Приватизация в водоохранной зоне

Содержание

Приватизация земельных участков в водоохранной зоне

Приватизация в водоохранной зоне

13.12.2016

В судебной практике не раз возникал вопрос о возможности бесплатной приватизации гражданином – собственником строения (жилого дома) земельного участка, находящегося в постоянном бессрочном пользовании, если этот участок расположен в водоохранной зоне водных объектов или в прибрежной защитной полосе водного объекта.

Должны сказать, что приватизация земельных участков, расположенных в водоохранной зоне водных объектов или в прибрежной полосе водного объекта возможна при некоторых условиях:

– если пользование земельным участком возникло правомерно и до введения в действие Водного кодекса РФ , то есть до 23 ноября 1995 года;

– если жилой или дачный дом, расположенный на земельном участке, находится в собственности, имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности, выданное органами государственной регистрации;

– имеется согласование с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.

Верховный суд Российской Федерации также рассматривал вопрос о приватизации земли водоохранных зон рек и водоемов и указал на то, что данные земельные участки относятся к землям природоохранного назначения (подп.1 п.1 ст. 97 ЗК РФ) и входят в состав земель особо охраняемых территорий (п.2 ст. 94 ЗК РФ).

В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, который запрещает и ограничивает те виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением земель.

Поясню, если у Вас имеется жилой дом в водоохранной зоне и на земельный участок имеется свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования, вид разрешенного использования которого – индивидуальное жилищное строительство, то вполне закономерно, что нельзя на данном земельном участке строить мини-гостиницу, фабрику, ферму.

Земельный участок предназначен для строительства индивидуального жилого дома для постоянного проживания. Приватизация земли, в случае нарушения вида использования земельного участка, будет запрещена.

Верховным судом было указано, что земельные участки, расположенные в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе не относятся к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте (ст. 27 ЗК РФ) и граждане, имеющие такие земельные участки могут приобрети их в собственность.

Следовательно, разрешено приватизировать земельные участки, если все указанные выше требования соблюдены.

Теперь необходимо рассмотреть случаи, когда могут отказать в приватизации земли:

1. если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, изъят из оборота и имеется соответствующее постановление.

2. Установлен запрет на приватизацию земельных участков в соответствии с федеральным законом;

3. Земельный участок зарезервирован для государственных нужд и имеется соответствующее постановление об этом.

Во всех данных случаях отказа в приватизации земельных участков Вам должен быть выдан мотивированный отказ со ссылками на законодательство, который Вы можете оспорить в суде.

Принимая решение о приватизации земельных участков, расположенных в водоохранной зоне, следует учитывать, что законодательство не относит их к землям, изъятым из оборота; в настоящее время нет федерального закона, запрещающий их приватизацию; факт резервирования земельного участка должен быть установлен актом органа государственной власти субъекта РФ (п.5 ст. 2 №33-ФЗ от 14.03.1995); земельное законодательство не содержит ограничении на оформление в собственность земельных участков, расположенных в водоохранной зоне.

Приватизация земельных участков предполагает в качестве обязательного условия – согласование с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда. Данное правило установлено ст. 112 Водного закона РФ.

Мотивированное согласие или отказ на приватизацию земли должен быть в письменной форме и содержать подробную формулировку решения органа власти. Отказ в предоставлении земельного участка в собственность может быть оспорен гражданином в судебном порядке

Судебная практика показывает, что суды отказывают в приватизации используемых земельных участков, ссылаясь на запрещение законом приватизировать публичные земельные участки, ограниченные в обороте.

Рассмотрим более подробно одно из дел, которое вели юристы и адвокаты Московской областной земельной компании.

Житель Тверской области Конаковского района обратился в районный суд г.

Конаково с жалобой на отказ Федерального органа исполнительной власти предоставить ему на праве собственности бесплатно в порядке приватизации используемый земельный участок, расположенный в водоохранной зоне Иваньковского водохранилища.

Необходимо отметить, что земельный участок использовался строго в соответствии с видом разрешенного использования (ИЖС), на земельном участке был построен жилой дом, в котором проживали истец и его семья.

Отказывая в удовлетворении иска, суд указал в решении, что спорный земельный участок относится к землям, оборот которых является ограниченным, п.8 ст. 27 Федерального закона от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества» запрещает приватизацию таких участков.

