Прочие земли

Кто устанавливает категорию земель и разрешенное использование?

Прочие земли

С юридической точки зрения земля является не только основным ресурсом для достижения должного уровня экономического благополучия, но и особым производственным объектом, эксплуатация которого может происходить только в рамках разрешённого законом использования.

Категории и виды использования

Земельный Кодекс Российской Федерации является основным нормативным актом, осуществляющим вопрос установления и регулирования возможностей эксплуатации участков тех или иных категорий земельных территорий.

В соответствии с его положениями на сегодняшний день на территории государства выделяются семь категорий, к которым относятся те или иные участки в рамках общего массива:

  • Земли, принадлежащие различным населенным пунктам;
  • Участки, независимо от их территориального расположения и площади, относимые к сельскохозяйственным территориям;
  • Территории лесного фонда;
  • Территории водных объектов (водного фонда);
  • Земли особого назначения (в том числе территории земель с особым режимом охраны);
  • Земли, относимые к территориям специального назначения (используемые для сооружения и эксплуатации промышленных объектов, инфраструктурных и инженерных сетей, объектов, используемых для обеспечения государственной безопасности);
  • Земли, переведенные в фонды государственного запаса.

Действующие нормы земельного законодательства делают замечание, что одновременно находиться в нескольких категориях один и тот же участок не может, однако, при возникновении соответствующих условий, возможно осуществление перевода той или иной территории из одной категории в другую.

Исходя из такого разделения можно определить, что под категорией земельного надела следует понимать специально установленный правовой режим возможной эксплуатации земельного участка в соответствии с определёнными его стандартными свойствами, определёнными природой или сформированными в процессе эксплуатации в ранние периоды времени.

Вид установленного разрешённого использования – понятие более узкое, которое даёт расшифровку тех возможностей эксплуатации, которые есть у каждого участка в соответствии с отнесением его к той или иной ранее определенной категории.

Установление существующих видов разрешённых вариантов использования возможно в результате проведения комплекса мероприятий по зонированию существующих территорий в рамках одной категории в соответствии с присущими ей индивидуальными особенностями в силу расположения или качественных характеристик.

Целевое назначение земель

Целевое назначение земельных территорий относится к одному из основных понятий в земельном праве, равно как и категория земель.

Несмотря на то, что в действующем земельном законодательстве понятия режима целевого использования или назначения земель не содержится, оно используется для определений категорий тех или иных участков.

В соответствии с этим правилом под целевым назначением земель следует рассматривать их особый режим правовой и фактической охраны и организации эксплуатации в зависимости от имеющихся особенностей тех или иных участков, характерных для группы таких участков.

Категории земель и виды целевого назначения являются взаимосвязанными понятиями и не могут работать друг без друга.

Их установление также может быть осуществлено только в тесной взаимосвязи между ними.

Кто присваивает?

Категории земель, также, как и присвоенный вид целевого назначения, может быть установлен только в соответствии с действующими нормами и положениями земельного законодательства.

Основными регуляторами здесь выступают Земельный Кодекс Российской Федерации (статья 8), а также Федеральный закон “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” (статья 14).

В соответствии с нормами, закрепленными в указанной статье Земельного Кодекса есть четыре уровня уполномоченных государственных органов, которые могут определять новые или подтвержать ранее установленные категории земель.

Уровни определяющих органов формируются в зависимости от того, к какой форме собственности относится тот или иной участок или территория. В соответствии со статьёй 8 Земельного Кодекса категория земель устанавливается:

• Для территорий, находящихся в федеральном владении – Правительством РФ;

• Для земель, принадлежащих на основании оформленного права собственности субъектам государства, а также для муниципальных земель, которые являются или будут являться землями сельхозназначения – уполномоченными органами соответствующих субъектов;

• Для земельных участков, отнесенных к муниципальной собственности, кроме земельных территорий, отданных под сельское хозяйство или которые будут переведены в эту категорию – специально уполномоченными органами или отдельными должностными лицами муниципалитетов;

• Для земель, на которых оформлено право частной собственности, в зависимости от категории, будут использованы полномочия либо специальных органов исполнительной власти субъекта (если речь идёт о земле сельхозназначения), либо муниципалитета (для остальных категорий).

