Приобретение земельного участка в государственную собственность

Приобретение прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности

Приобретение земельного участка в государственную собственность

Общая характеристика правового регулирования приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. Основные особенности возникновения прав на земельные участки земельное законодательство предусматривает в отношении земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Одним из способов приобретения гражданами и юридическими лицами права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, является приватизация.

Статья 217 ГК РФ устанавливает, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Однако в России не был принят специальный федеральный закон, посвященный регулированию отношений исключительно в сфере приватизации земли. Приватизация земли в нашей стране с начала реформирования земельных отношений регулировалась и до настоящего времени регулируется не специальным законом, а различными нормативными правовыми актами в зависимости от оснований приватизации.

Так, в ходе земельной реформы порядок осуществления приватизации земли устанавливался как законами, так и указами Президента России и постановлениями Правительства РФ[1].

Основания и порядок приватизации земли в Российской Федерации в настоящее время регулируются прежде всего земельным законодательством и в первую очередь ЗК РФ, а также рядом других законов, например: Законом о введении в действие ЗК РФ, Законом об обороте земель, Законом о приватизации имущества и др.

При этом необходимо учитывать, что действие Закона о приватизации имущества не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы.

Следует отметить, что действующее российское земельное законодательство практически не употребляет термин “приватизация” в отношении земельных участков, а использует понятие “приобретение в собственность земельных участков гражданами и юридическими лицами”.

В п. 2 ст. 15 ЗК РФ провозглашается, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Несмотря на это положение, земельное законодательство предусматривает различные способы и условия приобретения земельных участков в собственность гражданами и юридическими лицами из государственных или муниципальных земель.

Особенность и сложность правового регулирования процесса приватизации земель в России состоят в том, что законодателем установлены различные правовые режимы приобретения земельных участков в частную собственность не только в зависимости от оснований приватизации, но и от вида субъекта, целей и времени предоставления земельных участков.

Так, действующее законодательство различает граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства; юридических лиц, не указанных в п. 1 ст.

20 ЗК РФ, среди которых также выделяются отдельные виды, обладающие специальной земельной правосубъектностью: иностранные юридические лица, религиозные организации, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан и др.

Из целей прежде всего выделяются:

  • – предоставление земельных участков для сельскохозяйственных целей, в том числе для личных целей граждан, к которым относится ведение личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства;
  • – предоставление земельных участков для строительства, в том числе для индивидуального жилищного и индивидуального гаражного строительства;
  • – предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством.

Общая характеристика условий приобретения земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности. В п. 1 ст.

28 ЗК РФ закреплено общее правило, согласно которому земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии со ст. 20 ЗК РФ, а гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование – но ст. 24 ЗК РФ.

Следует обратить внимание, что данное положение действует с момента вступления в силу ЗК РФ, т.е. с 30 октября 2001 г.

До вступления в силу ЗК РФ земельные участки гражданам и юридическим лицам могли предоставляться и на иных вещных правах: гражданам – на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения, юридическим лицам – на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Пункт 2 ст.

28 ЗК РФ в соответствии с принципом платности использования земли в России также устанавливает, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. При этом случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц могут предусматриваться федеральными законами и законами субъектов РФ.

В настоящее время федеральное законодательство предусматривает следующие случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность:

  • • приобретение в собственность гражданами земельных участков, которые были предоставлены им до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, а также их наследниками (п. 9.1 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ);
  • • приобретение в собственность гражданами фактически используемых земельных участков с расположенными на них жилыми домами, приобретенных ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 № 1305-1 “О собственности в СССР”, по которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы (п. 4 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ);
  • • приобретение в собственность земельных участков общероссийскими общественными организациями инвалидов и организациями, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, на которых расположены здания, строения и сооружения, находившиеся на день введения в действие ЗК РФ в собственности данных организаций (п. 2 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ);
  • • приобретение религиозными организациями в собственность земельных участков, на которых расположены находящиеся в собственности данных организаций здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения (абз. 3 п. 1 ст. 36 ЗК РФ);
  • • приобретение в собственность земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования, садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан (п. 2 ст. 28 Закона о садоводческих объединениях граждан);
  • • приобретение в общую долевую собственность земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, собственниками помещений в данном многоквартирном доме (п. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”);
  • • предоставление в собственность земельного участка для строительства лицу, с которым в установленном ГрК РФ порядке заключен договор о развитии застроенной территории (п. 2.1 ст. 30 ЗК РФ);
  • • предоставление в собственность земельных участков гражданам, удостоенным званий Героя Советского Союза, Героя

