Предварительное согласование схемы расположения земельного участка

Составление заявления на предварительное согласование предоставления земельного участка

Предварительное согласование схемы расположения земельного участка

Процедура относится к вопросам выделения земель госорганами и муниципалитетами юрлицам и физлицам на условиях:

  • аренды (краткосрочной, долгосрочной);
  • продажи;
  • безвозмездной передачи для использования.

Суть процедуры

Оформить собственность или иное правовое закрепление на объект возможно при условии его постановки на госучет. На практике из больших наделов, находящихся на балансе госорганов разных уровней, в пользу граждан и организаций выделяются участки меньших площадей. По сути, формируются новые наделы. Чтобы их переоформить, потребуется:

  • определение границ;
  • составление плана участка;
  • госрегистрция;
  • занесение изменений в официальные справки об участке, из которого нарезался новый объект.

Прежде чем начинать работы, заинтересованные лица пишут заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Оно адресуется Главе местной администрации. Только после положительного решения вопроса можно приступать к оформлению земельного надела.

Все работы по межеванию проводятся за счет заявителя.

Понятие предварительного согласования было введено в 2015 году. Основной его идеей являлось предотвращение нарушений в области земельного законодательства.

В этот период принимались решения о передаче госземли в частные руки только на условиях торгов. Из этого правила есть исключения.

Тот круг лиц, который может приобретать наделы помимо торгов, обязан соблюдать процедуру согласований. Она дает возможность уточнить следующие аспекты:

  • свободен ли объект (отсутствие оформленных прав, наличие сооружений, включая незаконные постройки);
  • отвечают ли заявленные цели использования надела его категории.

Установленную практику согласований можно рассматривать как правовую экспертизу.

Только при получении положительного решения, которое оформляется госструктурой соответствующим Постановлением, заинтересованное лицо приступает к оформлению земли на тех условиях, которые определены в Постановлении. Срок заключения всех договоров не может превышать трех лет. Государственные органы по своему усмотрению не вправе его сокращать. Это незаконно.

Кто и куда имеет право обратиться

Заявление направляется в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления (ст. 29 ЗК РФ).

Пишется обращение на бланке, нотариального заверения не требуется.

Основания Земельный КодексОбъектЗаявители
Ст.39.3участки, распределяющиеся без проведения торгов– некоммерческие структуры, созданные физлицами для ИЖС (не коммерция); – образование ЛПХ;-  юрлица на условия бессрочного использования
Ст.39.5передача в собственность бесплатно– религиозные или благотворительные кампании, имеющие целевую недвижимость для исполнения своих уставных задач;- многодетные семьи (три и больше родных и/или приемных детей моложе 18 лет)
Ст.39.5, 39.9 и 39.20площади в аренду без торгов– с недостроями; – с постройками, принадлежащими юрлицу в оперативном управлении; – земли, которые госорганы передали некоммерческим структурам, образованным гражданами для ИЖС; –  участки, которым владеет компания на основании права бессрочного использования;- всем лицам, с которыми представители госорганов (федеральных или муниципальных) заключили соглашение о поэтапном развитии территории (для застройки)

Что касается инвалидов, то они получают наделы вне системы торгов. Ими заполняется заявление на согласование с указанием цели использования, например, на жилищное строительство. К лицам данной категории применяется индивидуальный подход. Некоторые регионы предоставляют им наделы в собственность бесплатно либо по заниженной стоимости.

Четких критериев закон не устанавливает, оставляя эти решения на усмотрение местных властных структур.

Документы, сроки и цена

В срок не больше тридцати суток со дня поступления заявления на соответствующем госоргане лежит обязательство рассмотреть обращение по существу и вынести положительное или отказное решение. Процедура для заявителя бесплатная.

Пакет документации возвращается к обратившемуся лицу в срок до десяти дней включительно с даты подачи обращения, если:

  • заявление не содержит всей информации, как это определено ст.39.15 (п.1) ЗК;
  • подано не по адресу;
  • отсутствуют справки, предусмотренные ст.39.15 ЗК (п.2), а именно: право на получение участка без учреждения торгов; схема местонахождения надела; проектные документы на лес, если вопрос касается лесных угодий; уполномочивающие представителя.

