Предоставление земельных участков под строительство

Порядок предоставления земельного участка под строительство

Предоставление земельных участков под строительство

В настоящее время порядок предоставления земельных участков должным образом урегулирован в законодательстве.

Например, ранее в распоряжение физического или юридического лица мог попасть только земельный учас­ток, который обладал всеми необходимыми характеристиками: границами, кадастровым номером.

Кроме того, такое было возможно только при наличии у земельного участка правообладателя. Также зачас­тую на практике вызывала большие сложности передача несформированных земельных участков, особенно из государственной собственности.

Следует отметить, что в Земельном кодексе Российской Федерации (далее ЗК РФ) есть понятие «земельный участок». Согласно п. 3 ст.

6 ЗК РФ:  «Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки..»

Порядок предоставления земельного участка

Образование земельных участков из земель или участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих до­кумен­тов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, проектная до­кумен­тация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Порядок определения границ земельного участка никак не связан с основаниями его предоставления.

Важно, что при отсутствии утвержденного проекта межевания территории образование земельных участков из земель или участков, находящихся в государственной или муниципальной собственнос­ти, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Порядок предоставления земельного участка

Законом предусмотрены случаи, когда возможно формирование земельного участка исключительно при наличии проекта межевания: из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории (то есть комплексной застройки), из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам, в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии (например, если надо снести квартал ветхого жилья и на его месте построить новое), в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами (то есть опять же в границах квартала), для размещения линейных объектов федерального, регио­нального или местного значения (трубопроводы, ЛЭП и т.д.). Таким образом, масштабные вопросы освоения земельных участков требуют наличия проекта межевания, в остальных же случаях можно обойтись схемой расположения земельного участка.

Способы перехода прав на государственный или муниципальный земельный участок

Земельный кодекс устанавливает различные способы перехода прав на государственный или муниципальный земельный участок:

1) в собственность за плату

Земельный участок в собственность за плату

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только на торгах.

Без проведения торгов в специальном порядке осуществляется продажа земельных участков для комплексного освоения территории, для индивидуального жилищного строительства, для ведения садоводства, огородничества, дачного, фермерского хозяйства, для собственников зданий, сооружений либо помещений в них;

2) в собственность бесплатно

Земельный участок в собственность бесплатно

Предоставление государственного или муниципального земельного участка гражданину или организации в собственность бесплатно осуществляется на основании решения уполномоченного органа.

В том числе в следующих случаях: лицу, с которым заключен до­говор развития территории; религиозной организации, имею­щей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения; многодетным семьям в случаях, предусмот­ренных законом;

3) в аренду (платное временное пользование).

Согласно ЗК РФ земельные участки, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на торгах и без проведения торгов.

Без проведения торгов могут быть предоставлены земельные участки:

  • юридическим лицам в соответствии с указом или распоряжением Президента РФ;
  • юридическим лицам в соответствии с распоряжением Правительства РФ для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвес­тиционных проектов;
  • юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного ­лица субъекта РФ для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвес­тиционных проектов;
  • юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения;
  • образованные из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды земельного участка;
  • образованные из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации или, если это преду­смотрено решением общего собрания членов данной некоммерческой организации, самой некоммерческой организации;
  • для завершения строительства собственникам объектов незавершенного строительства;
  • для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • для освоения территории в целях строительства жилья экономического класса или для комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса;
  • собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в некоторых случаях на праве оперативного управления;
  • образованных в границах застроенной территории — лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории;
  • гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пунк­та, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
  • при изъятии арендуемых гражданином или организацией земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

4) в безвозмездное (временное) пользование

Гражданину может быть предоставлен земельный участок во временное пользование для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые работают в таких муниципальных образованиях по специальнос­тям, установленным законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет, если на земельном участке находится служебное жилое помещение в виде жилого дома, предоставленное этому гражданину, на срок права пользования таким жилым помещением.

5) в постоянное (бессрочное) пользование

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), казенным предприятиям, цент­рам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Каждый способ приобретения земельного участка имеет свои особенности

Земельный кодекс РФ определил особеннос­ти приобретения земельного участка на торгах и без проведения торгов, а также за плату и бесплатно.

1) Приобретение земельного участка на торгах

Образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона осуществляется в следующем порядке.

Уполномоченный орган готовит и утверждает схему расположения земельного участка если участок к этому моменту не образован (это только предстоит) и отсутствует утвержденный проект межевания территории.

