Причины отказа в предоставлении земельного участка

Содержание

Основания для отказа в предоставлении участка из государственных и муниципальных земель без проведения торгов

Причины отказа в предоставлении земельного участка

Согласно ст. 39.16 ЗК РФ определены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;

2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением случаев обращения с таким заявлением члена этого товарищества (если такой земельный участок является садовым или огородным) либо собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (если земельный участок является земельным участком общего назначения);

3.1) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен некоммерческой организации для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена этой организации либо этой организации, если земельный участок является земельным участком общего пользования этой организации;

4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации; 5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства; 6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;

7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;

8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;

9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном освоении территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;

10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, предусматривающие обязательство данного лица по строительству указанных объектов;

11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса;

12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.

11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.

11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса;

13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;

14.1) испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка;

15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, превышает предельный размер, установленный пунктом 6 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;

18) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;

19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;

20) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования;

21) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель;

22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;

23) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

24) границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”;

25) площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов;

26) с заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, обратилось лицо, которое не является субъектом малого или среднего предпринимательства, или лицо, в отношении которого не может оказываться поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона.

Других оснований для отказа, законодательством не предусмотрено. 

Вы имеете право обжаловать Отказ в предоставлении земельного участка в судебном порядке.Вашу ситуацию надо рассматривать по Вашим конкретным документам. Рекомендую обратиться на консультацию к нашим специалистам. Юридическая группа МИП составит для Вас все необходимые документы. Скидка по промокоду «МИП». Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес: nm@advokat-malov.ru . По стоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (499) 229-84-53 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Сайботалов Вадим Владимирович29.07.2019 19:34

Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/osnovaniya-dlya-otkaza-v-predostavlenii-uchastka-iz-gosudarstvennyh-i-municipalnyh-zemel-bez-provedeniya-torgov.html

Получить земельный участок по-хорошему не удалось. Придется тренировать администрацию по другому

Причины отказа в предоставлении земельного участка

В 2-х предыдущих статьях я начал описывать свой личный опыт по получению земельного участка.

В первой статье в пошаговой схеме я показал, как нашел свободный земельный участок.

Во второй статье подробно описал, как самостоятельно составил схему земельного участка.

После этого, с особым трепетом в душе, я подал в Администрацию города заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

К заявлению приложил впервые в жизни

собственноручно изготовленную Схему земельного участка

До сих пор помню этот волнительный момент, когда сотрудница администрации со скучным выражением лица ставила входящий штамп на моем экземпляре заявления.

После этого нужно было, скрестив пальцы на руках и ногах, ждать 30 дней.

Но администрация не утруждала себя спешкой и необходимостью соблюдать законные сроки на дачу ответа.  В итоге я прождал почти 3 месяца.

И вот, долгожданный ответ получен. Меня ждало разочарование.

Казенная фраза: «администрация города вынуждена принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка», разрушала мечты о своем кусочке планеты

Наверное, для того, чтобы подсластить мне пилюлю, чиновник не поленился подробно описать, что я могу на сайте выбрать готовые земельные участки, которые администрация выставляет на аукцион, и поучаствовать в торгах.

По все видимости идиотов, желающих купить земельный участок  на аукционе по цене превышающей кадастровую стоимость, становится  все меньше.

Первое о чем я подумал, когда увидел отказ администрации, наверное, я «накосячил» со Схемой земельного участка.

Однако это было не так. Схема полностью удовлетворила администрацию, потому что в отказе не было ни слова претензии к Схеме.

По своей форме и по обязательным элементам, в том числе, по координатам поворотных точек,

моя Схема земельного участка выдержала придирчивый взгляд чиновника

Изучив отказ в предварительном согласовании земельного участка, я был несколько озадачен. Основание для отказа показалось мне настолько очевидно нелепым и надуманным, что возникало ощущение, будто я либо чего-то не знаю, либо чиновник полагал, что пишет отказ для умственно отсталого, не умеющего сопоставлять и сравнивать факты.

Для того чтобы не потерять веру в собственную адекватность, я решил направить ответ со всеми документами на проверку моим юристам.

Я нуждался в трезвом заключении незаинтересованного профессионала с единственной целью: получить ответы на вопросы – кто прав? и что делать?

Пока юристы занимались проработкой моего вопроса, я изучил основание отказа.

