Продать землю государству

Содержание

Продажа земельного участка ниже кадастровой стоимости – что и как надо делать

Продать землю государству

Продажа земельного участка ниже кадастровой стоимости стала особенно актуальна, во время кризисной ситуации на рынке недвижимости. В ситуации, когда органы государства присваивают частным территориям более завышенную стоимость относительно действительной текущей цены. В статье дается краткие тезисы про формирование и значение кадастровой оценки.

Кадастровая стоимость участка не всегда неизменна

Понятие кадастровой оценки

Кадастровой стоимостью именуется оценочная сумма земельной территории, которую определяют уполномоченные государственные представители. Такие процессуальные правила были приняты 1 января 2016 года в Налоговом Кодексе РФ.

Утвержденная в бумагах кадастровая стоимость требуется для проведения многих операций с участком, как формой недвижимого имущества. Во время начала торгов на аукционах, стартовая цена равняется оценке в государственном реестре.

В случае, если на участке проводятся качественные изменения в благоустройстве, соответственно и растет значение кадастровой оценки.

При продаже земельного надела за средства, превышающие государственную стоимость, ответственные органы не будут проявлять повышенный интерес.

Во время продажи земли, собственник участка должен заплатить налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Если недвижимое имущество было приобретено после 1 января 2016 года, необходимо при формировании суммы налога учитывать кадастровую оценку.

Надо понимать нюансы кадастровой оценки

При этом если указанная в договоре сумма сделки на 70% больше от государственной оценки, то налог рассчитывается на основе документа. Иначе, стоимость сделки игнорируется, а для начисления налога берут во внимание 70% от текущей государственной стоимости.

Распространен вариант когда кадастровая оценка земли не проводилась до момента совершения сделки, налог вычисляется из суммы, указанной в договоре. Государственная оценка земли может изменяться ежегодно. Актуальное значение, которое необходимо учитывать в документах должно сходится с суммой утвержденной 1 января текущего года.

Легальная продажа земли ниже государственной стоимости

Законодательство РФ не ограничивает субъекта правовых отношений в продаже участка ниже кадастровой стоимости.

До реформы 2016 года, многие сделки между продавцом и покупателем проводились с минимизированными сумами в бумагах, с целью уменьшения налогового бремени. Тем не менее для проведения законной операции государство требует уплаты налога исходя из 70% кадастровой оценки.

Налоговая полиция может обратить внимание на сделки проведенные по сниженной стоимости. В случае, если обнаруживается попытка уменьшения суммы налога, субъект сделки будет вынуждены оплатить весь требуемый налог и пеню за факт махинации.

Лучше не становиться объектом интереса налоговой полиции

Важно! Налоговая проверка особенно актуальна для случаев, когда для покупки используются заемные банковские средства. После проверки кредитного условия и рыночной стоимости недвижимости, будет легко определить актуальную сумму налога.

Ввиду наличия обязательного налога по ставке от 70% от кадастровой оценки, продажа надела по стоимости ниже государственной цены невыгодна. Тем не менее, существуют способы позволяющие легально снизить налоговое обложение, после проведения торговых операций с недвижимостью.

С 2019 года вводится законодательная норма, по которой налоговый инспектор в обязательном порядке должен сверить сумму продажи с актуальной кадастровой стоимостью в обязательном порядке.

Если представитель государства обнаружит занижение цены, будет произведен перерасчет налога из 70% кадастровой суммы. Такие изменения касаются случаев продажи земельного участка после 1 января 2019 года. Использование такого порядка не распространяется на случаи, где отсутствует кадастровая оценка площади.

Перерасчёт может быть сделан в любую сторону

Покупка и продажа территории ниже кадастровой оценки

Если субъект сделки с земельным имуществом предоставит документы подтверждающие факт завышения государственной оценки, возможно снижение кадастровой цены на законных обстоятельствах.

В случае, если собственник участка хочет продать землю государству по оценочной стоимости, как правило, она либо завышена или занижена и сильно отличается от рыночной цены.

Если собственник получил разрешение со стороны государственных органов на продажу территории, стоит обращаться к независимым экспертам для приобретения объективной оценки, перед самим фактом продажи.

Продажа участка ниже кадастровой цены- последствия налогового регулирования

Существует несколько случаев, где возможно освобождение от уплаты НДФЛ от продажи недвижимости. Право использования 3 – летнего периода для отказа характерен:

  • во время приватизации;
  • в случае наличия ренты;
  • при дарении участка членом семьи или родственником;
  • после вступления в силу наследства.

Если земля получена по наследству, то при продаже возможно освобождение от уплаты налога

В иных вариантах присвоения земельного участка, право на отсутствие от НДФЛ станет реальным лишь через 5 лет после приобретения права на территорию. Таким образом, если право собственности наступило в 2019 году то право на налоговые льготы станут доступны в 2021 году.

Субъект сделки может применить один из вариантов налогового имущественного вычета до наступления 5 летнего периода (3 летнего периода для вышеназванных категорий). Вычет может проявляться как выплата определенной суммы исходя из значения конкретного объекта, либо в эквиваленте произведенных затрат, при совершении торговой операции.

Особенности продажи кадастровой стоимости в 2019 году

С 1 января 2019 года входит в правовое действие №382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ». Таким образом, вошли в действия новые правила начисления налогов.

