Режим использования земли

Описание 7 категорий земель: чем они отличаются, их коды и основное целевое назначение

Режим использования земли

В земельных правоотношениях термин «земля» используется для обозначения обособленного участка поверхности, то есть земельного участка.

Главным принципом их использования является соблюдение целевого назначения такого участка.

Все участки подразделяются на семь категорий, каждая из которых имеет особые параметры, свойственные только ей, код, назначение и разрешенные виды использования.

Что такое основное целевое назначение?

Под целевым назначением понимается особая функция, выполняемая тем или иным земельным участком в общественных отношениях.

Участки, имеющие сходное назначение, объединяются в категории. Отнесение земель к той или иной категории происходит по решению органов государственной власти и закрепляется в соответствующих нормативных документах, главным из которых является Земельный кодекс.

Принадлежность к определенной категории определяет:

  • правовой режим участка;
  • его назначение;
  • разрешенные виды использования внутри самой категории: основные и дополнительные.

Собственник не может самовольно их изменить. Такое ограничение в правомочиях обусловлено большой ценностью земельных ресурсов и вниманием государства к сохранению их качества.

Категории, к которым относят земли в России по их целевому назначению, перечислены в ст. 7 Земельного кодекса. Распределение земельного фонда по категориям выглядит так:

  • сельскохозяйственные;
  • населенных пунктов;
  • промышленного и иного специального назначения (транспорта, разных видов связи, обороны и безопасности и т. д.);
  • особо охраняемых природных и историко-культурных объектов и территорий;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • земли запаса.

Рассмотрим их для наглядности не в виде таблицы, а на диаграмме.

Номер категории ни в коей мере не означает преимущества одних земель перед другими. Хотя сельскохозяйственные угодья, без сомнения, имеют весьма важное значение.

Для каждой категории  предусмотрен особый правовой режим и способы использования.

Сельскохозяйственного назначения

Главным назначением земель сельхозназначения является:

  • производство разнообразной сельхозпродукции;
  • размещение необходимой для этого инфраструктуры;
  • ведение учебной и научной работы в сфере сельского хозяйства.

Основная ценность участков сельскохозяйственного назначения заключается в их плодородии.

По этому качеству они подразделяются на:

  • пашни;
  • многолетние насаждения (например, плодовые сады или виноградники);
  • сенокосы;
  • пастбища;
  • дороги и скотопрогонные полосы;
  • лесополосы, не относящиеся к землям лесного фонда;
  • площади под дворами и хозпостройками;
  • неиспользуемые наделы.

Для этих земель допускается исключительно целевое использование. К таковому относятся:

  • собственно ведение сельского хозяйства, всех его видов;
  • личное подсобное хозяйство граждан;
  • садоводство и огородничество;
  • дачное строительство (сезонное);
  • организация фермерского хозяйства;
  • сооружение необходимой инфраструктуры для обслуживания сельхозпроизводителей.

При необходимости отвести участки данной категории под постройку различных сооружений или прокладку коммуникаций стараются выделять земли, имеющие наименьшую ценность для сельхозпроизводства, то есть с низким плодородием или неудобные для обработки.

Возможно на таких участках и возведение жилых строений, но только для сезонного проживания: дачного или садового домика.

Земли поселений делятся так же как и сами населенные пункты: на городские и сельские.

Вне зависимости от размера поселения подразделяются на территориальные зоны, число которых может достигать девяти:

  • жилые;
  • производственные;
  • общественно-деловые;
  • инженерные;
  • рекреационные;
  • сельскохозйственные;
  • спецназначения;
  • военные;
  • иные.

Каждая из них имеет свое назначение и свой градостроительный регламент.

Именно этот документ определяет разрешенные виды использования для каждого участка внутри зоны.

Границами земель поселений служат административные границы населенных пунктов.

Основное назначение таких земель — застройка и развитие городов и сел.

Участки под строительство многоэтажных домов и кварталов, а также под ИЖС и ЛПХ чаще всего относятся именно к этой категории.

Однако необходимо помнить, что, помимо разрешенного использования участка, для возведения на нем дома потребуются и иные правовые основания. Например, разрешение на строительство.

Промышленности

Данная категория включает в себя, прежде всего, участки, занятые различными промышленными предприятиями, а также другими объектами, в том числе:

  • транспортными магистралями;
  • линями связи и электропередач;
  • трубопроводами;
  • объектами оборонного комплекса и т. д.

Их основное назначение — обеспечение деятельности наиболее важных отраслей хозяйства.