Причина отказа сводилась к тому, что в границах земельного участка, который я запросил, находится дом и другой земельный участок, принадлежащий кому-то на праве собственности.

В общем, администрация популярно объяснила мне, что я хочу залезть на чужую территорию и захватить чей-то земельный участок и дом

Не поленившись 3 раза проверить всю информацию, изложенную в отказе администрации, в том числе:

  • кадастровые номера дома и земельного участка,
  • номера и даты свидетельств о праве собственности,
  • адреса дома и земельного участка,

я неуклонно приходил к выводу, что дом и земельный участок, которые, по мнению администрации, я стремлюсь оккупировать, находятся за пределами участка, который я просил предоставить.

После всех моих проверок выходило, что администрация отказала мне в предоставлении фактически свободного земельного участка, потому что на соседний земельный участок и дом зарегистрировано право собственности.

То есть логика отказа администрации такая – земельный участок дать не можем, потому что рядом есть отдельный земельный участок и дом, у которого есть  хозяин

В душе нарастала волна праведного возмущения.

И тут подоспело заключение от юристов на целых 9 листах.

Юридическое заключение вселило в меня надежду и уверенность в собственной адекватности.

Вот выдержки из того, что написали юристы:

«Дмитрий Владимирович, ваше заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка рассмотрено с нарушением установленных Земельным кодексом РФ сроков.

В связи с этим Вы вправе обратиться в прокуратуру с письменным заявлением о нарушении Департаментом архитектуры, строительства и землепользования сроков рассмотрения Вашего заявления.

По факту проведенной проверки прокуратура выдаст представление об устранении нарушений требований законодательства и потребует наказать виновных должностных лиц в дисциплинарном порядке. О результатах рассмотрения обращения Вы будете уведомлены письменно.

Исходя из представленных документов следует, что несмотря на то, что по имеющейся информации испрашиваемый Вами земельный участок свободен, основанием для отказа является нахождение в границах интересующего участка жилого дома, принадлежащего на праве собственности иным лицам.

В связи с этим, поскольку участок фактически свободен и отсутствуют иные основания для правомерного отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, Вы вправе в течение трех месяцев обратиться с административным исковым заявлением в суд о признании отказа неправомерным.

Порядок обращения в суд с административным исковым заявлением приводится ниже в обосновании».

Таким образом, юристы, изучив мой земельный вопрос, пришли к выводу:

  • администрация нарушила срок для ответа,
  • отказ в предварительном согласовании земельного участка не обоснован и его можно  обжаловать в суд.

Далее в заключении юристы подробно расписали:

  • что нужно сделать для подачи иска в суд,
  • как написать исковое заявление, чтобы поставить администрацию на место.

Обращаться в прокуратуру, чтобы наказали виновных за нарушение сроков рассмотрения моего заявления, я не стал, потому как не кровожаден

А вот посудиться с администрацией посчитал делом правильным и благородным, для чего подготовил административное исковое заявление, как советовали юристы.

Кстати, о  моих юристах.

Добросовестные ребята. Я им благодарен.

Это мое не первое и не уже даже не десятое за 2 года обращение  к ним.

Деньги с меня за выданное заключение не взяли, потому, как я им один раз заплатил скромную фиксированную сумму за год и пользуюсь всеми их услугами целый год бесплатно.

Ссылку на этих юристов всем подряд не даю.

Источник: https://paruslex.ru/poluchit-zemelnyj-uchastok-po-xoroshemu-ne-udalos-pridetsya-trenirovat-administraciyu-po-drugomu/

Отказ в предоставлении земельного участка в аренду

Причины отказа в предоставлении земельного участка

Земельные участки могут быть предоставлены гражданам в аренду от государственных властей для различных целей: строительства, ведения хозяйства и т.д. После подачи заявления на получение земли в аренду или на продление уже действующего соглашения заявители нередко получают отказ. Для таких отказов существует множество причин и вариантов действий по обжалованию.

Кто принимает решение о предоставлении земли в аренду

Земельные наделы могут быть предоставлены гражданам в аренду на платной или безвозмездной основе на основании решения комитета местного или областного самоуправления, в ведении которого находится земельный вопрос, согласно ст. 39.2 ЗК РФ. Обычно это земельный комитет местной администрации, название которого может незначительно изменяться в зависимости от конкретного муниципалитета.