В случае, если лицо не использовало налоговый вычет ранее по имущественному праву, то в свидетельстве о продаже недвижимости необходимо указать реальную продажную собственность, если она не превышает 1 млн. рублей.

В таком варианте участник сделки избавляется от необходимости переводить налог.

Если налог на вычет на цифру более 1 млн рублей был использован в целях вычисления суммы налога применяется 70% от значения минимальной стоимости по кадастру.
Если есть возможность, то надо воспользоваться налоговым вычетом

Во время кризисной ситуации цены на рынке недвижимого имущества падают, также снижается потребительская способность населения. Тем не менее кадастровая цена остается прежней, кроме того, зачастую такая стоимость неприемлемо большая. Причинами отличительного оценивания могут быть:

  • Игнорирование особенностей конкретного земельного участка, его координат, наличия трассы;
  • Понижение реальной стоимости участков;
  • Ошибки оценщиков во время ревизии;
  • Начало масштабных строительных работ, уменьшающих стоимость объекта.

Вопрос, можно ли продать участок ниже кадастровой стоимости, является особенно существенным при наличии строений на участке: домов, подсобных строений.

В таком случае каждая отдельная постройка становится отдельным объектом правовых отношений и зачастую с разными сроками перехода в приватную собственность продавца.

Например, участок земли уже перешел 5 летний период, однако дом еще несколько лет строился и, таким образом, налог будет платиться только со стоимости земельного участка.

Постройки на участке могут повлиять на размер налога

Составление кадастровой стоимости

Порядок присвоения кадастровой цены территории подробно регламентирована нормативно-правовыми актами, на основе которых государственные органы осуществляют оценку. Такая операция должна осуществляться каждые 5 лет. В основе оценки лежит классификация земель и целевое назначение конкретного участка.

Единицей измерения, которой осуществляется определение кадастрового значения утвержден удельный показатель кадастровой стоимости на один квадратный метр. Такая мера измерения переопределяется для нового кадастрового квартала.

Значение по государственному кадастру получают путем умножения площади надела на удельную величину по кадастровой цене, для конкретного вида разрешенного использования.

В случае если разрешены несколько вариантов деятельности, для исчисления выбирается удельный показатель с наибольшей цифрой.

https://www.youtube.com/watch?v=NAZQJmMGL6k

На кадастровую оценку государственными представителями влияют следующие факторы:

  1. Вид использования;
  2. Общая площадь территории;
  3. Наличие коммуникаций;
  4. Месторасположение территории;
  5. Уровень развития территории, в пределах которых расположена земля;
  6. Средняя стоимость площади в районе размещения;
  7. Присутствие строений.

Еще несколько слов о понижении кадастровой стоимости в следующем видео:

Коротко о главном

Вышеуказанная информация показывает, что продажа земельного участка ниже кадастровой стоимости возможна. Рекомендуется, прежде всего, беспокоиться о легальности такого приема. Следует беспрекословно выполнять все требования налогового законодательства и оплатить налог исходя из минимальной кадастровой цены в эквиваленте 0,7 от цифры в государственном реестре.

Ещё немного внимания!

Источник: https://m-strana.ru/articles/prodazha-zemelnogo-uchastka-nizhe-kadastrovoy-stoimosti/

Инструкция, как продать арендованный у государства земельный участок под строительство

Продать землю государству

Чтобы уяснить механизм перепродажи земельных участков, арендованных у муниципалитетов или уполномоченных госорганов, важно разобраться в их правовом положении.

Суть проблемы

Вопрос продажи арендованных земель в современной России стоит достаточно остро. Из-за финансового кризиса многие, кто взял в аренду участки публичной собственности под строительство, не могут их освоить: начать или довести до конца начатое строительство.

Приведем пример. В городке с численностью жителей в 40 тыс. человек в 2015 году 223 гражданина заключили с муниципалитетом договора аренды земли для индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Однако уже в 2016 году более 110 человек из-за нехватки средств на строительство возвратились назад с вопросом о том, как продать арендованную землю.

Чиновники только разводят руками, предлагая арендаторам одно из двух: продолжать платить арендную плату и изыскать средства на строительство либо расторгнуть договор, напрочь отказавшись от претензий на участок.

С юридической точки зрения они правы: продать, подарить, обменять можно только то, чем владеешь.

Соответственно, участком из публичных земель в зависимости от формы собственности могут распоряжаться муниципалитет или уполномоченные органы государственной власти.

Но расторжение договора аренды и отказ от участка в пользу государства для арендатора не выход, поскольку землеустроительные работы, присвоение кадастрового номера, межевание и другие процедуры уже обошлись арендатору в крупную сумму. Выясним, существует ли механизм их компенсации.

Можно ли продать арендованный у государства участок, освоение которого еще не началось?

Правовое положение значительного массива целинных земель в России не установлено. Непонятно, в чьей собственности (общефедеральной, региональной, муниципальной) они находятся.

Однако в отношении земель населенных пунктов Земельным кодексом и 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» оговорены четкие правила. Распоряжаются ими, в т. ч. – путем передачи в аренду, могут только соответствующие муниципалитеты.

При этом арендодателем выступает администрация городского поселения. Подробно, о понятии продажи права аренды.