Юристами Московской областной земельной компании данное решение было оспорено и Тверским областным судом было вынесено постановление о пересмотре дела. В итоге, земельный участок, расположенный в водоохранной зоне Иваньковского водохранилища был приватизирован и оформлен в собственность владельца домовладения, расположенного на данном земельном участке.

Следует отметить, что возможность приватизации земельных участков не означает легализации земельных участков, которые были самовольно захвачены, «запользованы» или прирезаны к земельному участку, находящемуся в правомерном пользовании и на это следует обратить отдельное внимание.

Источник: https://oblzemli.ru/privatizaciya/privatizatsiya-zemelnykh-uchastkov-raspolozhennykh-v-vodookhrannoy-zone/

Участок попал в водоохранную зону, что делать?

Приватизация в водоохранной зоне

Уважаемый читатель, в настоящей статье мы расскажем, какие могут возникнуть сложности, если Ваш участок и расположенный на нем дом (иное строение, сооружение) полностью или частично попали в водоохранную зону. Итак участок попал в водоохранную зону или прибрежную полосу, что делать?

незаконные работы в водоохранной зоне ручья

Достоверно известно, что в последние годы надзор за соблюдением природоохранного законодательства становится все более строгим, в том числе это касается водных объектов и прилегающих к ним территорий – водоохранных зон.

За несогласованную деятельность в водоохранной зоне, прибрежной защитной полосе сейчас можно получить целый ряд административных штрафов, например, за эксплуатацию здания без очистных сооружений, за земляные работы, размещение грунта на берегу и др.

Как же определить, что Ваш участок попал в водоохранную зону? Это можно сделать двумя способами.
Способ номер 1.

Найти Ваш участок на публичной кадастровой карте, во вкладке «слои» включить слой зоны с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ).

После этого вдоль водного объекта должна появиться зеленая полоса, это и будет водоохранная зона. Смотрите, попадаете вы в пределы водоохранной зоны или нет.

Способ номер 2. Заказать выписку из ЕГРН (Единого государственного реестра недвижимости) и в разделе «ограничения, обременения» посмотреть, есть обременение «водоохранная зона» или нет.
Указанные способы подойдут только, если водоток или водоем является крупным и его водоохранная зона внесена в ЕГРН. Как быть, если в ЕГРН она отсутствует?

Рекомендуем в такой ситуации руководствоваться общими требованиями ст.65 Водного кодекса и вначале самостоятельно определить расстояние от интересующего участка до уреза воды.
Предположим, мы выяснили, что участок попал в водоохранную зону. Давайте разбираться, какие это может иметь последствия,

Запреты в водоохранной зоне

Основную опасность нахождение в водоохранной зоне может представлять для собственников автозаправочных станции и СТО, если эти станции были построены после 2013 года. По иску природоохранного прокурора такие объекты могут снести, что порождает частые Земельные арбитражные споры по данной тематике. На те объекты, которые были возведены до 2013 года, законом установлена амнистия.

Возникает вопрос, как избежать сноса АЗС или СТО, если по документам они попали в границы водоохранной зоны.

Чтобы узаконить построенную АЗС или СТО, необходимо выполнить корректировку положения границы водоохранной зоны, что далеко не всегда возможно.

В каждой конкретной ситуации нужно проконсультироваться со специалистом в области природоохранного законодательства, который ведет судебные процессы по оспариванию водоохранной зоны.

Особенно важным обстоятельством при решении указанного вопроса будет являться наличие или отсутствие водоохранной зоны в ЕГРН. Если ее границы еще не установлены, то можно в бассейновые органы предложить свои варианты местоположения водоохранной зоны.
В этом случае Вам будет нужна помощь кадастрового инженера, который знает порядок определения границ водоохранных зон.

работы по определению границ земельного участка в водоохранной зоне

Часто имеют место случаи, когда дом попал в водоохранную зону. Было даже такое, что целый строящийся коттеджный поселок попал в водоохранную зону.
Тогда при возведении жилых домов может возникнуть много дополнительных проблем. Основным требованием к дому будет наличие локальных очистных сооружений или подключение к городскому коллектору.

Также при строительстве домов ИЖС в водоохранной зоне следует учитывать, что за складирование грунтов в прибрежной защитной полосе можно получить штраф до 400 тысяч рублей.
Когда вы будете получать разрешение на строительство в водоохранной зоне, а потом акт ввода в эксплуатацию, органы архитектуры могут запросить у вас документы, подтверждающие наличие очистных сооружений.

