Предоставление земельных участков военнослужащим

Предоставление земельного участка военнослужащим

Предоставление земельных участков военнослужащим

Время чтения 6 минутСпросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

​Действующим военным законодательством определено, что офицеры (мичманы или прапорщики) во время службы имеют право принимать участие или в специализированных жилищных кооперативах, которые создаются для обеспечения граждан жильем, или получать в первоочередном порядке участки земли для строительства на них отдельных домов в целях дальнейшего проживания либо ведения фермерского хозяйства. Подобным правом также могут воспользоваться и те граждане, служба которых проходит либо за пределами Российского государства, либо в неблагоприятных условиях (по климатическим или экологическим показателям).

Положен ли военнослужащему земельный участок? Чтобы  военнослужащий, уволенный в запас, мог претендовать на получение земельного надела, основанием для прекращения действия его контракта должно служить либо достижение им определенного возраста, либо осуществление в воинской части мероприятий по изменению штатной численности, либо существенное ухудшение его состояния здоровья. В подобных случаях участок предоставляется как в той местности, в которой офицер (мичман или прапорщик) проходил службу, так и в ином выбранном им месте.

Особенности получения гражданином, проходящим службу по контракту, земельного участка на безвозмездной основе

Как военнослужащему получить земельный участок бесплатно? Военнослужащий может претендовать на получение земельной площади для возведения отдельного жилого дома или основания подсобного сельского хозяйства бесплатно в случае выполнения обязательных требований, предусмотренных законодательством:

  1. офицеру (мичману или прапорщику) может быть предоставлен только такой участок земли, на котором в соответствии с утвержденным градостроительным планом разрешено осуществление вышеуказанных действий;
  2. офицеру (мичману или прапорщику) органом местного самоуправления ранее не был предоставлен участок земли, предназначенный для строительства отдельного дома (для проживания в нем) или осуществления сельскохозяйственных работ;
  3. продолжительность военной службы  офицера (мичмана или прапорщика), изъявившего желание получить земельный участок, не должна быть меньше пятнадцати лет (в календарном исчислении).

Получению офицером (мичманом или прапорщиком) земли предшествует процедура проведения обязательных кадастровых работ для выделения на общем земельном плане муниципалитета предоставленного ему участка, которая состоит из следующих этапов:

  1. Если вопрос о местонахождения земельного участка с администрацией был решен, то военнослужащему необходимо подготовить заявление, которое должно содержать ходатайство о предоставлении земли, пояснения о целевом назначении участка, а также информацию о его размерах. Если данная земля уже имеет определенное функциональное значение, то дополнительным требованием, предъявляемым к заявлению, является включение в него обязательства о том, что предназначение участка не будет изменено.

В действующем земельном законодательстве отсутствует специально разработанный бланк данного заявления, поэтому составляется оно в произвольной форме. Как правило, территориальные государственные учреждения, занимающиеся такими вопросами, разрабатывают собственные формы подобных документов, которые следует применять в качестве образца.

К заявлению дополнительно прикладываются документы:

  • доказывающие наличие у гражданина, проходящего службу по контракту, льготы на получение участка земли (например, копию военного билета);
  • удостоверяющие отсутствие иного участка земли, предоставленного для возведения отдельного дома (для проживания в нем) или для ведения подсобного хозяйства.
  1. Офицером (мичманом или прапорщиком) на предоставляемый участок должен быть оформлен кадастровый план.
  2. Территориальное государственное учреждение, занимающееся вопросами оформления земельных участков, должно оповестить собственников (или арендаторов) участков, находящихся по соседству, о том, что данная земля будет предоставлена гражданину, проходящему службу по контракту, для строительства отдельного жилого дома или ведения фермерского хозяйства.
  3. Офицером (мичманом или прапорщиком) должно быть подготовлено ходатайство (заявление) о проведении проверки находящихся на земельном участке коммуникаций в целях получения разрешения соответствующих должностных лиц на осуществление строительных работ. После получения согласования на плане данного земельного участка должна быть сделана отметка о наличии элемента государственной инфраструктуры в пределах его территории.
  4. Военнослужащий совместно с представителем администрации должен оформить акт, содержащий информацию о предоставлении выбранного участка земли для строительства индивидуального жилого дома.
  5. Специалист по кадастровым вопросам должен подготовить соответствующее заключение в отношении получаемого военнослужащим земельного участка для постановки его на кадастровый учет.