Принятие решения происходит на основании поданного заявления и норм федерального и местного законодательства. Основные вопросы, касающиеся предоставления наделов гражданам и организациям, изложены в Земельном кодексе РФ:

  • Основания для заключения с местными властями арендного соглашения перечислены в статьях 39.5 и 39.6;
  • Порядок получения участков в аренду описан статьёй 39.14;
  • Правила составления заявления в органы власти – в статье 39.17;
  • Основания для отказа – в статье 39.16.

В большинстве случаев участки предоставляются гражданам в аренду для индивидуального или дачного строительства, а также для занятия садоводством или иной сельскохозяйственной деятельностью.

Форма подачи заявления

Заявление о предоставлении земли в аренду (или о продлении срока такой аренды) подаётся лицом, претендующим на участок, в земельный комитет местной администрации.

В заявлении, согласно п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ, должна быть отображена следующая информация:

  • ФИО, адрес регистрации и данные паспорта заявителя;
  • Кадастровый номер надела;
  • Основания, по которым надел может быть предоставлен без торгов;
  • Цель получения участка в аренду;
  • Номер решения о предварительном согласовании (при необходимости);
  • Контактные данные заявителя для связи с ним;
  • Номер решения об изъятии ранее предоставленного в аренду участка.

Последний пункт относится к случаям, когда участок в аренде изымается у арендаторов не по их вине, а по необходимости, возникшей у государственного собственника предоставленного участка. Вместо изъятого надела арендаторам предоставляют аналогичный по площади и категории пользования.

Предварительное согласование аренды происходит в случаях, когда у надела, на который изначально претендовал заявитель, не было кадастрового номера и определённых границ.

В таких случаях в заявлении указывается только категория земли и прикладывается схема расположения участка на местности.

В дальнейшем участку присваивается кадастровый номер в ходе геодезических работ по установлению границ.

В качестве целей аренды участка допустимо указывать:

  • Строительство жилья;
  • Ведение подсобного хозяйства;
  • Занятие сельским хозяйством.

Ведение личного подсобного или дачного хозяйства отличается от занятия сельским хозяйством тем, что последнее предполагает своей целью извлечение прибыли с оформлением КФХ, ИП или иной формы организации бизнеса – в данном случае условия предоставления земли могут быть иными.

Как основания для предоставления участка в аренду в заявлении могут быть указаны:

  • Расположение на участке жилого дома (в т.ч. недостроенного), принадлежащего заявителю;
  • Наличие права на льготы;
  • Номер документа о предварительном согласовании предоставления земли;
  • Реквизиты договора о развитии местности;
  • Реквизиты трудового договора о работе по востребованной в селе профессии.

Льготные категории граждан, имеющих право на получение участка в аренду без аукционных торгов, определяются федеральным и местным законодательством.

Причины отказа

Причинами отказа в первичном предоставлении земли в аренду могут выступать, согласно ст. 39.16 ЗК РФ:

  • Отсутствие у заявителя прав на аренду данного участка без аукциона;
  • Запрашиваемый надел уже предоставлен другому лицу;
  • Надел является частью товарищества или кооператива, членом которого заявитель не является;
  • На участке находится здание, принадлежащее третьим лицам;
  • Участок изъят из оборота или ограничен в нём;
  • Участок не подлежит предоставлению в аренду в силу закона;
  • Организован аукцион о продаже или аренде надела;
  • Категория земли надела не соответствует заявленным целям использования;
  • Площадь, указанная в заявлении, превышает максимальный размер площади участков, используемых для заявленных целей;
  • Участок нуждается в определении/уточнении границ.

Предоставление участков в аренду обычно осуществляется на срок 6-10 лет, по истечении которых арендаторы могут либо приватизировать используемее участки в собственность (бесплатно или за выкуп), либо продлить срок аренды.

Срок аренды обычно продлевается для участков, которые не могут быть предоставлены в собственность в силу особенности территории (например, участок расположен вблизи береговой линии), или по необходимости завершить строительство жилья. Отказ в продлении арендного соглашения может быть получен в следующих случаях:

  • Участок, находящийся в аренде, используется не по целевому назначению;
  • Участок используется безответственно;
  • Арендатор лишился права на льготы, являющиеся основанием для предоставления участка в аренду;
  • Арендатор не оформил необходимые документы на продление аренды вовремя.