Если же образование участка предусмотрено проектом межевания территории или схемой расположения участка, уполномоченный орган обеспечивает выполнение кадастровых работ, а также постановку на кадастровый учет и регистрацию прав на участок (за исключением случаев, если учас­ток образован из земель, государственная собственность на которые не разграничена). После этого уполномоченный орган получает технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (исключение — случаи, когда в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не преду­сматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освое­ния территории или ведения дачного хозяйства). После этих процедур уполномоченный орган принимает решение о проведении аукциона.

При этом по общему правилу объединение двух и более земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в один лот аукциона запрещено.

Немаловажно, что аукцион, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении участка гражданина или компании. В этом случае перечисленные подготовительные действия осуществляет само заинтересованное лицо.

2). Предоставление земельного участка гражданам бесплатно

Предусмотрен порядок однократного предоставления земельного участка отдельным категориям граждан.

Это граждане, имеющие трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иные граждане и (или) некоммерческие организации, созданные гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, и отдельные категории граждан в случаях, преду­смотренных законами субъектов Российской Федерации (Герои Социалистичес­кого Труда, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и т.д.).

3). Предоставление земельного участка под зданиями и сооружениями

Порядок предоставления земельного участка

Исключительное право на приобретение земельного участка в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

При этом, если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, либо если на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, а другим — на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

Уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении правообладателей здания, сооружения или помещений в них заключить до­говор аренды земельного участка, на котором расположены такие здание, сооружение, если ни один из указанных правообладателей не обратился с заявлением о приобретении права на земельный ­участок.

Инвентаризация объекта недвижимости.+70

Источник: http://stroyzeta.ru/poryadok-predostavleniya-zemelnogo-uchastka-pod-stroitelstvo/

Как бесплатно получить землю под строительство дома в 2020 году

Предоставление земельных участков под строительство

Получить землю под строительство дома может любой гражданин РФ. Для этого нет никаких препятствий и ограничений.

Но как показывает практика, государство готово предоставить участок на бесплатной основе только определённой категории граждан. Для этого нужно встать в общую очередь.

Государственная регистрация, оформление кадастровой документации и межевание земли будет происходить за счёт будущего собственника.

Кто может получить участок у администрации бесплатно

Есть некоторая категория граждан, кто может получить землю на безвозмездной основе от муниципального образования для строительства собственного жилого дома. К ним относятся:

  • Получившие Орден Славы и иные аналогичные награды.
  • Дети, оставшиеся без попечения родителей, сироты.
  • Сотрудники правоохранительных органов, которые вышли на пенсию в связи с выслугой лет.
  • Ветераны ВОВ.
  • Многодетные семьи.

В каждом регионе разработаны свои льготные программы для поддержания населения. Но получить бесплатный участок можно только 1 раз. Решение вопросов по получению надела решается при непосредственном участии местной администрации.

Если построить жилое здание на участке с другим целевым назначением, стоит готовиться к неприятным последствиям.

Например, местные органы заставят снести дом, и использовать землю согласно целевому предназначению также могут последовать и штрафные санкции за нарушение этого пункта.

Как получить участок бесплатно

В местной администрации можно уточнить, какие именно понадобятся документы для получения бесплатного участка. Предоставляются такие земли из муниципального или государственного фонда. Существует 2 способа, как можно её получить:

  • Воспользоваться льготой. Для этого нужно будет написать заявление и предоставить его в многофункциональный центр для рассмотрения. Заполнить бланк можно непосредственно в МФЦ. Также специалисты могут проконсультировать по поводу получения бесплотного участка, какие документы нужно будет собрать и ответить на другие интересующие вопросы.
  • Вступить в товарищество садового типа. Участок будет предоставлен загородом. Для этого необходимо поступить следующим образом: самостоятельно найти подходящий земельный участок, подать заявку на его получение. Чтобы ускорить этот процесс, стоит воспользоваться публичной картой.

Используя публичную карту, можно сразу узнать о наличии обременений, адрес, целевое назначение, площадь. Важно обращать внимание на частные объекты. Для удобства, можно заказать выписку из единого кадастра недвижимости.

Подача заявки

Чтобы подать заявку на получение выбранного участка, обратиться лично в МФЦ, либо воспользоваться порталом государственных услуг. Там нужно будет указать следующие сведения:

  • Списком перечислить прилагаемые документы.
  • Указать кадастровый номер земельного участка.
  • Описать суть обращения.
  • Указать адрес фактического проживания.
  • Собственные паспортные данные и указать дополнительные контактные данные для обратной связи.