Согласно общему правилу (ст.39.6 ЗК РФ) договора аренды земельных участков под ИЖС с заинтересованными лицами подписываются по результатам торгов. Они могут быть:

  • открытыми, когда круг претендентов не ограничен;
  • закрытыми – заявки принимают только у лиц, соответствующих определенным требованиям (льготники, постоянные жители региона и прочее).

По способу определения победителя торги делятся на:

  • аукционы – простой торг на повышение ежемесячной арендной платы;
  • конкурсы – дополнительно применяются альтернативные критерии.

В абсолютном большинстве случаев муниципалитеты заключают договора аренды участков по результатам торгов, проводимых в форме открытых аукционов.

Одно из возможных оснований подписания арендного договора напрямую (во внеконкурсном порядке) связано с отсутствием спроса на конкретный участок.

Если заявку подало единственное лицо, либо заявок было несколько, но к участию в торгах была допущена только одна персона, – договор заключается с автором этой единственной заявки.

В большинстве случаев земли под ИЖС предоставляются гражданам из целинных земель. Местная администрация перекладывает заботы о создании объекта договора (земельного участка как объекта недвижимости) на будущего арендодателя.

Ему предстоит заказать и оплатить услуги специализированной организации по межеванию и уточнению границ, а также постановить участок на кадастровый учет.

Будущий арендодатель среди прочего, оплачивает оценку земли, поскольку его кадастровая стоимость определяет начальную цену аукциона.

Хотя в Гражданском кодексе и указано, что условия договора определяются сторонами по взаимному согласию, практика перекладывания расходов по оплате землеустроительных работ на арендодателя является сомнительной. Несмотря на это, описанная ситуация характерна для всех регионов России.

Действующее законодательство не позволяет арендатору перевести свои права на третье лицо без участия арендодателя. Условия заключаемых с муниципалитетами договоров аренды земельных участков не подразумевают возможности передавать землю в субаренду. Право аренды участка не может стать самостоятельным объектом возмездного договора.

Причина запретов – желание законодателя пресечь возможные незаконные манипуляции с землей. При отсутствии таких ограничений нечистые на руки сделки аккумулировали бы в своих руках большие площади публичных земель с целью дальнейшей перепродажи или субаренды по завышенным ценам.

Общая направленность запрета субаренды позитивна, однако в рассматриваемом случае она препятствует арендатору компенсировать свои расходы за счет нового арендатора. Продать неосвоенный земельный участок, увы, невозможно, как невозможно получить от арендодателя или будущего арендатора компенсацию расходов, понесенных на землеустроительные работы.

Нередко у арендаторов возникает еще один опрос: можно ли временно изменить целевое назначение земельного участка (перевести из категории под ИЖС, например, в категорию под ЛПХ) и, таким образом, законсервировать строительство. Увы, и этот вариант невозможен. Наведенное выше позволяет утверждать следующее.

Если строительство на арендованном у государства участке еще не начато, его продажа невозможна.

 Можно ли продать арендованный у государства участок, строительные работы на котором уже начаты?

Фактическая продажа такого участка действительно возможна, поскольку для этого есть законодательное основание – ст.552 ГК «Права на земельный участок при продаже здания, сооружения или другой находящейся на нем недвижимости». Последняя устанавливает ряд важных правил.

  1. Земельный участок разделяет правовую судьбу возведенной на нем недвижимости. Говоря проще, земля «идет» за домом, а не наоборот.
  2. Собственник недвижимости, не владеющий земельным участком, на котором она размещена, может продать ее без согласия собственника земли. Однако только при условии, что это не повлечет смену целевого назначения земли.
  3. К приобретателю недвижимости переходят права на землю, на которой она размещена, а также на землю, необходимую для использования недвижимости по целевому назначению.

Арендатору земли, решившему продать землю путем отчуждения размещенной на ней недвижимости, важно уяснить следующее. «Недвижимость» – это правовая, а не фактическая категория. Государство считает некое имущество недвижимостью после его госрегистрации в этом качестве.

Поясним на примерах. Завершенный строительством дом не считается недвижимостью вплоть до ввода его в эксплуатацию. Юридически он является совокупностью сложенных друг на друга стройматериалов.

И наоборот, если приложить усилия, даже фундамент можно признать объектом незавершенного строительства.

Такой объект, будь то залитый фундамент или почти готовая к вводу в эксплуатацию постройка, можно продавать.

Важный момент: возможность признания результата фактически начатых строительных работ объектом незавершенного строительства поставлена под условие легитимизации строительства. Застройщик должен доказать, что строительные работы проводились им законно, объект не возведен самовольно.

Как оформить право собственности на объект незавершенного строительства, размещенный на арендованном у государства земельном участке?

Арендованный участок, на котором находиться объект незавершенного строительства, можно передать третьему лицу путем отчуждения такого объекта.

Для этого нужно обратиться в специализированную организацию – Бюро технической инвентаризации и заказать технический план существующего объекта.

Чтобы БТИ взялось за составление бумаги, заказчик должен представить договор аренды участка и разрешение на строительные работы.

Получив технический план на руки, можно приступать к постановке имущества на кадастровый учет в качестве объекта незавершенного строительства. Эти действия осуществляют Кадастровая палата соответствующего субъекта РФ и ее территориальные органы.