За три месяца до истечения срока аренды уполномоченный комитет местной администрации направляет арендатору уведомление о необходимости продлить соглашение. Если землепользователь проигнорировал данное уведомление, он может лишиться права аренды.

Если участок был предоставлен в бесплатную аренду на основании льгот, имеющихся у заявителя, то при исчезновении таких оснований (например, лишение родительских прав многодетной матери или переосвидетельствование, изменившее группу инвалидности) можно лишиться права на бесплатную аренду земли.

Нецелевое использование относится к случаям, когда на участке для посевов начинается жилищное строительство или, наоборот, при получении участка для строительства оно не начинается в течение трёх лет или не завершается по истечении десяти лет.

Важно помнить, что продление договора аренды для завершения строительства дома может осуществляться однократно и максимум на три года (п. 21 ст. 3 закона «О введении в действие ЗК РФ»).

Сроки принятия решения и форма отказа

Решение о предоставлении участка принимается в течение тридцати дней, по истечении которых заявителю выдаётся либо разрешение, либо отказ.

Если причиной отказа является неверно заполненное заявление или предоставление неполного пакета документов, то заявление возвращается подавшему его гражданину вместе с предоставленными бумагами в течение десяти дней после подачи, согласно п. 3 ст. 39.17 ЗК РФ.

В случае отказа муниципальный орган, уполномоченный на принятие решений о предоставлении земли, должен предоставить отказ в письменной форме с указанием полного списка причин, его повлекших.

Важно помнить, что согласно пункту 5 ст. 39.17 ЗК РФ, в качестве причин отказа могут выступать только причины, перечисленные в ст. 39.16 ЗК РФ.

Отказ должен быть подписан ответственным лицом, принявшим данное решение, с указанием его ФИО и должности в земельном комитете.

Часто родители интересуются, можно ли продать долю ребенка в квартире.

При продаже или покупке земельного участка необходимо оформить договор. Образец вы найдете в этой статье.

Хотите получить дополнительную жилплощадь? Полезная для вас информация в нашем материале.

Что делать при отказе

При получении отказа, в первую очередь необходимо убедиться в его законности. Если причина – в неверном заполнении заявления, то следует исправить ошибки и подать его повторно.

Если заявитель получил отказ из-за отсутствия у него оснований на получение земли без торгов, то у него есть два варианта действий:

  • Арендовать землю за плату, участвуя в аукционе;
  • Доказать наличие оснований на право безвозмездной аренды в суде.

При получении отказа из-за нахождения на участке здания, принадлежащего третьим лицам, можно оспорить отказ через суд, если доказать, что эксплуатация участка в рамках заявленных целей не наносит ущерба недвижимому имуществу третьих лиц и не нарушает доступ к такому имуществу (п.п. 4 ст. 39.16 ЗК РФ).

Если отказано по причине несоответствия категории запрашиваемого участка указанным целям, то необходимо требовать предоставления участка в другой местности. В таких случаях лучше подыскать участок самостоятельно на кадастровой карте территории, а при отсутствии установленных границ ориентироваться на вид разрешённого использования земель.

Когда отказ получен из-за превышения размера максимальной площади, то нужно скорректировать её, исходя из принятых в регионе нормативов площадей для участков под различные цели.

Получение отказа из-за необходимости образовать первичные границы участка обычно происходит, когда заявитель не проходил процедуру предварительного согласования аренды. В таком случае необходимо добиться предварительного согласования, после чего заказать геодезические работы по определению границ и обратиться с заявлением, приложив к нему изготовленный кадастровый паспорт.

Итак, органы местного самоуправления могут отказать гражданам в предоставлении участков в аренду либо из-за некорректно поданного заявления, либо по причинам, связанным с категорией заявителя или особенностей запрашиваемого участка. Чтобы избежать отказа, необходимо тщательно выбирать участок, соотнося его категорию запрашиваемым целям, и внимательно составлять заявление, при необходимости обратившись в юридическую фирму.

Источник: https://zakonometr.ru/zemlja/arenda-2/iz-za-chego-mogut-otkazat.html

Основания для отказа в предоставлении земельного участка

Причины отказа в предоставлении земельного участка

Законодательство в отношении отказов в предоставлении земельных участков является достаточно неясным. Существует множество несоответствий и неточностей. Так, к примеру, Земельный кодекс Российской Федерации в отношении оснований отказа во многом противоречит как федеральному законодательству, так и большинству законов регионального уровня.