Основания

Проведение таких мероприятий возможно только по тем основаниям, которые перечислены в действующем законодательстве (статья 14 Федерального закона «О переводе земель…»). В соответствии с положениями этой статьи следует выделить такие основания:

• Определение категории участка в соответствии с данными, содержащимися в базах Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) на основании информации, содержащейся в существовавших ранее кадастровых документах на этот участок;

• Отнесение надела к той или иной категории в соответствии с заявлением его владельца на основании имеющихся у него документов, подтверждающих право собственности на участок, в которых указана категория участка (актуально для внесения сведений в ЕГРН при смене собственника участка, если иных документальных подтверждений присвоенной категории участка нет);

• Перевод земельного надела из одной установленной категории в другую (например, из земель сельхозназначения или земель запаса в земли населенных пунктов);

• В случае выявления фактической ошибки в отнесении тех или иных земельных участков к различным категориям (обнаружено противоречие между государственными реестрами земель лесного фонда и сельхозназначения и ЕГРН – будут использованы сведения, содержащиеся в ЕГРН).

Процедура определения вида и назначения участка

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О переводе земель…» процедура присвоения категории и, соответственно, определения целевого назначения и вида использования будет осуществляться следующим образом.

Лицо, заинтересованное в переводе земель в другую категорию или присвоении ему категории (если такая по каким-то причинам не была установлена), определении вида и назначения участка, подает заявление с указанием всех конкретных данных на участок в уполномоченные органы.

Заявление предоставляется в форме ходатайства, в котором необходимо отразить не только сведения о конкретном участке (его адрес расположения, действующее в отношении него право собственности или пользования с указанием даты возникновения, кадастровый номер, установленная категория или ее отсутствие с объяснением причины отсутствия данных, обоснование причины перевода участка из одной категории в другую).

Документы

К ходатайству прикладываются документы, которые смогут подтвердить подлинность личности заявителя (если речь идет о людях, имеющих статус физического лица) либо подтвердить законность осуществления действий индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом (выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или юридических лиц), выписка из ЕГРН на конкретный участок, в отношении которого должна быть осуществлена процедура.

В том случае, если действующее законодательство предусматривает необходимость проведения специализированной экологической экспертизы в отношении того или иного участка, потребуется также и заключение экспертной комиссии по результатам выполненных работ.

Весь пакет документов проверяется сотрудниками соответствующих органов исполнительной власти на предмет соответствия требованиям действующего законодательства его содержания и лица, подавшего этот пакет.

В случае выявления несоответствия документов или лица, подавшего их, указанным требованиям, все бумаги возвращаются заявителю в срок не более тридцати дней с момента их получения, сопровождаемые мотивированным отказом в принятии с подробным указанием причины отказа.

В течение трех месяцев документы рассматривает Правительство РФ в отношении земель, переданных в его ведение. Два месяца отводятся исполнительным органам в субъектах и муниципалитетах.

По результатам рассмотрения ходатайства выносится соответствующий акт, в котором указывается присвоенная категория или установленный вид разрешенного режима пользования или целевого назначения, дата принятия решения о таком установлении.

Срока окончания действия у такого акта нет, так как следующий может быть принят в любой момент в результате наступления соответствующих оснований.

В течение четырнадцати дней с момента фиксации вынесенного решения путем составления акта последний должен быть направлен заявителю.

Заключение

Категория земель, установленные вид разрешенного режима пользования и целевого назначения – ключевые понятия, используемые в земельном праве относительно земельных территорий.

Определение принадлежности к каждому из них осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в соответствии с требованиями Земельного Кодекса РФ.