Обращаться к ним можно напрямую или через многофункциональные центры предоставления административных услуг (МФЦ). Постановка на кадастровый учет в России бесплатна. Процедура занимает порядка 10 суток. Результатом предоставления услуги является кадастровая выписка.

Этот документ содержит все ключевые сведения об объекте незавершенного строительства (площадь, местонахождение, кадастровая стоимость и прочее).

Важно знать: кадастровый паспорт на объект незавершенного строительства делать не обязательно. Территориальный орган Росреестра обязан поставить его на учет в качестве недвижимости и без паспорта. Если же у арендатора все же есть желание получить документ, следует написать заявление и уплатить госпошлину (400 руб.). Техпаспорт выдадут через 5 дней.

Далее следует госрегистрация права собственности на объект незавершенного строительства в ЕГРП. Перечень необходимых бумаг устанавливает 122-ФЗ «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Это:

  • арендный договор на участок, на котором расположен недострой;
  • разрешение на его строительство;
  • квитанция об уплате госпошлины.

Заполняя заявление о госресгитрации, следует указать кадастровый номер объекта, прописанный в кадастровой выписке.

Кадастровый паспорт чиновники Росреетра не требует у заявителя по той причине, что согласно правилам межведомственного взаимодействия госструктур РФ, они обязаны запросить его у Кадастровой палаты самостоятельно. Услуга истребования кадастрового паспорта заявителем не оплачивается.

По истечении месяца после подачи документов территориальный орган Росреестра выдает заявителю на руки выписку из ЕГРП. С этого момента право собственности считается оформленным. Объектом незавершенного строительства можно свободно распоряжаться – продавать, менять, дарить. Читайте о том, как взять землю в аренду под строительство.

Продажа объекта незавершенного строительства и расположенного на нем земельного участка

Договор купли-продажи объекта незавершенного строительства не подлежит обязательному нотариальному удостоверению, однако факт перехода права собственности подлежит обязательной госрегситарции в ЕГРП. Юридическое сопровождение заключение сделки лучше доверить специалисту. Пусть грамотный юрист:

  • согласует условия договора со сторонами;
  • составит его текст;
  • подготовит пакет документов для подачи в Росреестр/МФЦ.

Если договор купли-продажи не удостоверен нотариально, он подписывается покупателем и продавцом в присутствии чиновника Росреестра. После проведения процедуры покупатель получает на руки выписку из ЕГРП, свидетельствующую о переходе к нему прав собственности на объект незавершенного строительства.

Новый собственник объекта (пусть даже фундамента) обращается в муниципалитет и на законных основаниях требует оформления арендного договора на землю. Поскольку заявитель владеет объектом незавершенного строительства, сделка относительно земли заключается с ним на внеконкурсных основаниях.

Источник: https://arendaexpert.ru/varianty-prodazhi-arendovanogo-u-gosudarstva-zemelnogo-uchastoka-po-zakonu/

Как продать землю сельхозназначения: алгоритм действий, оформление сделки

Продать землю государству

Последние изменения: Январь 2020

Спектр целей, в которых используется сельскохозяйственная земля ограничен, определен законодательно.

Так как закон определяет целевое значение земли, что уже особенность, то и продажа будет немного отличаться, а соответственно и список необходимой документации.

В этой статье рассмотрим, как продать землю сельхозназначения и сделать это правильно, с чего начать и на что обратить своё внимание.

Правовой базис

Государство наделяет сельскохозяйственные (с/х) ЗУ особыми правами, которые оказывают непосредственную защиту таковых наделов. Полный перечень составляющих сельхоз назначение расписан в ст.

77 ЗК РФ, говоря об этом кратко, это любой земельный надел, который располагается за территорией городского поселения и непосредственным целевым назначением данного участка является сельскохозяйственная деятельность.

Особым правовым статусом также обладают дороги, постройки сооружения, находящиеся на территории земли, которые используются непосредственно в производственных нуждах.

Определившись с тем, что из себя представляет земля, рассмотрим какими нормативно правовыми актами она регулируется:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • Федеральный закон № 101 от 24.07.2002, регулирующий оборот сельскохозяйственных земель.

Первый нормативно-правовой акт определяет сельхоз ЗУ и что в них входит, что было рассмотрено ранее. Второй НПА рассматривает аспекты, связанные с регистрацией: в государственном реестре (ст. 131 ГК РФ), самой сделки (ст. 164 ГК РФ), перехода прав собственника на недвижимый объект (ст. 551 ГК РФ).

А также ГК РФ регламентирует последствия, связанные с уклонением от процедур, предполагающих регистрацию (ст. 165 ГК РФ). Третий правовой акт определяет главенствующую роль органов местного самоуправления при купле-продаже данных земельных участков, а именно их преимущественное право покупки.

Стоит отметить: что земля покупается муниципалитетом по цене заданной непосредственно продавцом, опираясь не на кадастровую стоимость ЗУ, а на рыночную. Также обратите внимание, что преимущественным правом муниципалитет владеет до тех пор, пока надел не будет продан посредством публичных торгов или не будет изъят в гос. интересах.

Вышеупомянутые нормативно-правовые акты первоочередно определяют ответственность, которая лежит на плечах продавца.

