Предоставление земельных участков для сельскохозяйственного использования

Содержание

Особенности земель населенных пунктов для сельхоз использования

Предоставление земельных участков для сельскохозяйственного использования

Земли с/х назначения предназначены для ведения сельского хозяйства. Использование участка в других целях может привести к денежному штрафу. Для включения в границы НП участка с/х назначения необходимо придерживаться определенного алгоритма действий.

Категория и вид разрешенного использования земель населенных пунктов

Виды разрешенного использования земель населенных пунктов закреплены Градостроительным Кодексом РФ. В соответствии с нормами действующего законодательства устанавливаются градостроительные регламенты. С их помощью регулируется застройка определенного населенного пункта.

К землям сельхозназначения относят следующие участки:

  1. Предназначенные для с/х использования (выращивание растений, разведение скота).
  2. Предназначенные для с/х производства.

Вышеуказанные категории в корне отличаются друг от друга.

В Земельном кодексе прописано, что к землям с/х назначения относят участки, расположенные за границами населенного пункта.

Особенности таких земель

Под землями населенных пунктов подразумевается территория, предназначенная исключительно для расширения площади городов и поселков городского типа. Такие участки делятся на несколько зон:

  1. Жилые.
  2. Рекреационные.
  3. Инфраструктурные.
  4. Общественно-деловые.
  5. Производственные.
  6. Сельскохозяйственные.

Деление земель населенных пунктов осуществляется на 35 зон. Выше перечислены только самые распространенные из них. Реже всего можно встретить поля для гольфа и конных прогулок, а также территории для природно-познавательного туризма. Каждый из типов участков имеет свой специальный код целевого назначения, с которым можно ознакомиться в Приказе Минэкономразвития РФ № 709 и статье 85 ЗК РФ.

Земли сельхозназначения включают в себя комплекс из следующих зон:

  1. Сенокосы.
  2. Участки с посадками.
  3. Пастбища.
  4. Пашни.
  5. Сооружения для ведения хозяйства различного типа.

Земли сельскохозяйственного назначения используются для соответствующих целей до того момента, пока не будет изменен генеральный проект населенного пункта, согласно которому тип земли изменяется в зависимости от нужд поселения. Акт об изменении типа участка утверждается местными органами власти.

Когда назначение земли меняется, то на ее месте могут быть возведены здания и жилые дома. Смена типа является необходимостью для приоритетного развития и роста населенного пункта.

Местная власть имеет право управлять участками сельхозназначения, которые находятся в границах поселения. Возможность распоряжения ограничивается рамками компетенции управляющего органа. Право управления распространяется и на дифференцированные земли.

Если земля расположена в пределах поселения, то это не мешает использовать участок для нужд аграрного хозяйства. Территория находится под управлением нескольких лиц, из-за чего действует смешанный порядок правового регулирования.

Какие сельхоздействия разрешены

Законодательные акты устанавливают, что сельскохозяйственные территории могут использоваться в следующих целях:

  1. Производство сырья и сельхозпродукции.
  2. Ведение личного хозяйства.
  3. Устройство садоводства.
  4. Разведение рыбы.
  5. Создание фермерского хозяйства.

Законодательные акты не регулируют вопросы относительно строительства каких-либо зданий на территории сельхозземли. Но для ведения полноценного хозяйства некоторые объекты будут необходимы. Поэтому на территории могут встречаться:

  1. Коровники.
  2. Курятники.
  3. Дороги.
  4. Гаражи.
  5. Склады.
  6. Сараи.

Строительство жилого дома — сложный, но возможный процесс. Чтобы дом или коттедж был возведен абсолютно законно, потребуется соблюсти некоторые условия.

Допустимо ли строить дома или иные постройки

Законодательство позволяет сооружать на территории сельскохозяйственных земель только следующие постройки:

  1. Склады или погреба для хранения урожая или заготовок.
  2. Дом для личного пользования или для ведения хозяйства.
  3. Дачный летний домик.
  4. Хозяйственные постройки.
  5. Коттедж для одной семьи менее чем с тремя этажами.

Строительство позволяется только на территориях, которые являются собственностью физического лица.

Только после получения земли в собственность можно переходить к процедуре получения специального разрешения на постройку, которое будет основываться на заранее разработанном проекте здания.

Только при наличии такого разрешения постройка может быть зарегистрирована после окончания строительных работ.

Чем нельзя заниматься

Согласно действующему законодательству, на землях сельхозназначения строго запрещено вести какую-либо коммерческую деятельность.