Вышеописанная процедура требует колоссального количества времени для правильного оформления всех необходимых документов. Поэтому большинство специалистов рекомендуют выбирать такие земельные участки, которые уже включены в соответствующий перечень объектов, состоящих на кадастровом учете.

Предоставление военнослужащим земель военного ведомства, которые временно не используются

Офицеру (мичману или прапорщику) на безвозмездной основе может быть предоставлено право пользования земельным участком, ранее переданным военному ведомству, который временно не используется для обеспечения нужд государственной безопасности. При этом земля предоставляется исключительно для ведения сельского, фермерского или иного хозяйства, использовать подобные участки для строительства жилых домов запрещено.

Для получения земельного участка подобным образом военнослужащему необходимо направить заявление в соответствующее территориальное государственное учреждение (по месту нахождения участка), которое должно содержать:

  • ходатайство о предоставлении ему участка земли, который находится в ведении военного ведомства;
  • информацию о целях использования данного участка;
  • сведения о расположении земельного участка.

Если уполномоченным государственным учреждением будет принято положительное решение по вопросу предоставления военнослужащему земельного участка, то заключается договор о временном (на срок до пяти лет) предоставлении гражданину данной земли на безвозмездной основе.  

В силу изменившегося законодательства, данная статья потеряла свою актуальность.

Источник: https://law03.ru/military/article/zemelnyj-uchastok-voennosluzhashhemu

Проблема предоставления земельных участков военнослужащим

Предоставление земельных участков военнослужащим

Ширяева, Я. Р. Проблема предоставления земельных участков военнослужащим / Я. Р. Ширяева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 102-105. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/226/12153/ (дата обращения: 29.09.2020).



Проблема предоставления земельных участков военнослужащим является актуальной в настоящее время, т. к. действующее земельное законодательство в РФ, неполно регулирует отношения в сфере землепользования военнослужащих.

Земельный кодекс Российской Федерации (далее ЗК РФ) принятый 28 сентября 2001 г. включает только лишь общие положения, относящиеся к землепользованию военнослужащих [1].

Помимо ЗК РФ предоставление земельного участка военнослужащим затронуто и Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

С 1 марта 2015 г. вступили в силу положения ФЗ от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8]. Данным законом внесены изменения в ЗК РФ, ГК РФ.

В п.12 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» [2] закреплена возможность реализации военнослужащими права на получение земельных участков для строительства жилых домов.

Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу за пределами территории РФ, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.

В судебных делах, связанных с приобретением земельных участков военнослужащими при вынесении судебного решения, как правило, суды РФ обращаясь к норме, закрепленной в п. 12 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» не установлен льготный порядок предоставления земельных участков военнослужащим. Например, в решении Ленинского районного суда г.

Ростова-на-Дону от 31 октября 2011 г. по делу N 2–2618/11 [3]. Льготный порядок предоставления земельных участков данной нормой отмечают что не установлен для индивидуального жилищного строительства, т. е. данная норма не содержит перечень предоставления земельных участков без проведения торгов, либо за меньшую плату, или бесплатного предоставления военнослужащим.

Военнослужащий Кузнецов С. В. обратился в Волгоградский областной суд от 28 декабря 2011 г. N 33–12–175/2011 с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, администрацией Кировского муниципального района города Волгоград.

Администрация муниципального района приняла решение об отказе в принятии его на учет нуждающихся в получении земельного участка бесплатно. Суд при вынесении решения ссылался на п. 12 ст.

15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в котором не предусматривается обязанность по предоставлению земельных участков военнослужащими в собственность бесплатно органами местного самоуправления. Исковые требования Кузнецова С. В.- не были удовлетворены.