Если договор купли-продажи будет что-либо нарушать или в ходе эксплуатации нарушалась цель использования, то власть субъекта (региона) имеет полное право изъять данный с/х надел.

В обязанности собственника также входит наблюдение за его экологическим состоянием, забота о земле, что также регламентируется законодательством.

Для чего нужна сельхоз земля?

Сельскохозяйственные угодья эксплуатируются по-разному, преимущественно выделяют 5 пунктов, к ним относятся:

  • Пастбища, сенокосы, угодья. Как правило, это относится к подсобному хозяйству и предполагает взращивание долголетних растений и прокладку внутренних коммуникаций (что разрешается законодательно).
  • Бросовые земли. Участки земли, рельеф которых не позволяет на них провести вспашку, потому они используются в ином назначении, для выращивания подходящих культур.
  • Угодья, сооружения, склады. На с/х ЗУ разрешено возводить постройки, которые используются в производственных целях, — не иначе. На строительство необходимо получить определенное разрешение или же целевое назначение земли предполагает наличие построек.
  • Водные объекты, лесной фонд. Используются для развития аквакультуры, постройки водонапорных сооружений, организации ИП и так далее.
  • Другие назначения. Связано с градостроительными объектами, главная цель которых защита земель от негативного воздействия (обеспечения необходимой защиты).

Стоит отметить: что в РФ земель с/х назначения около 8% от общего количества ЗУ, уступая своё место лишь лесному фонду. Данная цифра говорит о том, что люди в России желают вести и ведут фермерские хозяйства.

Сельскохозяйственные наделы, априори, наделены 2 целями, ими являются:

  1. Сельское производство;
  2. Иные цели, предполагающие помощь в достижении первой.

Первое, что предполагало государство при введении данных ЗУ в товарооборот и соответственную их выдачу гражданам, это использование выданных территорий под сельскохозяйственные угодья. Однако не все территории используются по прямому назначению. Поэтому появился второй пункт, под которым предполагаются лесопосадки, водо и лесопокрытые территории, дороги, склады.

Земли, цель которых отличается от непосредственного ведения фермерского хозяйства, также законодательно защищены и не изымаются без достаточных оснований.

Также тип разрешенного использования ЗУ изменяется на индивидуальный жилстрой, дачное строительство. Легче всего изменить цель ЗУ, если он находится в черте города (город разросся), участок входит в дачное коммерческое партнерство или садоводческое некоммерческое товарищество.

Порядок продажи с/х земель

 

Продажа надела сельскохозяйственного назначения предполагает следующий алгоритм действий:

  • Извещение муниципалитета (или иных органов МСУ) о продаже земли. Только при отказе администрации от покупки продавец имеет право продавать ЗУ физ. и юр. Лицам.
  • Поиск покупателя. Найти покупателя можно, начиная от размещения объявлений в интернете, заканчивая обращениями в агентства, занимающимися продажей недвижимости.
  • Подготовка, сбор необходимого пакета документации и согласование суммы сделки с продавцом. При формировании цены на ЗУ основывайтесь не на кадастровой стоимости участка, а на рыночной.
  • Заключение договорных отношений.
  • Регистрация сделки и всех её аспектов, указанных в вышеперечисленных статьях из ГК РФ.

Обратите внимание, что надел продаётся в соответствии с определенными условиями, которые должны быть оговорены в договоре купли-продажи. К ним относятся:

  • Цель недвижимого объекта;
  • Плодородность почвы;
  • Возможность изменения разрешенного пользования;
  • Сумма налога.

Стоит отметить: собственник самостоятельно решает вопрос с способами и условиями продажи земли, рассрочка, требование задатка, оформление договора с полным расчётом или передача ЗУ организации в виде формы уставного капитала.

Главное, на что необходимо обратить внимание, — это на собственника продаваемого недвижимого объекта и уведомление. Рассмотрим все аспекты, связанные с собственниками земельного надела.

Собственник земли — государство

Продажа надела, находящегося в собственности у физического лица довольно простая процедура.

Достаточно собрать правоустанавливающую документацию, уведомить муниципалитет и заключить договор купли-продажи.

Однако если ЗУ находится во владении у органов местного самоуправления, продажа производится следующим образом:

  • Подача покупателем необходимого ходатайства в представительство по выдаче земли сельхоз назначения, в котором при приобретении земли указывается цель покупки и технические характеристики земли.
  • Далее необходимо ожидать ответа от государственных структур. Решение будет вынесено в виде постановления, если оно носит отрицательный характер (запрет на продажу), то в обязательном порядке указываются причины. Вынесенное постановление подлежит обжалованию в судебных инстанциях.
  • Проверка земельного надела всеми службами, санитарными, пожарными, охранно-природными, проверка правоустанавливающей документации на данный вид недвижимости. Каждая проверка должна быть задокументирована и иметь печать, подпись руководителя.
  • Регистрация прав на недвижимый объект.
  • Оформление договора купли-продажи надела между физ. лицом (покупателем) и муниципалитетом.
  • Проведение процедуры межевания, подготовка полного пакета документации на недвижимость, регистрация прав собственника.

Стоимость устанавливается органами МСУ исходя из муниципальных правовых актов, которые соответственно рознятся в каждом регионе. Преимущественно цена определяется исходя из плодородности, местоположения и площади земли.