Кроме этого подтвердить право на бесплатное получение земли. Если интересы обращаемого лица представляет его доверенной человек, тогда у него на руках должна быть нотариально заверенная доверенность. Без этого документа ни одна справка не будет принята к рассмотрению.

Необходимые документы для многодетных семей:

  • Документы об отсутствии в собственном владении иного недвижимого объекта.
  • Доказательство статуса многодетной семьи или матери\отца одиночки.
  • Справка с места жительства.
  • Свидетельство о заключении официального брачного союза.
  • Паспорта отца и матери вместе со свидетельства о рождении на детей.

Из органов опеки взять справку о том, что ни один из родителей не лишён своих прав на детей.

Работникам муниципального органа, необходимо будет собрать следующий комплект документов:

  • Подтверждение того, что сохраняется целевое предназначение земельного участка при его эксплуатации.
  • Соглашение по предоставлению объекта, его должны подписать органы муниципалитета.
  • Справка с последнего места работы для подтверждения факта занятости на протяжении определённого периода времени.

Иным категориям гражданам необходимо представить документ для подтверждения особого статуса. Кроме представленного списка бумаг, уполномоченное лицо может запросить дополнительные документы. Поэтому чтобы сдать их с первого раза, стоит заранее уточнить, что именно потребуется от заявителя.

Сроки

Законодательством установлены сроки для рассмотрения подобных заявлений, и это должно произойти в течение 30 дней. По окончанию этого периода времени, заявителю будет отправлено уведомление о принятом решении. Если он не согласен с ним, гражданин может обжаловать решение в вышестоящей инстанции.

Как только документы будут рассмотрены, для заключения арендного пакта необходимо будет явиться в местный управляющий орган. Он может действовать от 3 до 49 лет.

Этот временной период зависит от того, какие льготы положены конкретному человеку. Регистрировать права собственности и арендный акт нужно в росреестре.

После этого лицо становится полноценным владельцем земельного участка, и может приступить к строительству собственного дома.

Порядок действий

Чтобы получить участок можно выбрать один из уже существующих наделов или согласовать выделение территории и её местонахождение с административным органом. Передаваться в пользование могут только те участки, которые числятся на учёте в кадастровой палате.

В случае отсутствия таких земель, сначала проводятся межевые и кадастровые работы. То есть определяются границы и создаётся план межевания, затем вносятся данные в государственный кадастр недвижимости. Это займёт некоторое время и потребует финансовых затрат. Платить за проведение кадастровых мероприятий придётся будущему собственнику.

Общий порядок действий состоит из следующих нижеперечисленных пунктов:

  • Обратиться в местный управляющий орган. На месте написать заявление для представления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
  • Получить положительное решение.
  • Заказать кадастровый план из росреестра. Если межевание не было проведено, тогда придётся заняться решением этого вопроса.
  • Написать заявление, чтобы провели проверку инженерных сетей, которые имеются на данном участке.
  • Получить подробный план, как располагаются подземные коммуникации.
  • Согласовать план будущего дома, получить разрешение на ведение строительных работ.
  • Подписать документ о передачи земельного участка на безвозмездной основе для строительства дома.
  • Зарегистрировать права собственности.

Получить надел можно не только в собственное владение, но и в арендное пользование. Аренда может быть оформлена на несколько лет. После полного завершения строительных работ и ввода дома в эксплуатацию, можно приступать к приватизации.

Регистрация права собственности

Право собственности не появится до тех пор, пока он не будет зарегистрирован, как требует этого закон. Участок, который не прошёл процедуры регистрации, нельзя будет завещать, продавать и совершать иные манипуляции. А дом на этой земле, невозможно будет оформить. Регистрировать недвижимое имущество нужно сразу же, как только подписали акт о передаче.

Для этого в единый кадастр недвижимости необходимо будет собрать и представить следующий пакет документов:

  • личный паспорт;
  • выписка из ЕГРН;
  • решение о выделении участка и его передачи;
  • чек об оплате пошлины.

Документы в течение 9 рабочих дней будут рассматриваться. По окончанию этого процесса, будут внесены соответствующие записи в ЕГРП.