Согласно ст. 87 ЗК РФ эти земли не входят в состав земель поселений и выделяются в самостоятельную категорию.

Входящие в нее участки, в свою очередь, делятся на подгруппы:

  • промышленности;
  • энергетической отрасли;
  • транспортной инфраструктуры;
  • телекоммуникационной сферы;
  • космической отрасли;
  • обороны и обеспечения безопасности;
  • иного спецназначения.

Как правило, вокруг участка, непосредственно занятого промышленным предприятием, транспортной магистралью и т.д., формируется охранная или санитарная зона.

В назначение этой зоны входит защита населения от возможного негативного воздействия объектов, а также обеспечение бесперебойной эффективной работы предприятий.

В таких зонах, как правило, запрещены почти все виды хозяйственной деятельности и перевод участков в другие категории.

Особенность этой категории земель заключается в их частичном или полном изъятии из хозяйственного оборота и использования.

Одновременно установлено и ограничение на их изъятие или перевод в иную категорию.

Такие меры охраны обусловлены тем, что на этих земельных участках расположены территории или объекты, имеющие важное назначение:

  • природоохранное;
  • культурно-историческое;
  • рекреационное;
  • эстетическое;
  • иные, сходные назначения.

Земельные участки, отнесенные к этой категории, могут находиться только в публичной собственности.

Иными словами, их собственник — государство или муниципалитет.

Типом данной территории определяется и разрешенная деятельность на ней.

К разрешенным видам деятельности на землях этой категории можно отнести:

  • научную;
  • исследовательскую;
  • просветительскую;
  • экомониторинг;
  • туризм;
  • традиционные виды хозяйства коренных народов.

Наиболее крупными земельными участками в данной категории будут заповедники.

В заповедных зонах запрещена практически любая деятельность человека, кроме той, которая направлена на сохранение природного ландшафта.

Одновременно к этой же категории относятся:

  • городские скверы и парки;
  • ботанические сады и дендрарии.

Объекты культурного наследия, а точнее — занимаемая ими территория, также включены в эту категорию земель.

Лесного фонда

В эту категорию входят:

  • участки, занятые непосредственно лесом, то есть древесно-кустарниковой растительностью;
  • земли нелесного массива, но используемые в целях ведения лесного хозяйства (территории лесничеств, питомников и т. д.).

Целевое использование этих земель определяется уже не Земельным, а Лесным кодексом.

Лесные угодья изъяты из гражданско-правого оборота. Возможно только временное использование на условиях:

  • аренды;
  • концессии;
  • бесплатного пользования.

Все леса делят на три категории, с отнесением к которым связывают возможность той или иной хозяйственной деятельности на их территории.

К землям водного фона отнесены участки, на которых размещаются:

  • непосредственно сами водные объекты;
  • их охранные зоны;
  • полосы отвода;
  • охраняемые водозаборные зоны;
  • разнообразные гидротехнические сооружения.

Правовой режим таких территорий устанавливается Земельным и Водным кодексами. Отведение участков, занятых водоемами, не предусмотрено.

Для примыкающих в ним участков дозволенными способами использования будут:

  • строительство сооружений, обеспечивающих потребность в воде населения и хозяйства;
  • их эксплуатация.

Запаса

В запас попадают те земли, для которых:

  • не установлено целевое назначение;
  • право на использование было прекращено по соответствующим основаниям.

Собственниками таких участков является государство или муниципалитет.

По заявкам граждан или организаций эти земли могут быть:

  • переведены в одну из других категорий;
  • переданы в собственность или аренду.

Коды

Каждый земельный участок, прошедший кадастровый учет, имеет уникальный код, которым зашифрованы его категория и целевое назначение. Существует специальный справочник, оформленный в виде таблицы, где каждая категория и подкатегория обозначена соответствующим цифровым кодом:

  1. Так, земли сельхозназначения имеют код 003001000000. Для того, чтобы выделить внутри этой категории отдельные виды, вместо двух последний нулей ставится номер подкатегории.
  2. Пашни, сенокосы, сады и прочие сельхозугодия имеют код 003001000010.
  3. Земли поселений скрываются за обозначением 003002000000. А участки, выделяемые под жилищное строительство гражданам (ИЖС) зашифрованы как 003002000050.
  4. А вот такой код как 003002000100 обозначает прочие земельные участки, не отнесенные явно к одной из своих категорий.
  5. Используются коды, в частности, при налогообложении. Для земель разных категорий предусмотрен разный размер земельного налога.
  6. Зная к какой категории относится участок, можно определить его код, равно как и наоборот.