Что же касается процедуры определения принадлежности участка к той или иной категории земель или определения ее вида или целевого назначения, то она проводится в соответствии с Федеральным законом №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/kategorii/kem-ustanavlivayutsya.html

8.1. Российская Федерация

Прочие земли

Россия — страна, обладающая самой большой территорией в мире (около 13% поверхности суши) и огромными земельными ресурсами, которые должны обеспечить ей устойчивое развитие.

Земля всегда выступает как источник богатства любого общества, так как она является и пространственным базисом всех видов общественного производства, размещения и жизни людей, и средством производства в ряде отраслей народного хозяйства.

Структура земельных угодий в субъектах Российской Федерации

На территории Российской Федерации земельные ресурсы классифицируются по категориям земель (целевому назначению) и по видам угодий (современному хозяйственному использованию).

Земли подразделяются на семь основных категорий (Земельный кодекс РФ 2001 г., ст.

7): 1) земли cельскохозяйственного назначения; 2) земли поселений; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса

Согласно данным Государственного доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации [62], на земли сельскохозяйственного назначения на 1 января 2010 г. приходилось 23,4%. Большая часть территории страны, почти 65%, — это земли лесного фонда. Под особо охраняемыми территориями и объектами занято 2% площади России.

По современному хозяйственному использованию, прежде всего, выделяют: 1) сельскохозяйственные угодья, т.е. земли, фактически или потенциально используемые для производства сельскохозяйственной продукции; 2) несельскохозяйственные — другие виды угодий, не используемые в сельском хозяйстве.

В группу сельскохозяйственных угодий входят следующие виды угодий: пашня; залежь; многолетние насаждения; сенокосы; пастбища.

Несельскохозяйственные угодья подразделяются на земли, находящиеся в стадии восстановления плодородия и мелиоративного строительства; земли под лесами; под древесно-кустарниковой растительностью; под водными объектами; под болотами; под застройкой; под дорогами; нарушенные земли; прочие земли.

Под сельскохозяйственными угодьями в стране занято всего около 13% территории [62]. Более половины площади России представлены лесными землями. Пятая часть земельного фонда — прочие земли, или различные неудобья, не используемые в сельском хозяйстве. Это, главным образом, ледники, земли, занятые оползнями, осыпями и оврагами, тундры, развеваемые пески, полигоны отходов и свалки.

Представленная на картограмме структура основных групп земельных угодий в субъектах РФ отражает географию использования земельного фонда страны, демонстрируя расположение главных сельскохозяйственных регионов.

Распределение земельного фонда России по категориям

Категории земель Тыс. га % от общей площади
Земли сельскохозяйственного назначения399984,023,4
Земли населенных пунктов19486,21,2
Земли промышленности и иного специального назначения16775,81,0
Земли особо охраняемых территорий и объектов34838,32,0
Земли лесного фонда1108452,564,8
Земли водного фонда28018,51,6
Земли запаса102268,96,0
Всего:1709824,2100
Распределение земельного фонда России по угодьям

Земельные угодья Тыс. га % от общей площади
Сельскохозяйственные угодья, в том числе220461,612,9
пашня121648,7
залежь4965,2
многолетние насаждения1794,7
сенокосы23998,6
пастбища68054,47
Лесные земли870806,550,9
Лесные насаждения, не входящие в лесной фонд26527,51,6
Под водой72223,94,2
Земли застройки5693,20,3
Под дорогами7950,80,5
Болота152831,28,9
Нарушенные земли995,00,1
Прочие земли352334,520,6
Всего:1709824,2100

Формы собственности на землю в субъектах Российской Федерации

Согласно Земельному кодексу РФ (Ст. 5) участниками земельных отношений в нашей стране являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные на законных основаниях гражданами и юридическими лицами.

Государственная собственность на землю в соответствии с законом разграничивается на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).