Например, если вы построите на участке жилое помещение, которое оборудуете в хостел, то придется платить большой штраф.

Если земля принадлежит к категории с/х назначения, то на нее распространяется несколько ограничений, нарушение которых приведет к ответственности. Размер штрафа будет определен в соответствии с КоАП:

  • физ. лицо — 0,5–1 %, но сумма не может превышать 10 000 р.;
  • должностное лицо — 1–1,5 %, но сумма не может превышать 20 000 р.;
  • юридическое лицо — 1,5–2 %, но сумма не может превышать 100 000 р.

Предусмотрен и максимальный размер взыскания. Это касается случаев, когда нецелевое использование участка вредит экологии.

Изменение категории земли

Изменение вида разрешенного использования земель с/х назначения возможно в том случае, если владелец участка хочет построить жилой дом. Стоит отметить, что заявителем может выступать исключительно собственник.

Есть два способа перевода земли с/х назначения в ИЖС:

  1. В соответствии с земельным законодательством перевести территорию в границы населенного пункта.

    В таком случае нужно учитывать, что собственнику потребуется возместить определенную сумму денежных средств, а именно, разницу между стоимостью с/х земли и ИЖС.

  2. Расширение границ участка.

    В этом случае перевод земли в ИЖС не является необходимостью. Согласно действующему законодательству, собственник может построить частный дом в границах поселения.

Для изменения категории участка потребуется придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Лично обратиться в местный орган власти.
  2. Подать заявление.
  3. Приложить к бумаге паспорт, а также другие необходимые документы, подтверждающие право собственности на участок.

На рассмотрение поданной документации может уйти около двух месяцев. Если собственник получит добро, то ему выдадут соответствующее постановление. Если же отказ был получен необоснованно, то можно обратиться в суд с исковым заявлением.

Чтобы получить статус жилого дома на территории под дачное строительство, необходимо иметь соответствующее постановление. Для этого достаточно обратиться в местный орган власти с требуемой документацией.

Если участок предназначен для садоводства, то получить ИЖС нельзя. Поэтому, если вы собираетесь купить землю, нужно обязательно учесть вид разрешенного использования.

Пошаговая инструкция включения в границы НП участков сельскохозяйственного назначения

Для внесения изменений в границы населенных пунктов потребуется измененный генеральный проект или установление нового плана муниципального округа или отдельно взятого поселения. Требование устанавливается статьей 84 ЗК РФ.

Генеральный план составляется и подготавливается в соответствии со статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса РФ. Когда участок сельхозназначения входит в пределы населенного пункта, собственник земли остается прежним. Права на участок не переходят к муниципалитету.

Каждый владелец сельхозземли может составить обращение в муниципалитет с прошением о присоединении участка к населенному пункту. Для этого потребуется следующий пакет документов:

  1. Заявление с соответствующим прошением. Составляется в свободной форме.
  2. Кадастровый план.
  3. Документы на землю. Обращающийся должен подтвердить, что он является собственником участка.

После передачи документов начинается процедура проверки участка. Для этого орган самоуправления направляет запросы в службы для получения:

  1. Заключения о ценности земли.
  2. Справки об отсутствии потенциально опасных зон на участке.

Когда проводится проверка земли на соответствие требованиям, участок обязательно должен использоваться по целевому назначению. В границы населенного пункта не будет принята территория, которая эксплуатируется с нарушением требований. Участок должен полностью подходить под требования, установленные статьей 24 Градостроительного кодекса РФ.

При проверке территории для вхождения в границы населенного пункта учитываются следующие факторы:

  1. Возможность обустройства участка инфраструктурой.
  2. Границы доступности объектов, которые необходимы городским жителям регулярно или периодически.
  3. Отсутствие санитарно-защищенной зоны.
  4. Аграрная ценность.
  5. Отсутствие зоны охраны объектов, которые нельзя разместить в пределах НП.

Владелец участка может отправить жалобу в суд для признания решения незаконным. Составить иск можно в течение трех месяцев.

Присоединение участка к населенному пункту будет напрямую влиять на стоимость земли по кадастру. Цена определяется в соответствии с положениями Приказа Министерства экономического развития № 358.

Источник: https://selhozproizvoditeli.ru/posts/osobennosti-zemel-naselennyh-punktov-dlya-selhoz-ispolzovaniya

Земли сельскохозяйственного назначения: особенности использования с/х земель в Московской области

Предоставление земельных участков для сельскохозяйственного использования

Правовой центр ДВА М предлагает комплексное правовое сопровождение по вопросам установления и изменения видов разрешенного использования земельных участков и размещенных на них объектов капитального строительства на территории Московской области.