Российской Федерации или являющимся полными кавалерами ордена Славы, для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества в размерах, устанавливаемых в соответствии с ЗК РФ, но не менее чем 0,20 га в городах и поселках городского типа и 0,40 га в сельской местности (п. 4 ст. 5 Закона РФ от 15.01.1993 № 4301-1 “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы”);

• предоставление в собственность земельных участков гражданам Российской Федерации, удостоенным звания Героя Социалистического Труда либо награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней, для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества в размерах, установленных в соответствии с ЗК РФ, но не менее чем 0,08 га в городах и поселках городского типа и 0,25 га в сельской местности (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы”).

Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам в соответствии с п. 5 ст. 28 ЗК РФ земельные участки, которые могут быть приобретены ими в собственность, предоставляются в собственность только за плату.

Пунктом 4 ст.

28 ЗК РФ установлено общее правило для органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, уполномоченных распоряжаться земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, согласно которому отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается. Исключения составляют следующие случаи:

  • – изъятие земельных участков из оборота;
  • – запрет на приватизацию земельных участков, установленный федеральным законом;
  • – резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.

Если земельный участок относится к перечисленным землям, он не подлежит приобретению в частную собственность, а отказ уполномоченного органа власти в предоставлении данного участка в собственность будет законным. Перечень оснований отказа данной статьей ЗК РФ установлен как исчерпывающий и не подлежащий расширительному толкованию.

Ограничение в обороте земель регулируется прежде всего ст. 27 ЗК РФ. Земельное законодательство предусматривает два вида ограниченных в обороте земель: изъятых из оборота и ограниченных в обороте.

При этом изъятые из оборота земельные участки не подлежат передаче в частную собственность и не могут быть объектами гражданско-правовых сделок, а в отношении ограниченных в обороте земель федеральными законами может допускаться возможность совершения гражданско-правовых сделок и передачи их в частную собственность. Правовой режим ограниченных в обороте земель зависит от специального регулирования на уровне федеральных законов. Если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц, отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц таких земельных участков не допускается.

Помимо перечня изъятых и ограниченных в обороте земель, установленного ст. 27 ЗК РФ, другими федеральными законами в ряде случаев могут устанавливаться прямые запреты на приватизацию отдельных земель или земельных участков, например:

  • • п. 8 ст. 27 ЗК РФ запрещает приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования;
  • • в соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ не подлежат приватизации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами;
  • • Закон об обороте земель устанавливает запрет на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами (п. 4 ст. 1);
  • • п. 8 ст. 28 Закона о приватизации имущества запрещает приватизацию земельных участков в дополнение к вышеуказанным в составе земель:
  • – лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;
  • – зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
  • – в составе земель транспорта, предназначенных для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенных для их развития, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Третьим законным основанием отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является предусмотренный российским земельным и градостроительным законодательством достаточно новый правовой механизм, способный оказывать существенное влияние на оборотоспобность земельных участков, – резервирование земель для государственных или муниципальных нужд. Земли и земельные участки, зарезервированные в установленном порядке, также не подлежат предоставлению в частную собственность. Основания и порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд будут рассмотрены в главе, посвященной ограничениям прав на землю.

Способы приобретения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности. В действующем российском законодательстве можно выделить четыре основных способа приобретения в собственность или в аренду земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности:

  • – оформление в собственность или в аренду земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам до вступления в силу ЗК РФ (так называемое переоформление нрав);
  • – приобретение в собственность или в аренду земельных участков собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках;
  • – первичное предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность или в аренду гражданам и юридическим лицам для строительства и для целей, не связанных со строительством;
  • – приобретение земельных участков одновременно с приватизацией государственного и муниципального имущества в порядке, установленном Законом о приватизации имущества.