Владение земельными участками может осуществляться:

  • на праве собственности;
  • на праве пожизненного наследуемого владения;
  • на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • на праве безвозмездного срочного пользования;
  • по договору аренды, договору субаренды;
  • на праве ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Согласно данным Государственного доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации [62], по формам собственности земли РФ на 1 января 2010 г. распределялись следующим образом:

  • в собственности граждан — 7,2% (123,2 млн га)
  • в собственности юридических лиц — 0,6% (10,3 млн га)
  • в государственной и муниципальной собственности — 92,2% (1576,3 млн га).

Земли, находящиеся в частной собственности по России расположены крайне неравномерно. Наиболее высока доля приватизированных земель в Южном (45,6%), Центральном (37,7%), Приволжском (34,5%) и Северо-Кавказском (27,1%) федеральных округах. В Сибирском федеральном округе на них приходится 6,2% территории, в Уральском — 5,4%, в Северо-Западном — 2,9%, а в Дальневосточном — всего 0,4%.

Учет земельного фонда России в пределах каждой категории (за исключением земель запаса) проводится по различным классам земельной собственности, владения и пользования.

По данным на 1 января 2010 года значительная часть земель сельскохозяйственного назначения находилась в государственной и муниципальной собственности — 270,7 млн га, или 67,7% земель категории, в собственности граждан — 119,5 млн га (29,9% площади категории), в собственности юридических лиц — 9,8 млн га (2,4%). В общей сложности площадь земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, начиная с 2002 г., выросла более чем на 4,4 млн га.

Вместе с тем необходимо учитывать, что из 96,9% всех приватизированных земель России, что приходится на земли сельскохозяйственного назначения, 81,0% составляют так называемые земельные доли (или 78,1% земель, находящихся в частной собственности в целом по стране). В 1990 г.

в стране были приняты законы, позволяющие членам cельскохозяйственного коллектива выйти из его состава и получить в собственность соответствующий земельный надел. Были определены, а позже и расширены права собственников земельных долей, признанных объектом права.

Однако до настоящего времени земельные доли, по большей части, не выделены в натуре, а долевое участие не имеет твердой экономической и юридической основы. После вступления в силу Федерального закона РФ № 101–ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (2002 г.

) стала возможной смена собственника земельной доли в пользу юридического лица или государства, в результате чего наблюдается сокращение площади земель, находившихся в собственности граждан, и увеличение собственности юридических лиц, в первую очередь, за счет долевой собственности [62].

  • Структура земельных угодий в субъектах Российской Федерации (на 1 января 2010 г.), масштаб 1:30 000 000
  • Распределение земель в частной собственности в субъектах Российской Федерации (на 1 января 2010 г.), масштаб 1:60 000 000

Источник: https://soil-db.ru/soilatlas/razdel-8-ispolzovanie-zemelnyh-resursov-i-pochv/8-1-rossiyskaya-federaciya

Прочие земли

Прочие земли

На 1 января 2012 годав целом по стране прочими землями былозанято 351,8 млн. га, или 20,6% территориистраны. В состав прочих земель включеныполигоны отходов, свалки, пески, оврагии другие земли, а также участки тундры,пригодные для оленьих пастбищ. Пескамив составе прочих земель занято – 4,5 млн.га, оврагами – 1,5 млн. га, полигонамиотходов, свалками – 0,1 млн. га.

Уменьшение общейплощади прочих земель по отношению кпредшествующему году составило 80,0 тыс.га. Значительное уменьшение прочихземель наблюдалось в Республике Коми(на 127,3 тыс. га), Ямало-Ненецком автономномокруге (на 10,8 тыс. га), Забайкальскомкрае (на 7,1 тыс. га).

Оленьи пастбища– это территории, расположенные в зонетундры, лесотундры, северной тайги,растительный покров которых пригоденв качестве корма для северного оленя.

Оленьи пастбища могут располагатьсяна таких угодьях, как лесные земли, землипод древесно-кустарниковой растительностью,на болотах, а также на нарушенных ипрочих землях.