При возврате бумаг обратившийся уведомляется письменно о причинах отказа в рассмотрении. После устранения недостатков допускается повторное обращение.

Алгоритм заполнения заявления

Прежде чем направлять заявление, предварительно необходимо:

  • определиться с конкретным районом, где располагается интересующий гражданина или организацию участок;
  • подготовить по нему схему;
  • собрать все имеющиеся по нему данные, в том числе и архивные.

Целесообразно получить достоверные сведения по выбранному участку. Лучше всего это делать через местного кадастрового инженера.

В обращении указывается то основание на получение надела, которое юридически подходит для заявителя. После этого документы предоставляются в местные органы власти лично или по почте заказным письмом. Лучше приходить с документами на прием самому или направить уполномоченного представителя зарегистрировать поданную заявку, получать подтверждение о приеме пакета документов с входящим номером.

Образец заявления о предварительном согласовании предоставления участка

Формы и образцы данного документа можно получить в интернете. Ниже приведена информация, которая в обязательном порядке присутствуют в заявлении:

  • полные сведения об обратившемся лице, включая паспортные данные (реквизиты учредительных документов для юрлиц);
  • кадастровый № земельного участка (в том числе и номер надела, из состава которого будет выделяться заявленный участок, если это еще не производилось; архивные данные принимаются);
  • материалы о межевании (при их наличии);
  • вид права, которое реализует обратившийся при получении площадей;
  • основания для передачи земли по внеконкурсной системе (ссылка на конкретную статью ЗК РФ);
  • описание, как будет использоваться площадь;
  • почтовый адрес для корреспонденции (e-mail).

Поскольку бумага содержит ссылки на законодательство и правовые аспекты, на основании которых заявитель обращается за выделом земли, лучше, если она будет написана юристом. Ошибки в тексте документа как технические, так и концептуальные повлекут ее возврат без рассмотрения по существу.

Помимо обращения, прилагаются:

  • документальные доказательства своих прав на получение надела;
  • справки по конкретному участку.

Существуют следующие виды приобретений:

  • личная собственность за плату;
  • без оплаты;
  • общая собственность бесплатно;
  • аренда;
  • бессрочное использование;
  • безвозмездное.

Цели, на которую берется надел, требуют конкретизации.

Рассмотрение, решение и отказы

Причин для отказного решения много. Основными признаются:

  • отсутствие правовых основ для получения земельного надела минуя торги;
  • участок занят другим пользователем или собственником;
  • на нем находятся здания, иные строительные объекты и хозобъекты, включая незавершенные;
  • произошло изъятие земли из оборота или он ограничен, что исключает возможность передачи;
  • числится в резервном фонде для госнужд;
  • находится на территории, относительно которой заключены соглашения о ее развитии и благоустройстве;
  • объект включен в аукционную продажу;
  • выделен для других нужд;
  • разрешенное пользование не отвечает целям, изложенным в обращении на его выдел;
  • надел не может быть использован для этих целей, так как не включен в специальный перечень;
  • площадь объекта превышает максимально допустимую;
  • земля предназначается для объектов федерального уровня;
  • заявитель просит участок под застройку, но не уполномочен заниматься строительством жилья и торговых площадей;
  • отсутствует госразрешение на использование данной площади;
  • не выявлена конкретная категория земли;
  • подлежат уточнению границы;
  • несовпадение данных о границах, обозначенных на плане и обращении;
  • принят нормативный акт о признании территории, где расположен надел, национальным парком или иной охраняемой территорией.

Достаточно одного из перечисленных пунктов, чтобы было вынесено отрицательное заключение.

Выделение земельного участка состоит из нескольких этапов:

  • составление схемы нахождения объекта на территориальном плане;
  • направление документации на имя региональных властей;
  • вынесение заключения в пользу заявителя;
  • осуществление кадастровых работ;
  • оформление арендного соглашения на куплю-продажу, пользование;
  • проведение госрегистрации права.

Разъяснение сложных моментов

Основной сложностью представляется тот факт, что заявители часто не знают, какое обременение есть у выбранного ими надела, до непосредственного обращения с заявлением на предварительное согласование возможности выяснить данный вопрос нет.