Давайте рассмотрим также вариант, когда предприятие попало в водоохранную зону. В этом случае важно, чтобы земельный юрист предложил четкий порядок действий. Необходимо следующее. 1. Проверить, действительно ли предприятие расположено в пределах водоохранной зоны.

2. Если это подтвердится, то далее – проверить, насколько виды деятельности предприятия согласуются с требованиями ст. 65 Водного кодекса.

Обращаем Ваше внимание, что позиция судов и надзорных органов не всегда совпадает с тем, как понимает и трактует данную норму закона человек, не имеющий юридической подготовки. Правильно истолковать соответствие или несоответствие видов деятельности указанной статье сможет юрист с опытом в природоохранном законодательстве.

3.Если предприятие попало в водоохранную зону и его деятельность противоречит ст.65 Водного кодекса – разобраться, как подвинуть водоохранную зону и возможно ли это сделать в данной конкретной ситуации.

Участок попал в 20 метровую полосу общего пользования что делать

Если участок расположен в береговой полосе общего пользования, то права собственника такого участка могут быть сильно ограничены. Он обязан предоставить право прохода по своей территории в пределах 20-ти метровой береговой зоны. Такая обязанность прямо предусматривается в ст.

6 Водного кодекса. Кроме того, такой участок может быть изъят в пользу государства по иску природоохранного прокурора. Особой проблемой может стать построенная баня на берегу, поскольку поведение объектов, препятствующих проходу (проезду) будет также являться нарушением законодательства.

незаконное ограждение подхода к ручью

Решением данного вопроса в ряде случаев может стать уточнение сведений о границе водного объекта (береговой линии), от которой устанавливается береговая полоса общего пользования.

Садовый участок попал в водоохранную зону

Это несколько менее сложный случай, поскольку для садоводств устанавливаются льготные условия. В садоводстве вместо очистных сооружений можно установить приемники из водонепроницаемых материалов.

Однако, следует учесть, что если садоводческий участок попал в водоохранную зону, однозначную правовую оценку по возможности ведения на нем хозяйственной деятельности сможет дать только природоохранный юрист.

Также следует иметь ввиду, что для ИЖС данные правила не распространяются.

Купили земельный участок много лет назад в водоохранной зоне, что делать, что грозит?

Источник: https://jurist-dolina.ru/%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA-%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%BB-%D0%B2-%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%83%D1%8E-%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D1%83-%D1%87%D1%82%D0%BE/

Приватизиция земельного участка в водоохранной зоне

Приватизация в водоохранной зоне

Загрузка…

Владельцы земельных участков в водоохранной зоне не понаслышке знают о сложностях приватизации. За последние 10-15 лет — ничтожный срок для владения землей — произошли изменения в земельном и водном законодательстве, которые непосредственно касаются оформления имущественных прав на этот вид собственности.

Предоставление участков в водоохранной зоне

Нормативная база идет по пути упрощения бюрократических процессов. Со вступлением в силу в 2007 году нового Водного кодекса из обязательных процедур была исключена обязанность согласовывать с органами Росводресурсов предоставление участков для строительства в водоохранных зонах.

Однако земли в водоохранной зоне (если они не находятся на территориях общего пользования — пляжи, набережные) ограничены в обороте, и приватизация возможна только с разрешения местных органов по управлению муниципальным имуществом.

Также разрешение уполномоченных органов требуется на строительство в водоохранной зоне новых объектов недвижимости и реконструкцию уже введенных в эксплуатацию строений.

Владельцы земельных участков, получившие отказ от местной администрации по какому-либо обращению, обращаются в суд. Это дополнительная возможность оформить землю в собственность и реализовать иные имущественные права.

Рассмотрение дел в суде дает возможность землепользователям отстоять свою точку зрения и добиться необходимых разрешений.

Тем более что действующая редакция Водного кодекса разрешает проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатацию хозяйственных и иных объектов на территориях водоохранных зон.

Приватизация водоохранной зоны

Приватизация земельного участка в водоохранной зоне не запрещена. Чиновники местной администрации не должны без причин препятствовать передаче земельного участка в собственность. Но основания для отказа в приватизации все же существуют, например:1.

установлено, что участок находится в пределах береговой полосы объекта (20 метров и ближе к воде);2. на участке нет объектов недвижимости (жилого дома, хозяйственных построек);3. владелец земельного участка в процессе пользования своим наделом не соблюдает правила охраны водных объектов от загрязнения (заиления);

4.