Рассмотрим основания и порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, устанавливаемые земельным законодательством в каждом указанном случае.

Источник: https://studme.org/71612/pravo/priobretenie_prav_zemelnye_uchastki_zemel_nahodyaschihsya_gosudarstvennoy_munitsipalnoy_sobstvennosti

Приобретение земельного участка в собственность

Приобретение земельного участка в государственную собственность

Вся имеющаяся в стране земля делится по виду права на частную и государственную. При приобретении участка, в зависимости от формы собственности, договор купли-продажи может быть заключен с частным лицом (частная собственность) либо с государственным органом (государственная собственность).

Порядок приобретения государственной земли разных форм собственности соответствует положениям Земельного кодекса РФ и является по общему правилу единообразным, за исключением возможных нюансов, предусмотренных решениями государственных органов субъектов.

Приобретение участка у частного лица

Покупка участка у частника – самый простой способ приобретения земли. Главным фактором правомерности сделки является наличие у собственника правоудостоверяющих документов на землю.

Порядок приобретения земельного надела у частного лица:

Подготовка документов

Первым шагом в оформлении собственности на землю будет подготовка необходимой документации. Согласно Земельному кодексу РФ, объектом продажи может быть участок, находящийся на кадастровом учете. Кроме кадастровой документации потребуется документ, удостоверяющий права на участок. Это может быть свидетельство или выписка из государственного реестра недвижимости.

Составление договора

Договор купли-продажи оформляется одним документом в простой письменной форме. Обязательно указываются характеристики участка (площадь, адрес расположения, номер в кадастре недвижимости, целевое использование).

В преамбуле договора стоит прописать данные продавца и покупателя. Стоимость участка также необходимо указать в договоре (цифрами и прописью).

Расписка в получении средств по договору

Для подтверждения передачи денег за участок, необходимо составить расписку. Такой документ будет подтверждением оплаты за имущество при регистрации сделки.

Регистрация договора

Составленный договор необходимо зарегистрировать в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимость (Росреестр). Подтверждающим фактом перехода права станет выданная выписка из государственного реестра, где в строке правообладатель будет указан новый собственник участка (покупатель по договору купли-продажи).

За осуществление регистрации собственности потребуется оплатить госпошлину, составляющую 350 рублей.

Квитанцию на оплату пошлины можно распечатать с сайта Росреестра или получить в многофункциональном центре.

Покупка земли у государственного органа или муниципалитета

Порядок приобретения участка земли в госоргане или местной администрации может проходить двумя способами в зависимости от разрешенного использования земли — на аукционе и без проведения торгов.

Предоставление участка на аукционе

Земля, предназначенная для строительства объектов недвижимости (за исключением частного жилого дома), в соответствии с земельным законодательством может быть предоставлена только по результатам аукциона и предоставляется в следующем порядке:

Образование земельного участка

Для образования земельного участка проводятся землеустроительные работы и производится кадастровый учет участка. Законодательно предусмотрена возможность выполнения землеустроительных работ заинтересованным лицом за счет своих средств.

Проведение аукциона

Аукцион проводится на основании решения администрации. Решение о проведении аукциона содержит в себе характеристики участка, начальную цену участка (определяется по кадастровой стоимости участка или на основании оценки рыночной стоимости).

Также в решении указывается дата, место и время проведения, задаток, подлежащий оплате до аукциона, а также определена форма заявки на участие и перечень необходимых документов.

Оплата и регистрация сделки

В течении срока, указанного в договоре, покупатель оплачивает стоимость земельного участка и обеспечивает регистрацию права собственности на земельный участок, уплатив государственную пошлину.