Уведомление администрации

Согласно п.2 ст. 8 ФЗ №101 при заключении сделки купли-продажи, продавец с/х земли обязан уведомить об этом либо орган МСУ, либо региональный высший орган власти.

Уведомление составляется письменно и содержит в себе следующие сведения:

  • Площадь, месторасположение;
  • Правоустанавливающая документация на надел (находится ли земельный пай в аренде или во владении) и документы, устанавливающие личность продавца;
  • Данные, касающиеся взаимного расчёта, а именно их срок и условия на которых он будет заключен с государством.

К нему относят:

  • Документы, удостоверяющие личность сторон сделки (также сюда относится нотариально заверенная доверенность, если сделка заключается с участием доверенного лица).
  • Выписка из ЕГРН.
  • Правоустанавливающая документация («бумаги», согласно которым было приобретено право владения, пользования и распоряжения землёй, к таковым относят договора дарения, купли-продажи, завещания и так далее).
  • Отказ органов МСУ от покупки с/х земли.
  • Письменное согласие иных лиц, имеющих отношение к ЗУ. К ним относят супруга, супругу, собственников кооперативов, фермерских хозяйств. Особенное внимание необходимо уделить ребёнку, так как сделка, затрагивающая законные интересы несовершеннолетнего лица, попадает под юрисдикцию органов опеки и попечительства и для её окончательного заключения необходимо разрешение от данного органа.

Как правило, часть земли могут передавать в целях выращивания определенных сельскохозяйственных культур или пастбища для животных. Если вы решили продать земельный пай, то ст. 8 ФЗ № 101 также в силе и надо быстро об этом известить органы МСУ. Всё что надо упомянуть в извещении (уведомлении) описано выше.

В течение 30 календарных дней муниципалитет обязан дать ответ, в случае игнорирования вы имеете право на продажу пая иным лицам.

Учитывая все вышеописанные особенности можно без проблем продать земли сельскохозяйственного назначения.

Главное помнить, перед составлением договора купли-продажи нужно в обязательном порядке уведомить администрацию о продажи и в случае её отказа от покупки, зарегистрировать сделку в Госреестре, а также права нового собственника.

Если владелец пая и новый покупатель будут уклоняться от уведомления муниципальных органов или же регистрации, сделка будет признана незаконной.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2020 zakon-dostupno.ru

Источник: https://zakon-dostupno.ru/zemlya/kak-prodat-zemlyu-selhoznaznacheniya/

Стоит ли землевладельцам возвращать государству неиспользуемые участки :: Мнения :: РБК Недвижимость

Продать землю государству

В последние два года наметилась тенденция возврата неиспользуемых земель сельхозназначения государству. К сожалению, для многих землевладельцев это более простой выбор. Основные причины — необходимость серьезных инвестиций и налоги

В России наметилась тенденция возврата неиспользуемых земель сельхозназначения государству. Собственники таких земель с недавних пор обязаны вовлекать их в сельхозоборот.

Достаточно дорогостоящее мероприятие, особенно если на участках долгое время ничего не делалось, — они заросли, на них появились свалки, незаконные строения и т. п.

Если для собственника это экономически нецелесообразно, он изначально не планировал их использовать по назначению, а приобрел по дешевке несколько лет назад с целью вложения средств, то, конечно, ему проще вернуть эти земли.

Сделать выбор в пользу «вернуть» часто заставляет также и налоговое бремя, которое легло на собственников после изменения кадастровой стоимости земли. В 2012 году стоимость земель была пересмотрена, но переоценка проводилась не всегда корректно.

Применялся некий среднеудельный рыночный показатель стоимости ко всем участкам в том или ином регионе.

При этом никто не учитывал индивидуальные факторы и особенности земельных участков, их качество, плодородие, местоположение, соседствующие объекты, реальные возможности использования и т. д.

Для многих сельхозпредприятий и собственников налоги оказались непосильной ношей: стали поступать налоговые уведомления с суммой, которая в разы превышала самые худшие ожидания. За этим последовала череда судебных разбирательств с требованием провести переоценку кадастровой стоимости земель.

Несмотря на то что кадастровая стоимость земель сельхозназначения самая низкая по сравнению с другими земельными участками, многие мелкие фермеры все равно не в состоянии платить такой налог. Если же махнуть рукой и ничего не делать — придет уведомление на оплату штрафа в еще более внушительном размере.

В такой ситуации многим проще отказаться от земли в пользу государства.

В некоторых случаях вернуть землю заставляет ее неграмотное разделение и невозможность использования. Закон однозначно гласит, что земли должны работать. На сегодняшний день существуют два основных постановления, которые определяют критерии использования и неиспользования земель. Первое — Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2012 г.

№ 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации».

Документ прописывает основные поверхностные признаки и факторы использования, которые можно определить визуально, и является основным для вынесения решения об использовании этих земель. Второе — Постановление Правительства РФ от 22 июля 2011 г.

№ 612 «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Этот документ используется реже, он более глубокий и требует проведения экспертиз и лабораторных исследований, связанных, например, с определением PH-фактора и т. д. Существуют также региональные нормативные акты.

Например, в Московской области — это региональный закон о благоустройстве, который содержит дополнительные требования не только к содержанию сельхозземель, но и к землям всех других категорий, находящихся в экономическом хозяйственном обороте.