Представительство в уполномоченных органахПредставление интересов в суде Взаимодействие с проектировщиками и экспертами
Подготовка юридических заключенийКомплексное юридическое сопровождение строительных и инвестиционных проектов

Для решения Ваших задач по изменению вида разрешенного использования Правовой центр оказывает следующие услуги:

Земли сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения у большинства из нас ассоциируются с бескрайними полями, свободными от застройки. Земельные участки данной категории не вызывают у инвесторов особого коммерческого интереса, поскольку считается, что строить на землях сельхозназначения запрещено. Развеем этот миф.

Специфика использования земель сельскохозяйственного назначения в Московской области заключается в том, что правилами землепользования и застройки предусматривается несколько территориальных зон сельхозназначения с различными режимами использования.

Земли СХ

Так, земли СХ-1 представляют собой сельскохозяйственные угодия – пашни, сенокосы, пастбища, залежи и участки, занятые многолетними насаждениями. Условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования для таких сельхозземель ПЗЗ не предусмотрены. На участках СХ-1 действительно невозможно строительство без внесения изменений в ПЗЗ.

Земли СХ-2 предназначены для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Для таких сельхозземель ПЗЗ предусмотрен целый ряд вспомогательных и условно разрешенных видов использования.

В качестве условно разрешенного вида использования на таких землях возможно размещение спортивных и других коммерческих объектов развлекательного характера: аквапарков, боулингов, ночных клубов, аттракционов, букмекерских контор, а также гостиниц и заведений общепита.

Участок СХ-2, в рамках условного разрешенного ВРИ, можно застроить объектами придорожного сервиса, включая автозаправки, магазины сопутствующей торговли и гостиницы. А гостиницы, по сложившейся практике, легко превращаются в апартаменты.

Пример нашего юридического заключения по проекту строительства базы отдыха («экофермы») и иных коммерческих объектов на участке в зоне СХ-2 смотрите здесь.

Земли СХ-3 имеют наибольший перечень видов разрешенного использования, допускающих капитальную застройку.

Участки СХ-3 представляют реальную коммерческую ценность для потенциальных инвесторов, поскольку дают возможность, наряду с сельскохозяйственным производством, размещения объектов различного профиля: от магазинов, офисов и гостиниц до полноценных промышленных предприятий, объектов производственно-складского и иного коммерческого назначения.

Параметры строительства в большинстве ПЗЗ муниципалитетов Московской области позволяют застраивать от 45% до 70% всей площади участка сельхозназначения.

Грамотное сочетание условно-разрешенного и вспомогательных видов использования позволит правообладателю разместить на участке СХ-3 даже загородный эко-отель – целый комплекс объектов, сочетающих производство сельскохозяйственной продукции и ее переработку с размещением отдыхающих и оказанием услуг развлекательного характера.

Вы все еще верите в миф, что на сельхозземле нельзя строить?

Условно разрешенные виды использования предоставляют возможности для размещения ценных коммерческих объектов, не предусмотренных ни основными, ни вспомогательными видами разрешенного использования. В том числе, для осуществления полноценной производственной деятельности на, казалось бы, не предназначенной для этого земле, без внесения изменений в ПЗЗ.

В отличие от изменения ПЗЗ, которое во многом зависит от усмотрения уполномоченного или одного из согласующих органов, в случае с установлением условно разрешенного вида использования возможно эффективное понуждение уполномоченного органа к предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования (в т.ч. в судебном порядке).

Немотивированный отказ в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования не допускается, а основания отказа жестко регламентированы законом.

В свою очередь, в отношении вспомогательных видов (а они уже предусмотрены ПЗЗ и не требуют дополнительного согласования), в отличие от г.

Москвы, не установлены конкретные ограничения на долю задействованной под такие виды площади.

Соответственно, вспомогательные виды могут реализовываться на значительной части участка при условии осуществления деятельности, предусмотренной хотя бы одним из основных или условно разрешенных видов использования.

Градостроительный аудит, проводимый нашими специалистами, позволит правообладателю (инвестору) выработать эффективный план использования участка и организационно-правовые схемы оптимизации земельных платежей.

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/zemelnye-otnosheniya-v-moskovskoj-oblasti/ispolzovanie-s-h-zemel-v-mos-oblasti

Порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения

Предоставление земельных участков для сельскохозяйственного использования

К землям сельскохозяйственного назначения относятся находящиеся за пределами населенных пунктов территории, пригодные для ведения фермерской и садово-огородной деятельности.