При подаче заявления следует изучать испрашиваемый участок, не находится ли он в пределах природной зоны или особо охраняемой территории, нет ли на нем каких-либо ограничений в обороте, не включен ли он в генеральные планы администрации по использованию подведомственной территории.

В любом случае, администрация обязана дать мотивированный отказ с ссылкой на федеральное или местное законодательство. Любой отказ можно будет в дальнейшем обжаловать в судебном порядке.

Законодательство

Основания для отказа в предоставлении земли государством или муниципалитетом перечислены в статье 39.16 Земельного кодекса РФ.

К примеру, участок может быть ограничен в обороте либо на землю могут быть исключительные права покупки у других лиц.

Также земельный надел может быть изъят для государственных и муниципальных нужд, что должно быть подтверждено документацией по территориальному планированию, инвестиционными программами и так далее.

Еще одно основание для отказа в предоставлении земли содержится в части 1-ой статьи 34 Закона № 171-ФЗ, по которому земельный участок, принадлежащий государству или муниципалитету и в отношении которого до 1 марта 2015 года было принято решение о предварительном согласовании месторасположения объекта, на протяжении 3-ех лет с момента принятия такого решения не предоставляется без проведения торгов лицу, если оно отсутствует в указанном решении.

До 1 января 2020 года у субъектов РФ есть право отказывать в предоставлении земельного надела без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законодательными актами данных субъектов РФ, которые обязательно необходимо было принять не позже 1 января 2016 года (пункты 31, 32 статьи 34 Закона № 171-ФЗ).

Основания для отказа в предоставлении земли

Государственный или муниципальный орган может отказать в предоставлении земельного участка без проведения торгов, если есть одно из оснований, определенных статьей 39.16 Земельного кодекса РФ.

Приведем несколько первых:

  • Если заявление о предоставлении земельного участка подало лицо, не имеющее по земельному законодательству права на покупку земельного участка без организации торгов;
  • Если указанный в заявлении надел предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, кроме ситуаций, когда заявление подал обладатель таких прав или было подано заявление о предоставлении земли, включенной в перечень для нужд оборонной промышленности и безопасности;
  • Если указанный участок по заявлению предоставлен организации с некоммерческими целями, сформированной гражданами в целях ведения огородничества, садоводства, дачного хозяйства либо комплексного изучения земли для строительства жилья;
  • Если указанный участок содержит здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, принадлежащие физическим и юридическим лицам, муниципалитету и государству.

Наиболее популярные отказы в предоставлении земли, которые являются необоснованными:

  • Испрашиваемый участок находится в красных линиях. Красные линии – это существующие или планируемые границы зон общего использования, границы земельных наделов с линиями электропередач, линиями связи (также линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автодороги, железнодорожные пути и прочие такого плана сооружения.
  • Расположение земли в пределах границ природного комплекса. Данное основание не будет являться причиной отказа в предоставлении земли в собственность.
  • Нахождение земли в границах территории, которую планируют объявить особо охраняемыми природными зонами. Земли в пределах таких территорий не ограничиваются в обороте по федеральному законодательству, но не по ЗК РФ. По российским законом такие земли следует резервировать.
  • Расположение земли в рамках производственной территории, которая подлежит реорганизации. Только, если государство или муниципалитет для своих нужд примет решение о резервировании таких земель.

Согласно таким договорам земельные участки допускается использовать по-разному:

  • В целях размещения объектов инфраструктуры, постройка которых необходима для лица, заключившего договор – земли, предназначенные для строительства таких объектов должны быть предоставлены указанному гражданину или организации;
  • В целях размещения объектов инфраструктуры, обеспечить строительство которых обязуется орган государственной власти или местный муниципалитет, заключивший договор. Земли, предназначенные для строительства таких объектов должны быть выделены уполномоченному на строительство лицу (к примеру, по государственному или муниципальному контракту).

Помимо всего сказанного, на подлежащей развитию застроенной земле может быть здание, сооружение, которым владеют на праве собственности другие лица, а также земли, ранее выделенные другим лицам.