Приобретение участка земли без проведения торгов

В случае покупки участка для строительства жилого дома, подсобного хозяйства, ведения садоводства или дачного хозяйства, процедура оформления права собственности несколько упрощена:

  1. Образование земельного участка, кадастровый учет;
    Земельный участок также может быть ранее сформирован или образован по заявлению гражданина;
  2. Подача заявления по установленной форме в местную администрацию о предоставлении участка без проведения торгов. К заявлению прилагается кадастровый паспорт и копия удостоверяющего личность документа.
  3. Обеспечение администрацией опубликования извещения о возможном предоставлении участка на официальном сайте либо в печатном издании. Такая процедура проводится для обеспечения возможности других граждан заявиться на получение данного земельного участка;
  4. Заключение договора купли-продажи. Если заявления других заинтересованных лиц не поступил, по истечении тридцатидневного срока, заключается договор купли-продажи участка по цене равной кадастровой стоимости данной земли (по общему правилу). В случае поступления заявлений других лиц, земельный участок предоставляется по результатам аукциона.
  5. Регистрация сделки. После оплаты стоимости участка, также производится регистрация договора в Росреестре. Государственная пошлина составляет 350 рублей для ИЖС и ЛПХ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/zemelniy-uchastok-v-sobstvennost.html

Бесплатное приобретение прав на земельные участки – О Оглоблина , скачать книгу бесплатно

Приобретение земельного участка в государственную собственность

Целью настоящей работы является анализ законодательства Российской Федерации и субъектов Федерации о бесплатном предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также из земель, находящихся в частной собственности. Вопросы, связанные с бесплатным приобретением прав на земельные участки государственными и муниципальными учреждениями, государственными и муниципальными предприятиями нами не рассматриваются.

Граждане могут приобрести бесплатно земельные участки:

а) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности — на праве собственности.

б) из земель, находящихся в собственности других граждан и юридических лиц:

— на праве собственности на основании договора дарения;

В соответствии с п.1 ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду, а также в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п.1 ст.24 ЗК РФ.

Как видим, о бесплатном приобретении земельных участков можно говорить лишь в двух случаях: при предоставлении в собственность и в безвозмездное срочное пользование. Возможность бесплатного приобретения в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, сомнений не вызывает.

Иначе дело обстоит с предоставлением названных земельных участков гражданам в безвозмездное срочное пользование.

Согласно п.1 ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются «гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса». Подпунктом 1 п.1 ст.

24 ЗК РФ установлено, что в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, только юридическим лицам, указанным в п.1 ст.20 ЗК РФ (т. е.

государственным и муниципальным учреждениям и федеральным казенным предприятиям).

Таким образом, приведенный анализ норм ЗК РФ позволяет сделать вывод о том, что граждане могут приобрести бесплатно земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, только на праве собственности.

Следует иметь в виду установленные законодательством РФ ограничения в рассматриваемой сфере.

Так, право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства.

Согласно п.5 ст.28 ЗК РФ названным лицам земельные участки предоставляются в собственность только за плату.

Следующее ограничение связано с правовым режимом соответствующего земельного участка. Законом могут быть установлены случаи, когда предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан не допускается.

К таким случаям относятся, в частности, изъятие земель из оборота и ограничение в обороте. Согласно п.2 ст.27 ЗК РФ в частную собственность не могут быть предоставлены земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота.

Земельные участки, относящиеся к категории земель, ограниченных в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, когда их предоставление допускается федеральными законами.

В соответствии с п.2 ст.28 ЗК РФ «предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ».

Как видим, перечень нормативных правовых актов сформулирован в п.2 ст.

28 ЗК РФ исчерпывающим образом, что исключает возможность применения при определении случаев, когда земельные участки могут быть предоставлены в собственность бесплатно, актов Президента РФ, Правительства РФ и актов органов местного самоуправления.

В связи с этим, как может показаться граждане, которым право на бесплатное приобретение земли в собственность было предоставлено указами Президента РФ, постановлениями Верховного Совета РФ и Правительства РФ в настоящее время лишаются этой льготы. Однако, подробный анализ нормы п.2 ст.28 ЗК РФ позволяет заметить следующее.

Во-первых, названными актами были установлены категории граждан, имеющих право на бесплатное приобретение земельных участков, а не случаи, при которых предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно.

