногда называется административно-правовым способом (порядком) приобретения права частной собственности на землю, поскольку при данном способе приобретения права частной собственности на землю одной из сторон правоотношения обязательно является государственный орган или орган местного самоуправления. Административно-правовой порядок заключается в передаче компетентным органом в частную собственность из государственной или муниципальной собственности земельных участков посредством первичного предоставления либо переоформления прав на землю.

Таким компетентным органом может быть орган местного самоуправления в случае предоставления муниципальных земель, орган государственной власти субъекта РФ (если участок в собственности субъекта РФ) или орган государственной власти РФ (если участок в федеральной собственности).

Отличие процедуры «предоставления земельного участка» от процедуры «переоформления прав на земельный участок» заключаются в следующем. При предоставлении земельного участка право собственности на него у граждан и юридических лиц возникает впервые за плату или бесплатно.

Как правило, предоставление земельного участка осуществляется по итогам аукционов или конкурсов.

Процедура переоформления прав на земельный участок применялась в случае, когда граждане имели на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения (юридические лица – на праве постоянного бессрочного пользования) земельные участки, однако желали приобрести их в собственность. При этом для граждан переоформление прав на землю осуществляется пока бесплатно и по желанию, а для большинства юридических лиц – обязательно и за плату.

Для осуществления обеих процедур необходимо наличие следующих юридических фактов.  Во-первых, необходима подача заявления заинтересованным лицом и принятие решения (постановления) компетентного органа о передаче земельного участка в собственность; во-вторых, должен быть осуществлен отвод земель на местности и, в-третьих, право собственности должно быть зарегистрировано органами юстиции.

Существует две основных разновидности административно-правового порядка приобретения права частной собственности граждан на землю: переоформление права землепользования (землевладения) участком и предоставление впервые земельного участка.

Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

Не подлежат возврату земельные участки, не подлежит возмещению или компенсации стоимость земельных участков, которые были национализированы до 1 января 1991 года в соответствии с законодательством, действовавшим на момент национализации земельных участков.

Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса РФ, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ.

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

ограничений оборота земельных участков устанавливается ЗК РФ, федеральными законами.

Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

1)  государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 ЗК РФ);

2)  зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;

3)  зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

4)  объектами организаций федеральной службы безопасности;

5)  объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

6)  объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

7)  объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

8)  объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

9)  воинскими и гражданскими захоронениями;

10)  инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

1)  в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4  статьи 27 ЗК РФ;

2)  из состава земель лесного фонда;

3)  в пределах, которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

4)  занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

5)  предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4  статьи 27 ЗК РФ;

6)  не указанные в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ в границах закрытых административно-территориальных образований;

7)  предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;

8)  предоставленные для нужд связи;

9)  занятые объектами космической инфраструктуры;

10)  расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

11)  предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

12)  загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Пункт 6 статьи 27 ЗК РФ не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.

Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев:

–  изъятия земельных участков из оборота;

–  установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

–  резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам в соответствии с настоящей статьей земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается настоящим Кодексом.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.

Источник: http://www.aup.ru/books/m237/15.htm

Приобретение прав на земельные участки

Порядок приобретения прав на земельные участки

Приобретение прав на земельные участки может осуществляться в силу различных право-гражданских, а также земельно-правовых оснований.

При этом стоит отметить, что представляется обязательным отличать термины «приобретение» и «возникновение» права собственности на землю.

Ведь, в том случае, когда мы говорим о возникновении права собственности, речь идет именно о появлении права собственности у государства (образования муниципальной направленности).

Замечание 1

Так в 17 статье ЗК Российской Федерации отмечается, что в какой-либо собственности федерального порядка находятся конкретные участки, право собственности на которые появилось у Российской Федерации в процессе разграничения государственной собственности на землю.

Приобретение земельного участка по большей части означает именно появление специального права собственности у государства или же других субъектов по основаниям, которые ранее были предусмотрены на то соответствующим законом (8 статья ГК Российской Федерации).

На возможность получения Российской Федерацией участков по гражданско-правовым основаниям отмечается в 17 статье ЗК Российской Федерации.

Примерно такой же термин применяется и в иных статьях ЗК Российской Федерации, например, в той ситуации, когда речь заходит о праве граждан – землевладельцев, а также землепользователей приобрести их в частную собственность.

Классификация по приобретению земельных участков

Стоит отметить, что есть следующая классификация оснований приобретения участков земельного характера в частную собственность:

  • какие-либо сделки, а также договоры (гражданско-правовой порядок), сюда же можно отнести процесс купли-продажи, дарение того или иного имущества, мена, рента, наследование земельных участков;
  • специальные документы органов государственной направленности и, конечно, органов местного самоуправления, которые в свою очередь предусмотрены конкретным законом в качестве определенного основания по появлению гражданских прав и, что не менее важно обязанностей.

Что касается последней группы оснований, то она в некоторых ситуациях называется административно-правовым способом (или же порядком) по получению конкретного права частной собственности на земельные участки, так как в ходе данного способа одной из сторон правоотношения выступает государственный орган или же местный орган самоуправления.