участок частично расположен на территории, изъятой из оборота, или земля зарезервирована для государственных и муниципальных нужд.

Отдельно скажем про оформление участков в собственность юридическими лицами.

Если на земельном участке частной компании располагаются коммерческие объекты, с учетом вероятности сброса загрязняющих веществ на них устанавливаются централизованные системы водоотведения, локальные очистные сооружения и прочее.

Требования нельзя назвать слишком строгими. На землях водоохранной зоны сегодня не запрещены размещение дачных и садовых участков, выделение участков под индивидуальное строительство, заправка топливом, мойка автомобилей и пр.

Установление границ водоохранных зон

Водоохранная зона — это территория, которая прилегает к береговой линии. системная проблема, связанная с приватизацией земельных участков в этой зоне, заключается в определении кадастровых границ.

По мере того, как в государственный кадастр недвижимости вносятся уточненные сведения о водоохранных зонах и о границах участков в пределах этих зон, посягательства на самовольный захват земли и нарушение земельного законодательства будут для надзорных служб очевиднее.

Сегодня, если владельцы соседних с вашим земельных участков не соблюдают законодательство (например, придвинули свои заборы вплотную к воде), можно жаловаться в уполномоченные органы.

Решить проблему помогут официальные обращения в Росреестр, природоохранную прокуратуру и природоохранный комитет местного Правительства.
Нарушение режима использования земельных участков в водоохранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц.

Для юридических лиц дополнительно предусмотрено приостановление деятельности за подобное правонарушение. Подробнее см. КОАП РФ.

Проблемы участков в водоохранной зоне

Строительство домов и использование земельных участков в водоохранной зоне связано с особыми проблемами. Мы упомянули в статье о дополнительных разрешениях от администрации и о более жестких требованиях к ведению хозяйственной деятельности. Однако это не все.

Если вы столкнулись с неправомерными действиями соседей или чиновников, проконсультируйтесь с юристом по земельным вопросам. Вы имеете возможность отстаивать свои имущественные интересы и гражданские права. Закон един для всех, каждый обязан соблюдать его требования.

Кизимов Денис Юрьевич
Адвокат по земельным вопросам

Источник: https://zemelnyj-jurist.ru/%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA-%D0%B2-%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B7%D0%BE%D0%BD/

Водоохранная зона – приговор для приватизации?

Приватизация в водоохранной зоне
Что такое водоохранные зоны и зачем они нужны

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Данные зоны устанавливаются в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется земельным и водным законодательством.

С какими проблемами можно столкнуться при использовании объектов недвижимости в защитной зоне

В соответствии со статьей 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничен и в частную собственность не предоставляются.

В силу части 8 статьи 27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 2 ст. 102 Земельного кодекса на землях, покрытых поверхностными водами, образование земельных участков не осуществляется.

Таким образом, приватизация земель водного фонда, в том числе, земель в составе береговых линий водных объектов, запрещена в силу закона.

Как можно оформить землю, если она входит в защитную водоохранную зону (2 пояс)

В соответствии со ст. 65, для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны.

Водный кодекс устанавливает, что водоохранными зонами, являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 7 сентября 2001 г. N 23«О введении в действие санитарных правил и норм», Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:

Определение границ зоны и ее поясов;

Правила и режим хозяйственного использования территории трех поясов;

Принципиальное решение о возможности организации ЗСО принимается на стадии проекта районной планировки или генерального плана. В генеральных планах застройки населенных мест ЗСО указывается на схеме планировочных ограничений.

В соответствии с Постановлением в проект, должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.

санитарного состояния источников водоснабжения;

в объеме, предусмотренном действующими санитарными нормами и правилами (основные параметры и их динамика во времени) – при поверхностном источнике водоснабжения или гидрогеологические данные – при подземном источнике;

взаимовлияние подземного источника и поверхностного водоема при наличии гидравлической связи между ними.

Указанной статьей закона установлено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, границы и режим таких зон, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

В соответствии с нормами ст. 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Другими словами, внесение сведений в кадастр (в запись о земельном участке в реестре объектов недвижимости) о том, что в отношении земельного участка, который полностью входит в границы соответствующей зоны, установлено ограничение (обременение) права в связи с установлением зоны, возможно после государственной регистрации такого ограничения (обременения) права в отношении конкретного участка на основании перечня документов, позволяющих определить объект права, в отношении которого устанавливаются обременения.