С целью обеспечения граждан необходимыми площадями для создания и расширения подсобных хозяйств, разведения птиц и домашних животных, заготовки сена, выращивания растений создаются земельные фонды, в которые включаются приобретаемые государственными органами территории с целью их последующего перераспределения.

Процедура предоставления земли

Виды деятельности, разрешенные на сельхозтерриториях, устанавливаются утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ N 540 от 1 сентября 2014 г. “Классификатором…” Процедура их получения для целевого использования регламентируется следующими нормативными актами:

  • Земельным кодексом РФ, принятым ФЗ N 136 от 25 октября 1091 г.;
  • главой III ФЗ N 66 от 15 апреля 1998 г. о порядке получения территорий для садоводства, огородничества и дачного хозяйствования;
  • ФЗ N 101 от 24 июля 2001 г., регулирующим оборот земель такого типа.

Участки сельскохозяйственного назначения передаются в личное распоряжение гражданам или юридическим лицам в закрепленном действующим законодательством порядке. Получить их можно путем участия в аукционе или на безвозмездной основе, предусмотренной для отдельных категорий населения.

Допустимая площадь на одного владельца не может превышать 10% от принадлежащей муниципальным властям земли, предназначенной для перераспределения (ст.4 ФЗ N 101 от 24 июля 2001 г.). Размеры образованных участков, передаваемых в пользование садоводческим товариществам, определяются согласно ст.14 ФЗ N 66 от 15 апреля 1998 г.

Выкуп в собственность – дорогостоящая процедура, поэтому на практике чаще встречается аренда территории, соглашение о которой (как и о купле-продаже) заключается после проведения торгов. В обоих случаях порядок действий следующий:

  1. Подача заявления в органы местного самоуправления (напрямую или через МФЦ) о намерении получить участок, по целевому назначению соответствующий планируемой на нем деятельности. Выбрать землю можно по кадастровой карте на сайте Росреестра. В заявлении указывается цель использования и размер площади, ее местонахождение, требуемое право распоряжения – собственность или аренда. Если участок предстоит образовать, прикладывается проектная схема с указанием предполагаемых границ (за исключением случаев, указанных в пп.1 п.4 ст.39.11 ЗК РФ);
  2. Рассмотрение заявки занимает до двух месяцев, после чего выдаётся постановление об утверждении схемы либо обоснованный отказ. При положительном решении на основании постановления местных органов власти заявитель за свой счёт организует на участке кадастровые работы. Для этого следует обратиться в лицензированную организацию, инженеры которой аттестованы на проведение необходимых исследований. По результатам замеров кадастровых специалистов сведения об участке вносятся в Единый госреестр недвижимости;
  3. Размещение в СМИ объявления о предполагаемой передаче земли в собственность и проведении аукциона. Если в течение месяца с момента публикации информации не появится других претендентов, органы местной власти рассматривают единственную поданную заявку. В случае одного участника торгов, соответствующего требованиям на получение земельного участка, договор заключается с ним (п.6 ст.39.6 ЗК РФ);
  4. Подписание соглашения о пользовании землёй или ее покупке. Ставший владельцем участка гражданин получает выписку установленной формы, которая с января 2017 года заменяет кадастровый паспорт (Приказ Минэкономразвития РФ N 378 от 20 июня 2016 г.).

При передаче земель сельхозназначения гражданам и юридическим лицам, инициатором которой выступают муниципальные органы, кадастровые работы проводятся за государственный счет. Порядок процедуры определяется согласно п.3 ст.39.11 ЗК РФ.

Необходимые для участия в торгах документы указаны в п.1 ст.39.12 ЗК РФ:

  • заявка претендента;
  • копия удостоверения личности (для юридического лица – заверенные копии регистрационных бумаг);
  • соглашение о внесении задатка и реквизиты банковского счета для его возврата.

Затраты на получение земли складываются из стоимости проведения кадастровых работ (при необходимости), различающейся в зависимости от региона расположения земли, и платы за аренду участка либо его приобретение в собственность.

Порядок бесплатного получения земли

На безвозмездное предоставление вправе рассчитывать:

  • работники муниципальных образований (врачи, учителя), трудоустроенные по федеральным программам о переселении специалистов в сельскую местность;
  • многодетные семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми;
  • лица, получившие землю в рамках проекта развития Дальнего Востока;
  • члены организаций (садоводческих, религиозных), отвечающие указанным в законе требованиям;
  • прочие категории граждан, перечисленные в ст.39.5 ЗК РФ.