14 пункт рассматриваемой статьи 39.16 ЗК РФ предусматривает отказ в случае указания в заявлении целей использования участка, которые не являются разрешенными для данного земельного участка. Рассматривая такой заявление, государственный орган учитывает все возможные виды разрешенного использования земли, определяемые для территориальной зоны градостроительными регламентами.

Важно отметить, что в перечисленном списке оснований отсутствует такое основание, как необходимость образования земельного участка. Суть в отсутствии земельного участка, как объекта права, в случае, если он не был образован, то есть его границы не были очерчены, ему не были присвоены собственные характеристики, которые позволяют его выделить в индивидуально определенную вещь.

Решение об отказе

Отказ оформляется постановлением администрации муниципального образования или государственного органа:

  • В «шапке» постановления: слева дата вынесения решения, населенный пункт по центру и номер постановления справа;
  • По центру ниже указывается «Об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу…»;
  • Далее фабула постановления, в которой прописывается, как правило, следующая информация: на основании публичных слушаний, проведенных уполномоченным органом – комиссией по землепользованию и застройке администрации (указывается наименование администрации), протокол № 1 от (дата), по заявлению (ФИО заявителя), о предоставлении разрешения на выдачу земельного участка, расположенного по адресу (адрес земельного участка), в соответствии с Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, Правилами землепользования и застройки (наименование населенного пункта), утвержденными Решением Совета (наименование местного муниципалитета) от (дата и номер решения), Генеральным планом (название населенного пункта), утвержденным решением (наименование населенного пункта) от (дата и номер решения), руководствуясь Уставом (название населенного пункта) п о с т а н о в л я ю: “Отказать в предоставлении разрешения на выдачу земельного участка, расположенного по адресу (указывается адрес земельного участка) для целей, указанных в заявлении на предоставление земельного участка. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы (название местного муниципалитета) и ФИО.”
  • Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Внизу постановления слева прописывается глава (название местного муниципалитета), а справа ФИО главы муниципалитета, ставится печать и подпись.

Порядок обжалования отказа в предоставлении земли

Процедура представляет собой стандартную подачу искового заявления в суд.

От имени гражданина или организации составляется и подается иск «о признании незаконным отказ в предоставлении земельного участка» на администрацию района, отказавшую в предоставлении земельного участка.

В исковом заявлении истец указывает и разъясняет суду весь процесс подачи заявления на предоставление земельного участка, излагает цели предполагаемого использования земли.

В просительной части истец на основании изложенного, считая данный отказ незаконным, просит обязать администрацию предоставить испрашиваемый участок.

Далее суд либо отказывает в удовлетворении иска, либо удовлетворяет его. Если же суд решит удовлетворить иск за отсутствием законных оснований в предоставлении земли, администрация будет вынуждена принудительно выделить участок гражданину.

Отказ же суда в удовлетворении исковых требований будет основан на законности и абсолютной обоснованности принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка администрацией.

Решение может быть обжаловано в суде апелляционной инстанции по гражданским делам в течение 30 дней со дня принятия мотивированного решения.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/predostavleniye/osnovaniya-dlya-otkaza.html

Отказали в предоставлении земельного участка

Причины отказа в предоставлении земельного участка

Отказ в предоставлении земельного участка по заявлению заинтересованного лица на практике явление нередкое. Основания перечислены в статье в 39.16 ЗК РФ. Их насчитывается порядка 25 пунктов. Постараемся разобраться, почему заявителю поступает отказ, а также – как оспорить.

Общие положения

Законодатель устанавливает, что основания, указанные в статье ЗК РФ, имеют объективный характер. Как правило, отказ связан с тем, что земельные наделы ограничены в обороте или с исключительными правами на них третьих лиц на их покупку. Кроме того, с намерением использовать земельный надел для государственных или местных нужд. Это основание подтверждается пакетом бумаг:

  • документом, отражающим территориальное планирование;
  • инвестиционными программами;
  • документом по планировке территории.

Кроме того, обратимся к положению N171-ФЗ, к статье 34, п.1. В ней указано, что участок, чьим собственником выступает государство, по принятому решению о месте размещения надела (до 01.03.2015) не может быть предоставлен без проведения торгов.

Дополнительно, решение о предоставлении земельного участка без торгов может быть принято на региональном уровне, в соответствии с законами, принимаемыми на определенной территории. До 1 января 2020 года региональные власти могут отказать в предоставлении земли без осуществления торгов. Основаниями служат акты, принятые ими до 1 января 2016 года.