Замечание 2

Порядок административно-правовой направленности в большей своей мере заключается в передаче специальным компетентным органом в собственность частного характера из государственной или муниципальной собственности каких-либо земельных участков посредством первичного предоставления либо переоформления конкретных прав на землю. Таким органом компетентного порядка в наибольшем количестве ситуаций (вплоть до окончательного разграничения земель государственной направленности) выступает орган местного самоуправления.

Опиши задание

Отличие процедур

Отличие специальной процедуры «предоставления участка земельного порядка» от процедуры «переоформления прав на земельный участок» кроется в том, что во время предоставления земельного участка право собственности на него у граждан, а также лиц юридического порядка появляется впервые за плату или же вовсе бесплатно'. В большинстве случаев, предоставление какого-либо участка земельного характера осуществляется на основании конкретных итогов аукционов или же конкурсов. Бесплатное предоставление участков из собственности государственной или муниципальной направленности в частную собственность происходит в ситуациях, которые предусмотрены ЗК Российской Федерации и какими-то другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (статья 28.3 пункт 2 К Российской Федерации).

Пример 1

Например, право на бесплатное получение в собственность определенных земельных участков под жилищное строительство в индивидуальном порядке или личное подсобное хозяйство имеют лица, которые являются героями СССР и России, кавалеры ордена Славы, граждане, имеющие трех и более детей, и ряд других категорий граждан.

Определенная процедура по осуществлению процесса переоформления конкретных прав частной собственности на тот или иной участок земли используется в тех случаях, когда лица уже обладают специальным правом, которое позволяет им на постоянной бессрочной основе пользоваться или вовсе пожизненно владеть данным участком, а конкретные юридические лица – имеют четкое право постоянного бессрочного пользования земельных участков и желают приобрести их в собственность. При этом стоит отметить, что все граждане занимающиеся переоформлением прав на землю, осуществляют данный процесс бесплатно и по собственному желанию, а лица юридического характера (кроме отмеченных в 20 статье ЗК Российской Федерации) – обязательно и за плату.

Замечание 3

Подчеркивая равенство лиц юридической направленности, а также граждан в определенных вопросах по получению в собственность земельных участков, ЗК Российской Федерации имеет в виду равное право на приобретение земельных участков из государственной или муниципальной собственности.

Тем не менее некоторые участки земли принципиально не могут находиться в собственности каких-либо юридических лиц, но при этом могут находиться в собственности граждан (например, для ведения личного подсобного хозяйства).

С другой стороны, есть такие процедуры, которые служат для приобретения права собственности на земельные участки и не используются в отношении граждан (приобретение права собственности юридического лица в результате внесения земельных участков в капитал уставной направленности).

Замечание 4

Именно из-за этого отмеченное равенство следует понимать, как некое потенциальное равенство в нравах, но не равенство во всех процедурах по получению участков различного целевого назначения, в свое время не изъятых из оборота и не ограниченных в нем.

Кодекс земельной направленности Российской Федерации по большей части занимается тем, что предусматривает два вида различных процедур предоставления земельного участка в собственность частного характера из государственной или муниципальной (по критерию какой-либо процедуры и целевого назначения участка): для осуществления строительства и для определенных целей, которые вовсе не имеют никакой связи со строительством. Предоставление конкретного участка для процесса строительства вовсе не означает, что оно будет проводиться исключительно на землях населенных пунктов. Такая процедура в силу своей универсальности вполне может использоваться и при предоставлении необходимого участка для процесса строительства какого-либо объекта промышленного характера за границами населенного пункта либо строительства турбазы на землях рекреационного назначения (с учетом специфики применения защиты земель данных категорий).

Два вида процедур

Стоит отметить, что специальная процедура, которая основана на предоставлении какого-либо земельного участка для осуществления процесса строительства обычно имеет два разных вида: с согласованием предварительного характера определенных мест размещения объекта, а также без предварительного согласования.

Важнейшим отличием у этих процедур является субъектный состав будущих граждан, которые являются правообладателями земельных участков, а также определенный порядок в процессе которого собственно и происходит получение в конкретном правовом виде земельного участка после его предоставления.

Во время процедуры предоставления земельного участка без согласования в предварительном характере мест размещения объекта право собственности или право аренды земельного участка появляется исключительно основываясь на итогах проводимых торгов (конечно, кроме ситуаций в которых происходит предоставление участка для строительства в пределах застроенной территории в соответствии со специальным договором о развитии застроенной территории), а его правообладателями становятся граждане и должностные лица юридической направленности. Этот порядок обычно включает в себя сразу несколько разновидностей: порядок общей направленности по предоставлению определенных земельных участков для осуществления процесса строительства (важно, что сюда не относится жилищное строительство); предоставление участка в соответствии со специальным договором о развитии застроенной территории; предоставление земельных участков для жилищного строительства. Что касается последней процедуры, то она в большинстве случаев содержит в качестве конкретной разновидности по предоставлению земельных участков для их комплексного освоения с конкретной целью жилищного строительства.

Вывод 1

Предоставление земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объекта в собственность не производится.