Следуя приведенным нормам права, решение, в соответствии с которым земельный участок ограничивается в обороте, подлежит обязательной государственной регистрации в установленном законом порядке с внесением сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

При этом ссылки на схему расположения спорных земельных участков на публичной кадастровой карте несостоятельны, поскольку указанные схемы не являются достоверным доказательствам нахождения спорных земельных участков во втором поясе зон санитарной охраны так как, сведения, содержащиеся в публичной кадастровой карте, не содержат официальной информации о границах зон санитарной охраны.

Таким образом, в отсутствие каких-либо доказательств утверждения проекта округа или зоны санитарной охраны водного объекта и документов, позволяющих с достоверностью определить границы указанной зоны санитарной охраны на местности, учитывая, что ГКН не содержит сведений о нахождении спорных объектов недвижимости в зоне второго пояса санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, является необоснованным.

За более детальной информацией, обращайтесь к специалистам ЮК «Версия – НН» https://ukversion.ru/ или по телефону 89107905208. Меня зовут Ренат, спасибо, что прочитали статью! Если есть желание, получать информацию по строительству и недвижимости, нажимай на подписку! И спасибо за лайк!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c90cd8709148900b5c914f9/vodoohrannaia-zona-prigovor-dlia-privatizacii-5d022c451ede5300af4877e1

2 хитрости чиновников с зонами санитарной охраны и как их обойти

Приватизация в водоохранной зоне
материал обновлен 11 января 2020 года

Зона санитарной охраны водных объектов ограничивает в обороте земельные участки, которые в нее попали.

Участок, ограниченный в обороте не может передаваться в частную собственность[1].

Иными словами, владельцы участков в зоне санитарной охраны, НЕ могут:

  • выкупить землю в собственность, даже если на участке есть их недвижимость,
  • прирезать к своему участку прилегающую территорию,
  • другим способом получить участок в собственность.

Любые ограничения раздражают.

Однако у них есть и положительная сторона.

Например, более низкая кадастровая стоимость.

Кадастровая стоимость участка в зоне санитарной охраны должна быть ниже

Другими словами,  земля в зоне сан охраны дешевле, чем за пределами ЗСО.

Снижение кадастровой стоимости автоматически влечет уменьшение платы за землю.

Проще говоря, владельцы участков в зоне санитарной охраны должны платить меньший земельный налог или арендную плату.

Однако, некоторые региональные власти не хотят терять часть платежей за землю и начинают хитрить.

Рассмотрим 2 хитрости чиновников, а также способы, как владельцам участков обратить их себе на пользу.

Липовая зона санитарной охраны источников водоснабжения. 

Уловка состоит в том, что власти применяют режим зон санитарной охраны, но при этом юридически их не оформляют.

Разберемся в этой хитрости, чтобы понимать, как из этого извлечь выгоду.

Как устанавливаются ЗСО?

В отношении водных объектов (рек, озер, водохранилищ и т.д.), которые используются для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны[2].

Порядок установления ЗСО определяется законом.

Суть порядка[3] сводиться к 2-ум аспектам:

  • наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам;
  • утверждение таких зон органами исполнительной власти субъекта РФ.

Другими словами, зоны санитарной охраны водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждаются органами региональной власти при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

Обратите внимание: ЗСО утверждаются не органами местного самоуправления, а органами исполнительной власти субъекта РФ, то есть региональной властью.

Для справки.

Как правило, зоны санитарной охраны в населенных пунктах включаются в Правила землепользования и застройки.

На этом основании, чиновники считают, что ЗСО установлены.

Однако, это лукавство, потому что Правила землепользования застройки принимают органы местного самоуправления.

А зоны сан. охраны утверждает региональная власть, а не местная.

Безусловно, муниципалитеты должны отражать в Правилах землепользования и застройки зоны санитарной охраны.

Но должны это делать на основании правовых актов министерств (управлений) региональных правительств или администраций.

Вывод: наличие в ПЗЗ сведений о зонах санитарной охраны не доказывает, что ЗСО установлены законно.

С этим разобрались, двигаемся дальше.

Почему чиновники юридически не оформляют утверждение ЗСО?

Наверняка, вы уже поняли, что дело в деньгах.

Не берусь со 100-процентной уверенностью утверждать, что дело именно в финансовой стороне вопроса.

Однако, анализ законодательства в этой области свидетельствует именно об этом.