Почему могут отказать в выдаче участка

Причин для принятия этого решения может быть множество. Но самыми распространёнными, являются:

  • отсутствие одного или нескольких документов;
  • были допущены ошибки при заполнении заявления;
  • недостающие сведения;
  • иные разновидности ошибок, сопряжённые с подачей документации.

Также могут отказать по причине отсутствия земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства. Либо, когда на выбранный участок гражданином, у муниципалитета на него совсем другие планы.

Переходить к строительству собственного дома нужно сразу, как только было зарегистрировано право собственности. С этим делом лучше не откладывать, потому что администрация будет пристально следить за эксплуатацией участка.

И если на нём не ведутся строительные работы, решение может быть пересмотрено.

Можно ли поменять участок для льготника на землю в другом месте

Это возможно, если признают территорию не пригодной для строительства дома. Такие основания, как рыночная оценка и местонахождение, не являются основополагающим поводом для отказа. В таких ситуациях, сначала нужно получить и оформить в собственность. Затем уже можно приступать к составлению договора обмена или купли-продажи.

Если земельный участок не устраивает по каким-то техническим характеристикам, от него можно отказаться только через суд, если с администрацией уже подписали акт приёма-передачи.

Чтобы обратиться в суд, необходимо составить письменное заявление об отказа на участок и в ответ получить решение местного управления.

Вместе с этими документами обращаться в суд, если не удастся добиться положительного решения.

Дополнительные рекомендации

До тех пор, пока право собственности не будут оформлены, как требует этого законодательство, за землепользователем закрепляются временные права по распоряжению участком. Сам же земельный участок является объектом, который принадлежит государству. Это означает только то, что другие граждане также могут на него претендовать, и его могут отдать в пользование иному лицу.

Ещё несколько важных рекомендаций:

  • Получить бесплатный земельный участок под строительство дома можно только 1 раз.
  • Бесплатно можно только приватизировать землю, остальные расходы ложатся на плечи будущему собственнику.
  • Начинать строительные работы сразу, как только получили участок от государства. Иначе решение будет пересмотрено.

Налогообложение и земельные отношения для каждого региона – главные механизмы правления. Таким образом, государство само контролирует своих жителей. Но главные цели, которые должны стоять перед заявителем — получить свидетельство о льготах и выбрать наиболее выгодный для себя участок.

Источник: https://prozemlu.ru/kak-besplatno-poluchit-zemlyu-pod-stroitelstvo-doma/

Земельные новости

Предоставление земельных участков под строительство
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОФОРМЛЕНИЕМ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ Т.А.

ВИЖЕВИТОВА

В настоящее время потребность в совершенствовании правового регулирования, связанного с такой процедурой как оформление земли под строительство линейных объектов, наиболее актуальна, так как существует ряд объективных факторов, которые не в полной мере учтены в действующем законодательстве.

Прежде всего определимся с содержанием понятия “линейный объект”. Федеральный закон “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” относит к линейным объектам дороги, линии электропередачи, линии связи, нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, железнодорожные линии и иные подобные сооружения.

Градостроительный кодекс Российской Федерации понимает под такими объектами линии электропередачи, линии связи (в т.ч. линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Вышеуказанные определения оставляют место и для иных линейных объектов – к ним можно отнести также сооружения метро, мосты, туннели и т.д.

В городе Омске, как и в других городах, находится большое количество организаций электроэнергетики, связи и т.д., в собственности или в ведении которых находятся линейные сооружения либо желающих осуществить строительство линейного объекта. При этом в большинстве случаев на практике права на земельные участки лиц, желающих осуществить строительство линейного объекта, не оформлены.

Линейные сооружения, имея большую протяженность, пролегают по значительному количеству земельных участков, принадлежащих разным собственникам, а также лицам, не являющимся собственниками земельных участков, но использующим такие земельные участки на иных правах. Линейные объекты могут быть как наземными, так и подземными.

При формировании самостоятельного участка для размещения линейного объекта вся земля под объектом должна быть поделена на множество участков долевой собственности владельцев различных объектов и множество участков, предоставленных нескольким лицам, в местах их совпадения и пересечения.

В результате практически невозможно единообразно и одновременно решить вопросы со всеми этими субъектами при оформлении земельного участка для строительства линейного сооружения.