Чтобы узнать, к какой именно категории отнесен каждый конкретный участок, можно воспользоваться Публичной кадастровой картой или заказать в Росреестре кадастровую выписку на интересующий земельный участок.

Земли можно переводить из одной категории в другую.

Сделать это может не сам собственник, а только компетентный орган власти, и только если в законе нет прямого запрета на такое действие. Например, как случае с землями ООПТ.

Собственник земли, желающий изменить ее целевое назначение, обращается в местный орган исполнительной власти с ходатайством.

При отсутствии препятствий к выполнению перевода такая просьба будет удовлетворена, а в земельный кадастр будут внесены необходимые изменения.

Типичным примером такой процедуры является выделение земель под ИЖС из муниципальной собственности.

Граждане могут просить передать им как уже существующий, то есть выделенный участок, так и часть сельхозугодий.

При положительном решении выбранный участок переводится в пригодную для индивидуального строительства категорию и уже в таковом качестве ставится на кадастровый учет.

Иногда для изменения назначения земель такое ходатайство не требуется. Так происходит, например, при расширении населенных пунктов, когда в категорию земель поселений попадает часть сельхозугодий или лесных насаждений.

Но, в любом случае, необходим нормативный акт органов местной или федеральной власти, которым данный переход фиксируется и легализуется.

Узнайте подробнее о том, сколько существует категорий земель, чем они отличаются, а также какие существуют виды разрешенного использования из данного видео:

Подведем итоги

Такие государственные мероприятия, как учет всех земельных участков, разделение их на категории, установление ограничений на использование и пр., преследуют важную цель — охрану ценного природного ресурса, количество которого по объективным причинам ограничено.

Нарушение установленных законом предписаний будет иметь для собственника ряд неприятных последствий. Самым легким из них будет штраф. Самым суровым — лишение собственности, то есть изъятие участка в пользу государства.

Подобные меры также свидетельствуют об особом внимании властей к сохранению земельного фонда.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/kategorii/7-kategorij-zemel-kody-naznachenie

Чем определяются правовые режимы земель

Режим использования земли

Термин «правовой режим земель» применяется с целью выявить характер общественных отношений по вопросам земли. Чем определяется правовой режим земель? Земельные законы определяют его в виде прав собственности на землю, управления и охраны земель и наступления ответственности за правонарушения в данной сфере.

Разновидности земельного регулирования

Общий правовой режим включает в себя всю совокупность наделов государства и устанавливает земельный правопорядок. Земля служит основой жизнедеятельности людей, важнейшим природным объектом, недвижимым имуществом, предметом права собственности.

При ее использовании следует руководствоваться природоохранительными принципами, беречь способность быть средством производства в сельской и лесной сфере и служить основой хозяйствования.

Земельный массив имеет различные природные качества и свойства (плодородие, наличие воды и лесов, полезных ископаемых).

Понятие правового режима территорий относится к его различным типам:

Свойства общего правового режимаСвойства особого правового режимаСвойства специального правового режимаСвойства смешанного правового режима
Включение всех земель РФВключение отдельных видов земельВключение конкретных, определенных земельных участковВключение земель разного назначения

Особым правовым режимом регулируются виды территорий:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • поселенческие (расположены населенные пункты);
  • общепромышленные (расположение предприятий, транспортных магистралей, линий связи, энергетических объектов);
  • земли под особой охраной (нахождение оборонных объектов);
  • лесной фонд;
  • водный фонд;
  • запасные.

Нет иерархии в подчинении одних территорий другими.

Как определить правовой режим

Деление земельного массива на категории — главный способ в определении правового режимного регулирования. Земельные участки отличаются разным качеством, природными характеристиками, экономическим и социальным значением.

Категорией территории считается наличие приблизительно одинаковых делянок исходя из их природного, хозяйственного, общественного и экологического значения. Наделы разной категории должны использоваться согласно назначению. Законодательно разрешен их перевод из одной целевой группы в другую.

Переход земель по категориям осуществляется соответственно нормативным актам.

Указанное понятие позволяет установить границы, нормы по охране, использованию конкретных категорий земельной территории, использовать их постоянно или временно, применять различные функции по управлению ими.

Уточнение и детализация правового режима территорий проводится с помощью территориального зонирования, предусмотренного земельными и градостроительными кодексами.

Населенные пункты

Территорию мест проживания утверждает местное самоуправление, учитывая административные границы.