По своему хозяйственномуиспользованию они подразделяются назимние, ранневесенние, поздневесенние,летние, раннеосенние и позднеосенние.

Существенную рольв создании продовольственной базы длянаселения северных территорий играетоленеводство, которое представляетсобой своеобразную форму животноводства.Для развития этой отрасли выявлялисьи продолжают выявляться пригодные вкачестве кормовой базы территории.

Зона распространенияоленьих пастбищ в Российской Федерациидостаточно обширна, но в учет включаютсятолько обследованные площади,предоставленные или предназначенныедля хозяйственной деятельности.

Площадь оленьихпастбищ за 2011 год увеличилась на 26,9 тыс.га (в Республике Коми на 31,3 тыс. га) и на1 января 2012 года составила335,2 млн. га, в том числе предоставленов использование сельскохозяйственнымпредприятиям 141,2 млн. га, гражданам,занимающимся оленеводством, – 5,5 млн.га.

Задача сохраненияоленьих пастбищ, возрождения оленеводствакак основной отрасли малочисленныхнародов севера может быть решена толькопри условии целого комплекса взаимосвязанныхмежду собой неотложных мероприятий имер государственной поддержки по егоосуществлению.

По данным государственного статистического наблюдения за земельными ресурсами на 1 января 2012 года в собственности граждан и юридических лиц находилось 133,1 млн. га, что составило 7,8% земельного фонда страны.

Из них площадь земель, находящихся в собственности граждан и их объединений, составила 119,6 млн. га, или 7,0%, в собственности юридических лиц находилось 13,5 млн. га, или 0,8% земельного фонда России (таблица 1.13).

Площадь земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, составила 1576,7 млн. га, или 92,2% от площади земельного фонда страны (рисунок 1-20).

Земельные доли граждан (включая право в общей совместной собственности) в земельном фонде страны составили 5,7% (97,6 млн. га), или 73,3% земель, находящихся в частной собственности в целом по стране.

Рис. 1-20. Структура земель Российской Федерации по формам собственности

В структуре собственности на землю в Российской Федерации за 2011 год произошли следующие изменения: наблюдалось сокращение площади земель, находившихся в собственности граждан (на 1,8 млн.

га), и увеличение собственности юридических лиц (на 1,5 млн. га), а также государственной и муниципальной собственности.

Изменения в значительной степени касались общей (долевой или совместной) собственности граждан на землю.

В течение года наблюдалась смена собственника доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (земельной доли) в пользу юридического лица или государства, которая стала возможной после вступления в силу Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В целом по России более 657 тыс. га земель общей долевой собственности, приобретенных юридическими лицами у граждан, зарегистрировано в качестве доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. По данным официальной статистической отчетности только за 2011 год юридическими лицами приобретено прав на долю в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения площадью более 38 тыс. га.

Около 400 тыс. га земель общей долевой собственности приобретено субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, большая часть из которых принадлежит Белгородской области (более 287,6 тыс. га, или 72% всех земель общей долевой собственности).

По состоянию на 1 января 2012 года увеличение площади земель, находящихся в собственности граждан, отмечалось на территории Республики Калмыкия. В Республике Калмыкия продолжены работы по наделению граждан земельными долями. В течение отчетного года 60,1 тыс. га земель государственной и муниципальной собственности было передано в общую долевую собственность гражданам.

В 50 субъектах Российской Федерации имело место увеличение земель частной собственности, связанное с приобретением земель государственной и муниципальной собственности физическими лицами и переоформлением ими права пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования на право собственности на земельные участки.

Переоформление права затронуло незначительное по площади количество земель, что в итоге не оказало решающего влияния на динамику показателей в целом по России.

Вместе с тем в Российской Федерации только для сельскохозяйственных целей гражданами используется 19,7 млн. га земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, включая 12,5 млн. га для северного оленеводства и промысла.