Отсутствие надлежащим образом оформленных документов на земельный участок под строительство линейного сооружения препятствует в дальнейшем получению разрешения на строительство линейного объекта, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также государственной регистрации прав на линейные сооружения, так как существующие порядки получения разрешения на строительство, на ввод в эксплуатацию и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество требуют наличия надлежащим образом оформленных документов на земельные участки. В результате организации электроэнергетики, связи и т.д., построившие и эксплуатирующие линейные объекты, сталкиваются со значительными трудностями, в частности, они не могут начислять амортизацию на них и, таким образом, несут серьезные убытки. Формальных оснований для обслуживания указанных объектов у них тоже нет, учитывая, что объект на баланс не принят и соответственно расходы по его содержанию, обслуживанию и ремонту невозможны. Скорее всего, эта проблема наверняка решается внутри организации: не оставлять же из-за этого выстроенные объекты без обслуживания. Вот только не факт, что проверяющие организации в случае обнаружения каких-либо хитростей поймут мотивы организации.

Кроме того, отсутствие надлежащим образом оформленных документов на линейные объекты может привести к большому количеству бесхозяйных объектов.

Необходимость оформление земель под строительство объектов недвижимости установлена нормами действующего земельного и градостроительного законодательства.

С учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации для получения разрешения на строительство объекта недвижимости, а также на ввод объекта в эксплуатацию требуется наличие правоустанавливающих документов на земельный участок.

Процедура предоставления земельных участков для строительства объектов недвижимости предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации. Какой-либо специальной процедуры предоставления земельных участков для строительства линейных объектов действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, приемлемым решением данного вопроса было бы оформление земель под строительство линейных объектов в соответствии с процедурой, предусмотренной ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

Указанный вариант является возможным, однако довольно сложным, так как линейные сооружения, имея большую протяженность, пролегают по значительному количеству земельных участков, которые принадлежат разным лицам. Некоторыми юристами предлагается решение данной проблемы путем оформления сервитута.

Действующим законодательством предусматривается установление как частного, так и публичного сервитута. При этом частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, т.е. договором о сервитуте, а публичный сервитут – законом или иным нормативным правовым актом.

Таким образом, основное отличие частного от публичного сервитута состоит в том, что публичный сервитут устанавливается не путем заключения договора, а в одностороннем порядке путем принятия нормативного правового акта, прежде всего в публичных интересах. Однако проблемные вопросы существуют и при оформлении сервитута.

Для оформления сервитута также необходимо сформировать земельный участок. В числе оснований для установления публичного сервитута в соответствии со ст.

23 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствует возможность ограниченного использования земельного участка для строительства линейных объектов, а существует возможность установления публичного сервитута для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры. Кроме того, для установления публичного сервитута требуется проведение общественных слушаний, порядок проведения которых также не установлен действующим законодательством.

В настоящее время, на мой взгляд, наиболее приемлемым было бы вести речь об установлении частного сервитута.

При этом соглашение о сервитуте может являться одним из видов правоустанавливающих документов на земельный участок по смыслу ст. ст.

51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях получения разрешения на строительство и ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Практика заключения соглашений об установлении частных сервитутов земельных участков начала складываться на территории города Омска. В частности, такое соглашение было заключено в целях размещения первого пускового участка первой линии Омского метрополитена.

Данное соглашение в установленном порядке прошло государственную регистрацию в Управлении Федеральной регистрационной службы по Омской области.

Принимая во внимание множество проблемных вопросов, связанных с процедурой оформления земельных участков для строительства (прокладки) линейных объектов не только в городе Омске, но и в других городах, администрацией города Омска были подготовлены соответствующие обращения с просьбой разъяснить необходимость и порядок оформления земельных участков под строительство линейных объектов.

Такие разъяснения были подготовлены Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, согласно которым подтверждена необходимость оформления земельных участков для строительства линейных объектов и возможность оформления в соответствии со ст.

30 Земельного кодекса Российской Федерации, а также возможность оформления сервитута.

Выход в решении возникающих проблемных вопросов при оформлении земельных участков для обеспечения строительства линейных объектов видится в развитии правового регулирования, связанного с оформлением земельных участков для строительства линейных объектов.