Объясню подробнее.

Любые органы власти обязаны[4] направлять в Росреестр документы и сведения, в случае принятия решений об установлении зоны с особыми условиями использования территорий.

Для сведения.

Зона санитарной охраны является одним из видов[5] зон с особыми условиями использования территорий.

Иными словами, в случае принятия региональной властью решения об утверждении ЗСО, данное решение и сведения из него должны быть переданы в Росреестр.

Решение передается в Росреестр в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

При этом, Росреестр, получив такое решение, вносит в ЕГРН сведения об ограничении земельного участка в виде зоны санитарной охраны.

Идем дальше.

Одним из ценообразующих[6] факторов, который учитывается при определении кадастровой стоимости, является наличие обременений (ограничений), зарегистрированных в ЕГРН.

Зоны санитарной охраны ограничивают права на земельный участок

Я не очень разбираюсь в методике расчета кадастровой стоимости.

Но что-то мне подсказывает, что ограничение не может увеличивать стоимость участка.

Наоборот, должно её  уменьшать.

Таким образом, юридическое оформление региональной властью решения об установлении зоны санитарной охраны приведёт к появдению в ЕГРН информации об ограничении земельных участков, попавших в ЗСО.

Чтобы эта информация не появилась в ЕГРН и не учитывалась при определении кадастровой стоимости, чиновники просто не оформляют решение в виде правового акта (приказа, постановления и т.д.).

С их точки зрения, всё до безобразия просто: нет документа об утверждении ЗСО, следовательно, нет записи в ЕГРН об ограничении участков.

Как следствие, нет факторов, снижающих кадастровую стоимость земли.

При этом, в государственных информационных системах (ГИС) и Правилах землепользования застройки (ПЗЗ) сведения о зонах санитарной охраны, каким-то волшебным образом появляются.

А поскольку сведения о зонах содержаться в ГИС и ПЗЗ, то чиновники направо и налево «лепят» отказы:

  • в выкупе земельных участков из аренды под объектами ИЖС и другой недвижимостью,
  • отказы в перераспределении (прирезке) участков,
  • отказы по другим процедурам, предусматривающим передачу участков в частную собственность граждан и организаций.

Согласитесь, хитрый подход: плата за землю не снижается, но ограничение на практике применяется. Очень «удобно».

Что с этим делать и как использовать с выгодой для себя, расскажу ниже.

А пока рассмотрим 2-ую хитрость, к которой прибегают власти.

Зоны санитарной охраны относятся к «сведениям» государственной тайны.

Иногда органы власти могут идти на такую уловку.

Сообщают, что нормативный акт об утверждении (установлении границ) зоны санитарной охраны принят, но не опубликован, потому что якобы сведения о ЗСО относятся к сведениям государственной тайны.

Подобные утверждения не имеют ничего общего с действительностью, потому что ни Указом[7] Президента РФ, ни законом[8], зоны санитарной охраны не отнесены к сведениям государственной тайны.

Как использовать зоны сан охраны для своей выгоды?

Должен предупредить о следующем: у меня нет информации, что абсолютно во всех регионах РФ власти применяют вышеописанные хитрости с зонами санитарной охраны.

По этой причине, целесообразно предварительно проверить: хитрят ли власти в вашем регионе с установлением зон санитарной охраны или действуют законно.

Как проверить законность утверждения ЗСО?

Проверку следует начать с получения выписки из ЕГРН.

Обратите внимание.

Изначально исходим из того, что земельный участок расположен поблизости от водоема и/или уже был получен отказ по причине наличия зоны санитарной охраны.

Получить выписку можно в Росреестре или через онлайн сервис.

В полученном документе нас интересует строка – «Особые отметки».

Если в этой строке отсутствуют сведения о зоне санитарной охраны, то это может означать одно из 2-х:

  • зона не устанавливалась, и соответственно нет правовых оснований передавать сведения в Росреестр,
  • зона фактически установлена, но власти не передали сведения в Росреестр.

В первом случае, когда ЗСО не устанавливалась, то есть вы не испытываете никаких ограничений в виде отказов в выкупе участка, прирезке дополнительной земли и т.д.,  следует вывод, что все законно.

Во втором случае, когда зона фактически установлена, то есть вам отказали в выкупе участка, в прирезке земли или в ином способе получения участка в собственность по причине наличия ЗСО, то данное обстоятельство 1-ый признак того, что власти хитрят в этом вопросе.