Даже в процессе рассмотрения их заявки по конкретному участку может состояться решение в пользу третьего лица, поскольку на принятие решения законодательством определен месячный срок.

Нахождение на участке, относительно которого подано заявление, любого строения является преимуществом для положительного решения вопроса при условии соблюдения всех вышеуказанных требований. При этом объект, в том числе и незавершенный, обязательно должен представлять собой узаконенную постройку. В противном случае будет мотивированный отказ.

При несогласии с вынесенным Постановлением заявитель имеет право на обращение в судебные инстанции. На практике суды достаточно часто становятся на сторону истцов. Обращаясь в суд по такой категории дел, нужно иметь в виду, что выиграть их самостоятельно проблематично.

Желательны:

  • наличие адвоката;
  • финансовые возможности.

При рассмотрении дела может потребоваться экспертиза. Например, отказы на получение участка под строительство выносятся на том основании, что запрашиваемый участок высоко плодороден. Чтобы оспорить такое утверждение, истцу придется заявлять ходатайство о специализированной экспертизе. Ее стоимость:

  • городская земля, 1 сотка/р — 775;
  • сельхозугодья, 1 сотка/р — 37,5;
  • иная, 1 сотка/р — 225.

Часто из несогласия с решением органов власти вытекает вопрос возмещения вреда, который всегда связан с оплатой госпошлины. Поэтому прежде чем заявлять дополнительные исковые требования, нужно убедиться, что имеются доказательства:

  • незаконности изданного государственным (муниципальным) органом акта;
  • размера причиненного вреда;
  • причинно-следственной связи между изданием акта и наступившими негативными последствиями в виде ущерба для истца.

Если судебное решение состоится не в пользу истца, ему придется полностью оплачивать все судебные расходы. Также нужно быть готовым к тому, что в случае выигрыша судебные издержки не будут полностью перенесены на ответчика. Особенно если в качестве ответчика выступают местные муниципалитеты.

Составление заявления на предварительное согласование предоставления земельного участка Ссылка на основную публикацию

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/grazhdanskiy-oborot/soglasovanie-predostavleniya-uchastka.html

Что такое предварительное согласование предоставления земельного участка

Предварительное согласование схемы расположения земельного участка

Что такое предварительное согласование предоставления земельного участка?

Согласно нормам действующего земельного законодательства, предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляться посредством проведения торгов (конкурсов или аукционов) или, в случаях, определенных законом, без их проведения.

Порядок предоставления земельных участков без проведения торгов устанавливается земельным законодательством и предусматривает следующие процедуры:

– подготовка заинтересованными лицами схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

– подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению и принятие этим органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

– обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственная регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

– подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

– заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Таким образом, решение уполномоченных органов о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для его последующего кадастрового учета и принятия решения о предоставлении.

Предварительное согласование предоставления земельного участка фактически является действиями уполномоченных публичных органов по проверке наличия оснований для предоставления земельного участков без проведения торгов, его оборотоспособности (выявление ограничений в передаче участка в собственность или аренду), а также соблюдения градостроительных, санитарных, экологических иных норм и прав граждан на стадии его формирования.

Процедура предварительного согласования установлена ст. 39.15 Земельного кодекса РФ. Согласно нормам данной статьи, заинтересованные лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением, в котором указываются:

1) для граждан: фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя;

2) для юридических лиц – наименование и место нахождения, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка, при наличии и в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению;

4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;

5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости;

6) основание (из предусмотренных Земельным кодексом) предоставления земельного участка без проведения торгов;

7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;

8) цель использования земельного участка;

9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;

11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:

1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и (установлены Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1);

2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;

4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;

5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.

В случае если поступившее заявление не соответствует указанным выше требованиям, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены перечисленные документы уполномоченный орган в течении 10 дней возвращает его заявителю с указанием причины возврата.

Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка рассматривается в срок не более чем тридцать дней со дня его поступления.

За указанное время уполномоченный орган проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка после его кадастрового учета!

Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. 

Источник: https://mio.mosreg.ru/deyatelnost/zemelnye-otnosheniya/10-10-2016-10-33-34-chto-takoe-predvaritelnoe-soglasovanie-predostavle

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.