В соответствии с действующим законодательством на 7,2 млн. га из них может быть оформлено право частной собственности на землю.

Таблица 1.13

Сведения о землях, находящихся в частной собственности

(тыс. га)

Категории земель

Земли, находящиеся в частной собственности

Земли, находящиеся в собственности граждан

Земли, находящиеся в собственности юридических лиц

всего

из них:

всего

из них:

общая площадь

в том числе: площадь, находящаяся в общей собственности (долевой или совместной)

земельные доли

земли, принадлежащие

доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения

в собственности сельскохозяйственных организаций

выкупленные приватизированными несельскохозяйственными предприятиями, организациями

крестьянскими хозяйствами, не прошедшими перерегистрацию

используемые для других целей

из общей долевой собственности

из общей совместной собственности

крестьянским (фермерским) хозяйствам

личным подсобным хозяйствам

садоводам

гражданам, ведущим индивидуальное жилищное строительство

индивидуальным предпринимателям, занимающимся производством сельско-хозяйственной продукции

собственникам земельных участков

гражданам, использующим земли для других целей

всего

в том числе невостребованные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Общая площадь по всем категориям земель, в том числе:

133075,7

98212,3

119549,1

96873,1

21795,7

681,6

4942,6

5534,7

807,7

463,6

642,8

9407,6

195,4

13526,6

657,6

10467,9

392,1

1807,3

201,7

земли сельскохозяйствен-ного назначения

128593,6

98133,2

115676,1

96796,7

21750,4

678,9

4931,6

2557,7

590,1

2,4

640,3

9377,9

100,5

12917,5

657,6

10366,5

11,9

1806,1

75,4

земли населенных пунктов

4255,6

48

3817,7

45,3

11,7

2,7

11

2976,5

217,4

453,5

2,5

29,7

79,1

437,9

98,7

226

1,2

112

земли промышленности, транспорта, связи и иного назначения

184,9

0,4

22,1

0,4

0,5

0,2

7,7

13,3

162,8

2,7

150,2

9,9

К изменениюпоказателя привели факты выкупаюридическими лицами земельных участков,предоставленных им на праве постоянного(бессрочного) пользования или аренды,а также передачи права граждан в общейсобственности на земельный участокземель сельскохозяйственного назначенияв уставной (складочный) капиталсельскохозяйственного предприятия ивыкупа доли (как отмечалось выше) в правеобщей собственности на земельные участкииз земель сельскохозяйственногоназначения у граждан – собственниковземельных долей.

Состоялосьфактическое перераспределение земельмежду группами лиц, выражающееся всокращении площади земель, находящихсяв собственности физических лиц, исоответственном увеличении площадиземель, находящихся в собственностиюридических лиц. Среди субъектовРоссийской Федерации, где подобноеперераспределение земель наблюдалосьна значительных площадях: Курская,Липецкая, Тамбовская, Псковская, Рязанскаяи др. области.

В 2011 году в субъектахРоссийской Федерации оставалисьактуальными задачи по перерегистрациикрестьянских (фермерских) хозяйств всоответствии с Гражданским кодексомРоссийской Федерации.

Кроме этого,уточнялся правовой статус и принадлежностьземель, формирующих землепользованиехозяйствующего субъекта, в частности,земельной доли в составе сельскохозяйственногопредприятия.

В основном подобныеуточнения наблюдались на землях,переданных в самом начале земельнойреформы предприятиям в коллективную(совместную или долевую) собственность,так как однозначно право собственностина земельную долю определяется толькопосле регистрации этого права всоответствии с установленнымзаконодательством порядком.

В течение четырнадцати лет в счет земельной доли из земельсельскохозяйственного назначениявыделено (сформировано земельныхучастков) и зарегистрировано в частной,государственной или муниципальнойсобственности 17,9 млн. га земель(таблица 1.14).

Таблица 1.14

Источник: https://studfile.net/preview/4456747/page:20/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.