Конкретные основания: почему отказывают

Рассмотрим несколько оснований:

  1. Заявление подает лицо, которое не обладает правом на приобретение земли без участия в торгах.
  2. Заявление подает лицо на участок, который предназначен для нужд оборонной промышленности, безопасности российского государства.
  3. На территории, в отношении которой было подано заявление, находятся объекты, принадлежащие государству или местным властям и отнесенные к незавершенному строительству.
  4. Участок изъят из оборота.
  5. ВРИ не соответствует будущим целям использования земли.
  6. Земля требует уточнения границ и т.д.

Не продление арендных отношений

На практике, землю отдают в аренду на долгий срок: от 5 до 10 лет. После окончания действия договора арендаторы могут приватизировать участок или пролонгировать предыдущие отношения во времени. Второй вариант актуален в случаях, когда земля не может быть выкуплена арендатором, исходя из положений закона. Например, участок располагается около береговой линии.

Отказ в пролонгации отношений в связке арендодатель – арендатор, это иные случаи. Они предусмотрены законом. В частности:

  • арендованное имущество используется не по назначению, изначально указанному в договоре;
  • арендатор не следит за участком, состояние земли значительно ухудшилось;
  • лишение льгот арендатора;
  • несвоевременное оформление документов на оформление земли.

За календарный квартал, предшествующий истечению срока арендных отношений, уполномоченный орган местных властей обязан отправить арендатору оповещение о необходимости продления соглашения между ними.

Игнорировать сообщение нельзя. Если это произошло, арендатор может лишиться своего статуса.

Если государство предоставило надел на основании льгот, человек их утратил, он может лишиться права на бесплатную приватизацию в дальнейшем.

Пролонгация арендного договора с целью завершить возведение дома происходит единожды и максимум до 3 лет.

Форма отказа

Местные или региональные органы власти по заявлению от гражданина принимают решение в течение 30 дней. После этого они выносят один из двух вариантов решений: отказ или одобрение. Причины отказа могут разными: от серьезных, не требующих оспаривания, до мелких недочетов в документах. Если имеет место второй вариант, заявление возвращается до устранения недостатков.

Чтобы отказ не был вынесен из-за проблем в документах, законодатель установил в статье 39.17, п. 1 реквизиты верно заполненного заявления:

  1. Данные о заявителе: фамилия, имя, отчество.
  2. Паспортная информация.
  3. Кадастровый № земли.
  4. Основания, по которым земля может быть отдана без проведения аукциона.
  5. Цель получения земли.
  6. Если имело место согласование при заключении арендного договора, № согласования.
  7. Телефон заявителя.

Отказ от муниципальных органов составляется письменно. Решение должно быть мотивированным, в частности, по статье 39.17, п. 5 ЗК РФ, в нем можно отразить причины, которые перечислены в статье 36.19 ЗК РФ.

Что делать при отказе

При получении решения от уполномоченных органов нужно проанализировать его законность. Если отказ произошел из-за отсутствия оснований на получение земельного участка без торгов, то у человека есть два варианта:

  • арендовать земельный участок за оплату и принять участие в аукционе;
  • доказать, что основания на бесплатную аренду имеются: но это уже решает суд.

Отказ может поступить из-за того, что превышен лимит максимально ожидаемой площади земельного надела. В этом случае, параметр габаритов участка подлежит корректировке. Арендатор при этом должен основываться на нормативах, которые приняты для земли в данном регионе.

Если возникли проблемы с определением границ земельного надела, то такое происходит из-за того, что заявитель не проходил первичное согласование арендного договора.

Порядок оформления следующий: в интересах арендатора добиться такого согласования. После этого обратиться к услугам специализированных фирм и заказать геодезические работы по определению границ.

Для этого необходим кадастровый паспорт.

Отказ в предоставлении земельного надела – это не приговор. Закон наделяет правом граждан требовать от уполномоченных государством органов предоставления в аренду участков для разных целей. Например, для строительства, фермерства, огородничества, садоводства, ИЖС. Если заявитель получает отказ, он в состоянии устранить причины, послужившие этому. А также обжаловать его в суде.

Источник: https://prozemlu.ru/otkazali-v-predostavlenii-zemelnogo-uchastka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.