Следующим шагом целесообразно проверить сайты органов региональной власти на предмет опубликованного приказа (постановления) об утверждении зон санитарной охраны

Особое внимание уделите сайту министерства (управления) ЖКХ вашего региона, потому что чаще всего утверждение ЗСО передают в компетенцию данного органа.

Проверку сайта можно проводить следующим образом.

В разделе «Поиск по сайту» вводите поочередно следующие запросы:

  • зона санитарной охраны,
  • утверждение зоны санитарной охраны,
  • ЗСО,

полученные результаты проверяйте на наличие правовых актов об утверждении ЗСО.

Не лишним будет направить письменный запрос на имя главы региона (губернатору) с просьбой сообщить – утверждался ли проект либо границы зоны санитарной охраны.

Примерный вариант запроса может быть таким.

Правительство Тьмутараканской области

Губернатору Пыжикову Соломону Альбертовичу

от

Иванова Ивана Ивановича,

проживающего: Тьмутараканская область,

Беспросветный район,

с. Прощайнадежденское,  ул. Пустая дом 5.

 Уважаемый Соломон Альбертович!

           Прошу сообщить, утверждались ли проект и/или границы зоны санитарной охраны для с. Прощайнадежденское.

            В случае, если зоны санитарной охраны утверждались, прошу сообщить:

  • номер, дату и наименование нормативного правового акта, которым были утверждены зоны санитарной охраны,
  • источник официальной публикации указанного нормативного правового акта, в том числе, наименование источника, номер и дата периодического издания официальной публикации.

Кроме этого, прошу сообщить, по какой причине сведения об утвержденных зонах санитарной охраны до сих пор в порядке межведомственного информационного взаимодействия не переданы в Росреестр.

 Дата. подпись.

Результаты проведенной проверки могут быть разными.

Но условно их можно свести к 2 знаменателям:

  1. зоны фактически установлены и есть нормативный акт региональной власти об установлении зон.
    Данный акт официально опубликован, вступил в силу и с полным текстом можно ознакомиться, чтобы проверить в самом ли деле ваш участок находится в пределах ЗСО.
  2. зоны фактически установлены, но нет нормативного акта об их установлении.
    Чиновники могут говорить, что такой акт есть, но найти его не возможно. Текст нигде не опубликован.

Второй вариант уже более убедительно свидетельствует о том, что власти хитрят в вопросе юридического оформления зон санитарной охраны.

Что можно сделать в такой ситуации?

Ответ во многом зависит от ваших целей.

Первый вариант.

Если вы хотели выкупить участок либо прирезать прилегающую землю или иным способом перевести участок в частную собственность, но получили отказ по причине наличия зоны санитарной охраны, то можно обжаловать данный отказ в суде.

Основание для обжалование — зона санитарной охраны не была утверждена в установленном законом порядке.

По данному вопросу есть положительная судебная[9] практика, которую следует использовать, чтобы обжаловать отказ и добиться перевода земли в собственность.

Обжалование осуществляется в порядке административного судопроизводства, на основании статей[10] Кодекса административного судопроизводства.

Важно учитывать, что срок на подачу административного иска составляет 3 месяца с момента получения отказа.

Если вы пропустили 3-х месячный срок, то это не страшно, потому что можно снова обратиться в орган, который вам выдал отказ, с повторным заявлением.

На данное заявление вы получите новый отказ, который будет датирован новой датой, и его вы сможете обжаловать, не пропустив 3-месячный срок.

Второй вариант.

Требовать снижения кадастровой стоимости, с целью уменьшить плату за земельный участок, если такая плата зависит от размера кадастровой стоимости.

Мне не приходилось реализовывать на практике данный вариант.

Но для его практической реализации я бы действовал по следующему алгоритму.

  • направил в региональную прокуратуру заявление о проведении проверки законности фактического установления зоны санитарной охраны, без принятого в законном порядке нормативного акта органа исполнительной власти субъекта РФ.
  • оценил бы перспективы снижения кадастровой стоимости, установленной без учета фактически существующего ограничения в виде зоны санитарной охраны.

Судебный или иной конфликт с органами власти не имеет заведомо положительного исхода.

Тем не менее, позволять «дурить» себя, не самый лучший выбор.

Желаю хорошего дня и успешного обхода зон санитарной охраны.

Источник: https://paruslex.ru/zona-sanitarnoy-ohrani/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.