Следовательно, суды РФ считают, что приобретение земельных участков военнослужащими связано с заключением договоров купли-продажи, аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства военнослужащим осуществляется в общем порядке на торгах в форме аукционов. Но в результате торгов реализовать принцип первоочередности предоставления земельных участков военнослужащим невозможно.

Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливают основания приобретения земельных участков без торгов бесплатно.

ЗК РФ предусматривается, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, гражданам могут предоставляться: 1) за соответствующую плату; 2) бесплатно.

В ст. 1 ЗК РФ установлен один из основных принципов земельного законодательства — это платность использования земли. То есть любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных Федеральными законами и законами субъектов РФ.

Предоставление земельных участков без торгов закреплено в ЗК РФ в п. 2 ст. 39.3, ст. 39.5, п. 2 ст. 39.6, п. 2 ст. 39.

10, где предусмотрено, право гражданам на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и др.

Таким образом, военнослужащие, имеют право на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов.

Военнослужащие, заинтересованные в получении земельного участка, могут обращаться в администрацию муниципальных районов и городских округов, а также в многофункциональные центры.

В соответствии с подп. 14 п. 2 ст. 39.

6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается с гражданами, имеющими право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с Федеральными законами, законами субъектов РФ без проведения торгов. Следовательно, военнослужащие имеют право претендовать на получение земельного участка в аренду в порядке, указанном выше, без торгов.

Особенностью заключения договора аренды в данном случае является то, что согласно п. 5 ст. 39.7 ЗК РФ размер арендной платы определяется не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка.

Срок, на который заключается договор аренды земельного участка, предоставленного гражданину для индивидуального жилищного строительства или в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливается до 20 лет (подп. 3 п.

8 ст. 39.8 ЗК РФ).

В ст. 39.5 ЗК РФ перечисляются случаи бесплатного предоставления земельных участков гражданам из государственной или муниципальной собственности на основании решения уполномоченного органа. Предоставление земельных участков военнослужащим относится следующий пункт: “- отдельным категориям граждан, в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации».

В соотв. с п.2 ст. 39.19 ЗК в некоторых субъектах РФ приняты нормативные акты, предусматривающие предоставление земельных участков в собственность военнослужащим бесплатно, а именно: в соответствии с п.5 ст.

1 областного Закона «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области» — военнослужащим, уволенным в запас, и военнослужащим, имеющим выслугу 20 и более лет, не имеющим в собственности земельных участков, предоставленных им для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома) или дачного строительства (с правом возведения жилого строения или жилого дома), либо проживающим в индивидуальных жилых домах, но не являющимся собственниками данных жилых домов, — при условии постоянного проживания на территории Ленинградской области не менее пяти лет [4];

Законом Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» согл. п.4 ст.

3 предусмотрено предоставление земельных участков военнослужащим, проходящим военную службу по контракту 10 лет и более, а также гражданам, уволенным с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более [7]; В областном Законе «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно на территории Нижегородской области» в п.2 ст.4 земельные участки предоставляются бесплатно военнослужащим, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более [5]; В законе Томской области «О земельных отношениях в Томской области» в подп.7 п.1 ст.7 гражданам, проживающим в сельской местности на территории Томской области, прошедшим военную службу по призыву или по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, вставшим на учет для получения земельного участка в течение одного года со дня увольнения с военной службы [6]. Перечень случаев бесплатного и льготного предоставления земельных участков военнослужащим является исчерпывающим. Остальные земельные участки могут быть приобретены в собственность и аренду на торгах, по цене аукциона согл. п.1 ст. 39.4 ЗК РФ.

Итак, предоставление земельных участков военнослужащим в собственность бесплатно, остается по-прежнему в ведении органов власти субъектов РФ, которые чаще всего не стремятся предоставлять вышеуказанной категории граждан земельные участки в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах или вблизи от них безвозмездно по льготным основаниям. Поэтому законодательство РФ, обязано обратиться к данной проблеме, и разрешить ее.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/conf/law/archive/226/12153/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.