При этом нигде не делается никаких оговорок, что в силу различных особенностей использовать под те или иные виды хозяйственной деятельности можно не всю землю.

Сейчас под определение земель сельхозназначения подходят не только особо ценные сельхозугодья и пашни, но и придорожные полосы, участки, занятые под линии электропередач, газопроводы, магистрали — то есть земли, имеющие сервитуты, ограничения на их использование.

Если участок находится по соседству с охранной зоной, например рядом с кладбищем, но по бумагам является землей сельхозназначения, то владелец даже при желании не может использовать его и вести нормальную хозяйственную деятельность. Возможности собственника ограничены, и такие земли действительно лучше вернуть государству.

Рабочего механизма отказа от земли до 2014 года не было. Затем собственникам дали две возможности избавиться от своих участков: принудительное возмездное изъятие и добровольный безвозмездный отказ. В случае принудительного изъятия на участок накладывались ограничения и он выставлялся на торги.

Лот оценивают государственные органы, и стоимость может быть в десять раз ниже той, которую собственник изначально за нее заплатил. Если публичные торги не состоялись и не нашлось ни одного претендента на выкуп участка, то предлагается преимущественное право купить его государству, то есть муниципалитету, к которому он относится.

Сложность в том, что этот процесс может затянуться на несколько лет, к тому же рынок земли сильно просел. Сейчас сделок не так много, и продать участок будет сложно. Например, сегодня земли в Орехово-Зуевском, Раменском и многих других районах Подмосковья предлагаются по цене от 0,5 тыс. до 2 тыс. руб.

за сотку, притом что еще два года назад стоимость начиналась от 10 тыс. руб. за сотку.

Второй вариант избавления — добровольный отказ собственника в пользу государства. В таком случае собственнику необходимо написать заявление в органы Росреестра с просьбой прекратить право собственности на участок. Росреестр должен уведомить об этом соответствующую областную администрацию, и ответственность и права бывшего собственника прекращаются.

Поправки в Земельный кодекс РФ вступили в силу 4 июля 2016 года. Они связаны с целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения, охраной земли от негативного воздействия и загрязнения, а также с порядком наследования. В новой редакции статьи 39.

30 Земельного кодекса РФ определено, что сельскохозяйственные земли, в отношении которых установлены факты нецелевого использования или использования с нарушением требований законодательства РФ, не могут быть переданы их арендаторам в безвозмездное пользование.

По таким же причинам в соответствии с новой редакцией статьи 45 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут быть изъяты из пожизненного пользования. Аналогичные поправки внесены в статью 54.

Статьей 71 предусмотрен государственный надзор за целевым использованием сельскохозяйственных земель. По моему мнению, действующие поправки не упростили, а лишь конкретизировали процедуру возврата.

В целом же получается, что принудительное изъятие или добровольный отказ — не самый худший вариант для тех, кто не планирует или не может развивать землю.

Если собственник не готов вкладываться, то проще отказаться, так как штрафы за неиспользование никто не отменял.

Они составляют 2–10% от кадастровой стоимости, и порой сумма штрафов вместе с налогами превышает первоначально вложенные в покупку средства.

Чтобы закон начал работать в полную силу, необходимо проанализировать ситуацию, провести мониторинг сельхозземель. На сегодняшний день выявить такие неиспользуемые по назначению земли нетрудно. Выполняет эту работу Росреестр, где есть специальный отдел мониторинга земель.

Раньше предпринимались только плановые проверки, список которых готовился на год вперед. Проверки проводились исключительно в присутствии собственника или арендатора участка, его заранее уведомляли о дате их проведения.

Приезжали представители Росреестра и Россельхознадзора и в случае выявления нарушений составляли акт и протокол, в котором либо назначали наказание, либо фиксировали отсутствие нарушений.

Такая проверка проводилась раз в три года, и те, кто не планировал серьезно использовать земли по назначению, могли просто раз в три года покосить траву и создать видимость использования. Были и внеплановые проверки по обращениям населения, но это случалось нечасто.

Теперь ситуация изменилась. Соответствующие органы производят исключительно внеплановые проверки. Кроме собственных проверок Россельхознадзора, есть еще проверки, проводимые на основе межведомственного взаимодействия с МЧС, Рослесфондом, — то есть с теми, кто мониторит местность с целью предупреждения различных техногенных катастроф, пожаров и т. п.

Эти ведомства используют беспилотные летательные аппараты и фиксируют все нарушения не только для себя, но и в интересах Росреестра и Россельхознадзора.

Если раньше некоторые территории были недоступны в силу локации, например окружены лесом или болотом, то теперь с помощью современных беспилотных летательных аппаратов (дронов) можно проверить состояние любого земельного участка.

Кроме того, в Московской области запустили проект «Добродел». Это сайт, на котором любой желающий может сообщить о том, что он обнаружил несанкционированную свалку, пустующее здание, неиспользуемые объекты сельхозназначения. Соответствующие органы довольно оперативно проверяют всю поступающую информацию.