В целях упрощения процедуры оформления разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию, а также оформления права собственности на линейные объекты, принимая во внимание, что действующее законодательство не предусматривает специального порядка формирования земельных участков под строительство линейных объектов, а общий порядок, предусмотренный Земельным кодексом Российской Федерации, не позволяет осуществлять выбор земельного участка и проведение работ по формированию земельного участка для строительства линейных объектов, администрацией города Омска разработан законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. Законопроектом предусматривается, что для выдачи разрешения на строительство, ввод в эксплуатацию линейных объектов, а также регистрации права собственности на линейный объект не требуется наличие правоустанавливающих документов на земельный участок. Министерством регионального развития Российской Федерации сообщено, что проблемы, обозначенные в указанном проекте Федерального закона рассматриваются Министерством и требуют дополнительной проработки.

При этом Министерством регионального развития Российской Федерации была отмечена возможность при оформлении земельных участков под строительство линейного объекта руководствоваться ст.

274 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая предусматривает институт сервитута (ограниченного пользования), позволяющий по соглашению с собственником либо по судебному решению использовать земельные участки для обеспечения прокладки и эксплуатации линейных объектов (линий электропередачи, связи, трубопроводов, водопроводов, мелиоративных каналов и т.п.) за соразмерную плату.

Следует отметить, что процедура оформления документов, начиная от оформление земель под строительство линейных объектов и заканчивая оформлением права собственности на линейный объект, является очень длительной и сложной.

В целях упрощения этой процедуры на уровне субъектов Российской Федерации могут быть определены иные случаи кроме случаев, указанных в Градостроительном кодексе Российской Федерации, когда не требуется выдача разрешения на строительство. Пункт 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает случаи, когда выдача разрешения на строительство объектов не требуется.

При этом установлено, что законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности могут быть предусмотрены иные случаи, в которых не требуется получения разрешения на строительство.

К таким случаям (когда не требуется выдача разрешения на строительство) можно отнести строительство (реконструкцию) сетей инженерно-технического обеспечения, исходя из определения указанного понятия, данного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г.

N 83 “Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения”.

Проблемные вопросы предоставления земельных участков для строительства линейных объектов обсуждались на конференции АСДГ, которая состоялась 9 – 10 апреля 2009 г. в Барнауле.

Конференция проводилась на тему “Актуальные проблемы реализации действующего законодательства муниципальными образованиями”, в ней приняли участие руководители правовых служб органов местного самоуправления муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока.

Участниками конференции АСДГ выработаны рекомендации, согласно которым исполнительной дирекции АСДГ рекомендовано направить в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по строительству и земельным отношениям и Правительство Российской Федерации проект Федерального закона “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, а также рекомендовано Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации внести изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. Анализ действующего законодательства в настоящее время позволяет, на мой взгляд, выработать несколько вариантов решения проблем, связанных с оформлением земельных участков для строительства линейных объектов. 

Варианты оформления земли под строительство

Первый вариант – внесение изменений в федеральное законодательство в целях упрощения процедуры оформления разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию, а также права собственности на линейные объекты, предусмотрев выдачу разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию, а также регистрацию права собственности на линейный объект без правоустанавливающих документов на земельный участок.

Второй вариант – определение на уровне субъектов Российской Федерации иных случаев, кроме указанных в Градостроительном кодексе Российской Федерации, когда не требуется выдача разрешения на строительство. К таким случаям можно отнести строительство сетей инженерно-технического обеспечения.

Третий вариант – оформление права ограниченного пользования земельными участками (сервитут) в соответствии со ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Четвертый вариант – оформление земельных участков под строительство линейных объектов – аналогично процедуре оформления земельных участков под строительство объектов недвижимости в соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

Содружество земельных юристов профессионально занимается оформлением земли под зданиями. Более подробно узнать о данной услуге вы можете узнать http://zem-advokat.ru/practice/item/oformlenie-zemli-pod-zdaniyami/. Получить консультацию Вы можете у наших специалистов по номеру +7 (495) 644-47-67.

Источник: https://zem-advokat.ru/news/clearance-of-land-for-construction/

Предоставление земельных участков под строительство

Предоставление земельных участков под строительство

Правила предоставления земельных участков для строительства в городах предусматривают предварительное согласование места размещения объекта не во всех случаях.

Установление необходимости или отсутствия необходимости проведения предварительного согласования места размещения объекта имеет принципиально важное значение, поскольку законодательство связывает с этим различные правовые последствия.

Нередко эти последствия бывают весьма негативными и приводят к потере участка и краху строительного проекта в целом.

Предоставление земельных участков для строительства в городах из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, предусмотревшим два возможных способа такого предоставления: с предварительным согласованием места размещения объекта и без предварительного согласования места размещения объекта.

Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрен перечень случаев, при которых предварительное согласование места размещения объекта не проводится [п. 11 ст. 30 Земельного кодекса и аналогичная норма п. 2 ст. 56 Градостроительного кодекса РФ]:

– при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий);

– в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Отсюда следует, что во всех иных случаях предоставление земельных участков для строительства осуществляется с использованием процедуры предварительного согласования места размещения объекта.

Иными словами, для того чтобы определить, нужно ли предварительное согласование места размещения объекта, необходимо ответить на два вопроса:

1. утверждена ли в отношении данного земельного участка градостроительная документация о застройке?

2. утверждены ли в данном поселении правила землепользования и застройки?

Ответ на первый вопрос содержит Градостроительный кодекс РФ, согласно которому градостроительная документация о застройке территорий городских и сельских поселений включает в себя [п. 4 ст. 28 Градостроительного кодекса РФ]:

· проекты планировки частей территорий городских и сельских поселений (под проектом планировки понимается градостроительная документация, разработанная для частей территорий городских и сельских поселений и определяющая, в частности, красные линии и линии регулирования застройки, границы земельных участков, плотность и параметры застройки);

· проекты межевания территорий, которые разрабатываются для застроенных территорий и подлежащих застройке территорий в границах установленных красных линий;

· проекты застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений в границах установленных красных линий или границах земельных участков [ст. 58-60 Градостроительного кодекса РФ].

Ответ на второй вопрос содержится в Земельном и Градостроительном кодексах РФ, где под правилами землепользования и застройки понимают нормативные правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие использование и изменения объектов недвижимости посредством введения градостроительных регламентов, т. е. параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских поселениях, а также допустимых изменений объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности в пределах каждой зоны [ст. 1 Градостроительного кодекса РФ].

Правила землепользования и застройки устанавливают порядок осуществления градостроительной деятельности на территориях поселений и включают в себя схему зонирования – графический материал (границы территориальных зон различного функционального назначения и кодовые обозначения таких зон) и текстовые материалы (градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны) [ст. 39 Градостроительного кодекса РФ].

Если на оба вопроса получены положительные ответы в местных органах архитектуры и градостроительства, проведение предварительного согласования места размещения объекта не требуется.

В обоих случаях требуется проведение работ по формированию земельного участка и его государственный кадастровый учет. Однако, на этом сходство заканчивается, в остальном между предоставлением земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта и без такового имеются только отличия.

Во-первых, при предварительном согласовании места размещения объекта инициатором предоставления земельного участка является физическое или юридическое лицо, заинтересованное в этом и обратившееся в уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления с соответствующим заявлением [п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ].

Процедура предоставления без предварительного согласования места размещения объекта предполагает инициативу уполномоченного органа власти по формированию земельного участка и проведению торгов.

Юридические и физические лица соглашаются лишь принять участие в торгах, организованных органами власти в отношении уже сформированных земельных участков.

Во-вторых, предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а ограниченному кругу лиц – в постоянное (бессрочное) пользование [п. 3 ст. 30 Земельного кодекса РФ].

Без предварительного согласования земельные участки предоставляются как в собственность, так и в аренду [п. 2, п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ].

В-третьих, отличается способ предоставления земельных участков. В случае предварительного согласования места размещения объекта принимается решение уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении земельного участка (например, постановление или распоряжение администрации города).

Если предварительное согласование места размещения объекта не производится, то земельный участок предоставляется, как правило, только на торгах (передача земельных участков в аренду (но не в собственность) без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка).

Таким образом, предоставление земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта и без такового представляют собой две различные независимые процедуры, регулирующиеся различными нормами Земельного кодекса.

Уполномоченные органы власти не могут трансформировать эти процедуры друг в друга или использовать элементы разных процедур по своему усмотрению.

Например, нельзя предоставить земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования на торгах, равно как нельзя передать земельный участок в аренду на торгах после его выбора и предварительного согласования места размещения объекта.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1. выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2. проведение работ по формированию земельного участка;

3. государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 ЗК РФ;

4. принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ.

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ, и состоит из следующих этапов:

1. проведение работ по формированию земельного участка:

– подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;

– определение разрешенного использования земельного участка;

– определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

– принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

– публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

2. государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 ЗК РФ.

Источник: https://studopedia.ru/8_56829_predostavlenie-zemelnih-uchastkov-pod-stroitelstvo.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.