Во-вторых, если прибегнуть к буквальному толкованию нормы п.2 ст.28 ЗК РФ, становится очевидным, что под «случаями» в контексте рассматриваемой нормы подразумеваются обстоятельства (ситуации, условия), при которых у определенного этими обстоятельствами круга граждан, возникает право на бесплатное приобретение права собственности на земельный участок.

Граждане, названные в таких «случаях», определяются безотносительно к их личности (см., например, п.5 ст.20 и п.3 ст.21 ЗК РФ).

Категории же граждан, напротив, определяются исходя из личностных характеристик определенных слоев населения, их социального, семейного или служебного положения (например, многодетные семьи, военнослужащие, граждане, награжденные орденами различных степеней и т. д.).

Вышесказанное, на наш взгляд, позволяет исключить применение п.2 ст.

28 ЗК РФ в случаях установления льготных категорий граждан, а поскольку иной порядок их определения ЗК РФ не предусматривает, следует исходить из того, что категории граждан, имеющих право на бесплатное приобретение земельных участков в собственность, могут быть определены как нормами ЗК РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ, так и нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ и органов местного самоуправления.

Предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.9, 10 и 11 ЗК РФ (ст.29 ЗК РФ).

Согласно ст.

214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований, являются государственной собственностью (п.2 ст.214 ГК РФ, п.1 ст.16 ЗК РФ). Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ФЗ от 17.07.2001 г. N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»

[13]

.

В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (ст.17 ЗК РФ).

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п.1 ст.125, п.3 ст.214 ГК РФ).

Под органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов следует понимать прежде всего соответствующие органы исполнительной власти, хотя рассматриваемые правила ГК РФ и не исключают возможности реализации указанных правомочий также представительными органами государственной власти.

На уровне Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют имущественные права в соответствии со своей компетенцией прежде всего Правительство РФ, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, отраслевые федеральные органы исполнительной власти. Среди правовых актов, определяющих статус указанных органов, следует назвать прежде всего Конституцию РФ, ФКЗ от 17.12.1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»

Предоставление земельных участков — комплекс взаимосвязанных организационно-правовых действий, осуществляемых с одной стороны, органами государственной власти или органами местного самоуправления, с другой, гражданами, заинтересованными в получении земельных участков.

Процедура бесплатного предоставления земельного участка включает следующие этапы:

1) обращение заинтересованного лица в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка.

Заявление должно содержать: цель использования земельного участка, местоположение, испрашиваемое право на землю, условия предоставления (за плату или бесплатно).

Федеральными законами могут быть установлены дополнительные требования и техническому сопровождению заявления о предоставлении земельного участка для определенных целей.

В заявлении о бесплатном предоставлении земельного участка целесообразно также указывать норму ЗК РФ, федерального закона или закона субъекта РФ, на основании которой заявитель имеет право на бесплатное приобретение земельного участка.

2) изготовление проекта границ земельного участка органом местного самоуправления (или по его поручению соответствующей землеустроительной организацией) и его утверждение;

Порядок определения норм предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно установлен ЗК РФ.

В соответствии с п.2 ст.33 ЗК РФ максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, устанавливаются:

а) федеральными законами — из земель, находящихся в федеральной собственности;

б) законами субъектов РФ — из земель, находящихся в собственности субъектов РФ;

в) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления — из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.

Договор дарения — гражданско-правовой договор, по которому одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) имущество в собственность.

Основу правового регулирования отношений, связанных с дарением, составляют правила ГК РФ, образующие общую часть обязательственного права (ст.307–453), а также специальные нормы о дарении (ст.572–582).

Положения ГК РФ, посвященные общим положениям о договоре дарения, запрещении, ограничении, отмене дарения, дополняются нормами, содержащимися в отраслевом законодательстве Российской Федерации. Например, отдельные нормы института дарения содержатся в НК РФ (п.6 ст.85, п.

18, 28 ст.217), ФЗ от 11.07.2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» (ст.30)

[41]

Источник: https://litresp.ru/kniga/ru/%D0%9E/ogloblina-o-m/besplatnoe-priobretenie-prav-na-zemeljnie-uchastki

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.