Такие участки подлежат передаче в аренду (в наибольшем количестве случаев), постоянное (бессрочное) пользование (для муниципальных, а также государственных учреждений, предприятий казенного порядка, центров исторического наследия президентов Российской Федерации, в свое время прекративших исполнение своих полномочий), в безвозмездное срочное пользование (определенными организациями религиозной направленности для осуществления процесса строительства зданий, каких-либо строений, сооружений и, конечно, определенного благотворительного назначения).

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/zemelnoe-pravo-rossii/priobretenie-prav-na-zemelnye-uchastki/

Приобретение земельного участка в собственность

Порядок приобретения прав на земельные участки

Вся имеющаяся в стране земля делится по виду права на частную и государственную. При приобретении участка, в зависимости от формы собственности, договор купли-продажи может быть заключен с частным лицом (частная собственность) либо с государственным органом (государственная собственность).

Порядок приобретения государственной земли разных форм собственности соответствует положениям Земельного кодекса РФ и является по общему правилу единообразным, за исключением возможных нюансов, предусмотренных решениями государственных органов субъектов.

Приобретение участка у частного лица

Покупка участка у частника – самый простой способ приобретения земли. Главным фактором правомерности сделки является наличие у собственника правоудостоверяющих документов на землю.

Порядок приобретения земельного надела у частного лица:

Подготовка документов

Первым шагом в оформлении собственности на землю будет подготовка необходимой документации. Согласно Земельному кодексу РФ, объектом продажи может быть участок, находящийся на кадастровом учете. Кроме кадастровой документации потребуется документ, удостоверяющий права на участок. Это может быть свидетельство или выписка из государственного реестра недвижимости.

Составление договора

Договор купли-продажи оформляется одним документом в простой письменной форме. Обязательно указываются характеристики участка (площадь, адрес расположения, номер в кадастре недвижимости, целевое использование).

В преамбуле договора стоит прописать данные продавца и покупателя. Стоимость участка также необходимо указать в договоре (цифрами и прописью).

Расписка в получении средств по договору

Для подтверждения передачи денег за участок, необходимо составить расписку. Такой документ будет подтверждением оплаты за имущество при регистрации сделки.

Регистрация договора

Составленный договор необходимо зарегистрировать в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимость (Росреестр). Подтверждающим фактом перехода права станет выданная выписка из государственного реестра, где в строке правообладатель будет указан новый собственник участка (покупатель по договору купли-продажи).

За осуществление регистрации собственности потребуется оплатить госпошлину, составляющую 350 рублей.

Квитанцию на оплату пошлины можно распечатать с сайта Росреестра или получить в многофункциональном центре.

Покупка земли у государственного органа или муниципалитета

Порядок приобретения участка земли в госоргане или местной администрации может проходить двумя способами в зависимости от разрешенного использования земли — на аукционе и без проведения торгов.

Предоставление участка на аукционе

Земля, предназначенная для строительства объектов недвижимости (за исключением частного жилого дома), в соответствии с земельным законодательством может быть предоставлена только по результатам аукциона и предоставляется в следующем порядке:

Образование земельного участка

Для образования земельного участка проводятся землеустроительные работы и производится кадастровый учет участка. Законодательно предусмотрена возможность выполнения землеустроительных работ заинтересованным лицом за счет своих средств.

Проведение аукциона

Аукцион проводится на основании решения администрации. Решение о проведении аукциона содержит в себе характеристики участка, начальную цену участка (определяется по кадастровой стоимости участка или на основании оценки рыночной стоимости).

Также в решении указывается дата, место и время проведения, задаток, подлежащий оплате до аукциона, а также определена форма заявки на участие и перечень необходимых документов.

Оплата и регистрация сделки

В течении срока, указанного в договоре, покупатель оплачивает стоимость земельного участка и обеспечивает регистрацию права собственности на земельный участок, уплатив государственную пошлину.

Приобретение участка земли без проведения торгов

В случае покупки участка для строительства жилого дома, подсобного хозяйства, ведения садоводства или дачного хозяйства, процедура оформления права собственности несколько упрощена:

  1. Образование земельного участка, кадастровый учет;
    Земельный участок также может быть ранее сформирован или образован по заявлению гражданина;
  2. Подача заявления по установленной форме в местную администрацию о предоставлении участка без проведения торгов. К заявлению прилагается кадастровый паспорт и копия удостоверяющего личность документа.
  3. Обеспечение администрацией опубликования извещения о возможном предоставлении участка на официальном сайте либо в печатном издании. Такая процедура проводится для обеспечения возможности других граждан заявиться на получение данного земельного участка;
  4. Заключение договора купли-продажи. Если заявления других заинтересованных лиц не поступил, по истечении тридцатидневного срока, заключается договор купли-продажи участка по цене равной кадастровой стоимости данной земли (по общему правилу). В случае поступления заявлений других лиц, земельный участок предоставляется по результатам аукциона.
  5. Регистрация сделки. После оплаты стоимости участка, также производится регистрация договора в Росреестре. Государственная пошлина составляет 350 рублей для ИЖС и ЛПХ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/zemelniy-uchastok-v-sobstvennost.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.