Сейчас в России есть кадастровое деление территории, наложенное на карту местности. Проверяющие органы четко понимают, где находятся границы участка и кто собственник. Одним словом, современные технологии позволяют оперативно и легко выявлять неиспользуемые земли.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции

Источник: https://realty.rbc.ru/news/57d8e2fc9a7947c853adc68e

Как продать земельный участок государству. Особенности продажи земельного участка государству по кадастровой стоимости

Продать землю государству

Если вы задумались о том, чтобы продать участок государству, необходимо убедиться, что данная сделка будет востребована. В противном случае реализовать землю не получится. Руководствоваться при подготовке к передаче прав необходимо действующим законодательством.

Кадастровая стоимость не является рыночной, о чем указано в Федеральном законе №135 «Об оценочной деятельности». Регулирует положение статья №40 «О принципах определения стоимости услуг, работ или товаров для их последующего налогообложения»

Продать участок в ЛО и других областях можно опираясь на Земельный и Гражданский Кодекс РФ, а также Федеральный закон «Об обороте земель». Стоит учитывать, что в соответствии со статьей ЗК №53, владелец земли может отказаться от права собственности, то есть не продать, а вернуть землю государству.

Тысячи людей уже
нашли дом своей мечты.
Хотите оказаться среди них?

Если вы хотите продать земельный участок государству, а не подарить его, обратитесь к специалистам, которые помогут в его реализации на выгодных условиях.

Государство охотнее покупает регулярно обрабатываемые земли

Можно ли продать земельный участок государству по кадастровой стоимости

Многие хотят узнать, можно ли продать земельный участок государству по кадастровой стоимости, поскольку ее размер, указанный в документах часто завышен. Но нередко эта сумма бывает занижена.

В любом случае она очень отличается от рыночной оценки территории. Поэтому если вы получили согласие от местной администрации на покупку вашей земли, понадобится обратиться к специалистам, занимающимся независимой оценкой.

Поскольку рыночная стоимость не статична, определять ее нужно незадолго до оформления сделки.

Приоритетными для продажи государству, являются земли сельскохозяйственного назначения. Если участок имеет другую сферу применения, придется приложить немало усилий, чтобы доказать его значимость

Обратите внимание, чтобы продать земельный участок в населенном пункте любого региона, нужно пригласить оценщика, который будет располагать свидетельством, подтверждающим его квалификацию.

Оценку надела нужно проводить перед ее продажей

Как государству можно продать земельный участок по кадастровой стоимости

Чтобы продать участок по кадастровой стоимости государству, потребуется сделать следующее:

  • Уведомить местные органы власти о желании продать участок.
  • Подать заявление с указанием стоимости надела.

Ответ на вопрос возможно ли продать земельный участок государству, вы можете получить только в соответствующих инстанциях, рассматривающих подобные заявления. Если ваше предложение заинтересовало соответствующие органы, вы получите уведомление. После этого можно приступать к сбору необходимых документов. Чтобы продать участок без посредников предоставьте оригиналы и копии:

  • Удостоверения личности.
  • Справки из Росреестра.
  • Права собственности продавца на участок.
  • Предстоящего договора КП.
  • Чеков с оплатой государственной пошлины.

При рассмотрении возможности покупки земли государством рассматривается множество факторов

Особенности подготовки договора купли-продажи земельного участка

Чтобы продать землю государству, составляется договор КП. В документе обязательно должны быть указаны:

  • Дата и место подписания договора.
  • Количество экземпляров.
  • Информация об участниках сделки.
  • Полное описание объекта КП.
  • Права и обязанности участников сделки.
  • Стоимость объекта.
  • Порядок и сроки расчета.
  • Время вступления соглашения в силу.
  • Подписи сторон.

В договоре КП указывается полное описание участка и его особенности

В договоре физическое лицо указывает свои паспортные данные, тогда как для органов власти достаточно указания названия структурного отдела

Что учитывается при определении кадастровой стоимости

Перед тем как продать землю государству по кадастровой стоимости необходимо ее рассчитать. При формировании расценок учитывают:

  • Объемы земельного надела.
  • Месторасположение участка.
  • Присутствие или отсутствие строений, их число.
  • Наличие каких-либо пород.
  • Качественные показатели земли.
  • Назначение земельного участка.
  • Состояние инфраструктуры.
  • Надежность имеющихся инженерных коммуникаций.

Нужен агент
по недвижимости?

Месторасположение земли является одним из важных факторов определения кадастровой стоимости

Почему может измениться кадастровая стоимость земельного надела

Обращаясь к органам власти с вопросом, можно ли продать землю государству, необходимо учитывать, что кадастровая стоимость регулярно изменяется. Причинами для переоценки служат:

  • Определение новых границ участка или изменение метража.
  • Перевод разряда земли в другую категорию.
  • Изменение эксплуатационного назначения надела.

Любые изменения размеров или назначения надела отражаются на его кадастровой стоимости

Преобразование удельного показателя земли на общегосударственном уровне также влияет на ее кадастровую оценку

Можно ли продать государству излишки земли, как рассчитать их стоимость, и прочие нюансы сделки, можно узнать у специалистов АН «Колизей». Каждый случай уникален и требует индивидуального подхода. Кроме того, вы получите консультацию о том, как оформить земельный участок в собственность и варианты оформления земли без проблем. Звоните, мы ответим на все ваши вопросы!

Источник: https://kolizey78.ru/blog/prodazha-uchastkov/kak-prodat-zemelnyy-uchastok-gosudarstvu-po-kadastrovoy-stoimosti

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.