Правом бесплатного получения земельных участков обладают Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации и полные кавалеры ордена Трудовой Славы (п. 4 ст. 3 ФЗ N 5 от 09.01.1997 г.). В ряде краев и областей РФ подобная льгота предоставляется:

Допускается бесплатное получение участка одним гражданином единственный раз в жизни. Площадь зависит от категории льготников и составляет 4-25 соток.

Критерии, предъявляемые к кандидатам на льготное получение земли, различаются в субъектах РФ. В общем случае перечень требований следующий:

  • проживание в регионе не менее 5 лет, оформленная постоянная регистрация;
  • отнесение граждан к нуждающейся категории и документально подтвержденное право на льготы;
  • наличие гражданства РФ.

Причины для отказа в предоставлении

Причины возможного отказа в предоставлении земельной территории:

  • недостоверность указанных заявителем сведений;
  • несоответствие предъявленных документов действующему законодательству;
  • несоблюдение правил оформления необходимых бумаг;
  • нехватка земли в регионе;
  • для льготных категорий – отсутствие доказательств права бесплатного получения участка, наличие другой земли в собственности.

Использование участков, образованных из земель сельскохозяйственного назначения, допускается только в соответствии с разрешенными целями и с соблюдением лесного, водного и градостроительного законодательства (ст.47 ФЗ N 66 от 15 апреля 1998 г.). Нарушение гражданами пожарных и санитарных норм в процессе садово-огородной деятельности влечет наказание согласно КоАП РФ.

Запрещается образовывать для предоставления гражданам участки из искусственно орошаемых или осушаемых земель по размеру меньших, чем установленные законодательными актами нормативы для территорий подобного рода. Порядок получения площадей для использования в сельскохозяйственных целях может определяться, помимо перечисленных выше законов, постановлениями местных органов самоуправления.

Источник: https://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/predostavlenie/so-stroitelstvom/selskoxozyajstvennogo.html

Верховный Суд РФ о предоставлении и использовании земель сельскохозяйственного назначения | Юристы по недвижимости и строительству

Предоставление земельных участков для сельскохозяйственного использования

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 4 июня 2014 года, даны разъяснения на следующие вопросы:

1 вопрос. Допустимо ли предоставление гражданину в индивидуальном порядке земельного участка изземель сельскохозяйственного назначения для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства

Ответ. Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г.

№ 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации. Аналогичные положения содержатся в пп. 6, 7 ст. 27 ЗК РФ.

Пункт 1 ст.

78 ЗК РФ определяет, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, а также некоммерческими организациями.

Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается названным кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (п. 2 ст. 81 ЗК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 15 апреля 1998 г.

№ 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» орган местного самоуправления на основании утверждённого списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках.

Порядок выбора и предоставления земельных участков гражданам для указанных выше целей определён ст. 14 названного закона.

В частности, орган местного самоуправления с учётом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, после государственной регистрации которого ему в соответствии с земельным законодательством бесплатно предоставляется земельный участок.

После утверждения проекта организации и застройки территории указанного объединения и вынесения данного проекта в натуру членам этого некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность.

При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов некоммерческого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Иного порядка предоставления гражданам земельных участков сельскохозяйственного назначения для названных целей данный закон не содержит.

Таким образом, действующее земельное законодательство закрепляет возможность предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства только гражданам, входящим в состав соответствующего некоммерческого объединения.

Выделение названных земель гражданам в индивидуальном порядке законом не предусмотрено.

*********

2 ВОПРОС.

Допускается ли использование земель сельскохозяйственного назначения для индивидуального жилищного строительства? Возможно ли изменение вида разрешённого использования земельного участка сельскохозяйственного назначения (например, «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», «для ведения личного подсобного хозяйства» и т.п.) на вид разрешённого использования «для ведения дачного хозяйства» («для дачного строительства»)?

Ответ. В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г.

№ 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ.

Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населённого пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.

1.

Статья 79 названного закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), – в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4).

В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешённого использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закреплённого подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Таким образом, для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

Изменение вида разрешённого использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

2.Статья 81 ЗК РФ закрепляет положение о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства и не предусматривает их использование для индивидуального жилищного строительства.

Согласно ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст.

36 ГсК РФ зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населённых пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.

С учётом названных положений и правил п. 2 ст.

7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населённых пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию – «земли населённых пунктов».

Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешённого использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.

Источник: https://legal-union.ru/use-of-agricultural-lands/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.