В состав таких земель входят зоны жилого, общественного и производственного назначения, инженерная и транспортная инфраструктура, сельскохозяйственные, подсобные (садоводство), рекреационные участки, военные объекты и прочее.

Применительно к жилищному строительству установлены требования, которые определяют размер участка, высоту и этажность зданий. Особые условия применяют, когда сооружаются аэропорты, проводится историческая застройка.

Принцип зонирования используется по отношению к охраняемым участкам (национальным природным паркам). На них может функционировать множество различных зон:

  • заповедной (наиболее охраняемых);
  • пояса познавательного туризма;
  • рекреационной зоны;
  • исторических и культурных объектов;
  • зоны по обслуживанию клиентов.

Особо отмечено районирование по экологическим параметрам. Неопределенным остается назначение территории запаса.

Запретительные меры

Санкцией за правонарушения в земельном законодательстве является принудительное лишение права на землю. Применение санкций зависит от того, к какому виду относится территория.

Для земельного надела, который является личным владением, названное наказание не может быть применено.

При вхождении участка в состав сельскохозяйственных или историко-культурных земель возможно изъятие в принудительном порядке.

Ограничения в правах

Ограничение в полномочиях, правах, связанных с пользованием участком — один из способов определения их правового режима. Сужение прав регулируется нормами Земельного кодекса и другими нормативными актами. Необходимость таких мер объясняется общественными интересами:

  • создание условий при пользовании землей и занятий хозяйством в охранной, санитарно-защитной зоне, для защиты окружающей среды, исторических и культурных памяток;
  • требования по сбережению плодородия грунта, условий расселения животных;
  • застраивание и осваивание пространства.

Ограничением считается запрещение некоторых форм деятельности или отказ от совершения обусловленного действия.

Цель ограничительных мер — доминирующее гарантирование интересов по установлению высокоэффективного, разумного землепользования, охране природы и здоровья людей, безопасности, защиты страны. Ограничивающей мерой служит получение доступа на чужой надел для обслуживания определенного объекта.

Ограничение относится лишь к праву пользования, но не касается права собственности (владения и распоряжения). Законодательно не определены ограничения по распоряжению участком, даже если ограничены права на него. Решения по данному вопросу принимаются государственными и местными исполнительными органами, судебными постановлениями на бессрочный или установленный срок.

Важный момент: ограничивающие меры по праву на землю должны быть зарегистрированы согласно закону.

Лицу, права которого подверглись ограничению, дается право обжалования решения в суде. Если собственником участка были понесены убытки, должна быть осуществлена компенсация нанесенного ущерба.

Следует разграничивать термины «ограничение» и «обременение». Главное отличие состоит в распространении ограничения на имущественные права, предмет обременения — само имущество. Последнее включает в себя сервитут, ипотеку, аренду, арест имущества и т. п.

Особенности особого и специального правового режима

Определенные территории подчиняются особому правовому режиму. Отличительная черта проявляется в том, что его введение обуславливается общественной пользой на той или иной области, включающей землю, принадлежащую к разным категориям (района, города).

Данный порядок не является одинаковым, он может отличаться большей жесткостью, ограничивать ведение экономической деятельности, других управленческих функций.

Чаще всего определение особого режима относится к местности, где осуществляется лечение, оздоровление, то есть находится в курортной зоне.

Специальным режимом наделены территории, на которых осуществляется традиционное природопользование потомственных немногочисленных народностей, проживающих на Севере, Дальнем Востоке, в Сибири.

В этих регионах охраняются населенные пункты, земельные делянки и водоемы, охотничьи угодья.

Здесь предусмотрено пользование участками различной категории для проведения традиционного хозяйства, занятий промыслами.

К другому показательному образцу относят природную территорию, окружающую озеро Байкал. Специальным законодательным актом установлено деление на зоны по экологическим факторам. Выделяют:

  • центральную экологическую часть;
  • буферную экологическую зону;
  • экологический участок под атмосферным влиянием.

Природоохранное контрольное районирование предусмотрено для различных категорий земель по административным распоряжениям. Поставлена задача – установить определенные ограничения при ведении работ, использовании территории для защиты уникального природного водоема.

К подобным районам относят особую экономическую зону. Она создана для того, чтобы развивать промышленность, проводить мутные процедуры в свободном таможенном (определенном) поясе. Названные территории создаются для развития обрабатывающей промышленности, высоких технологий, продвижения туристического бизнеса, создания оздоровительной, курортной базы, системы портов и транспорта.

Закон предусматривает создание игорных зон в районах Алтайского, Краснодарского, Приморского края, Калининградской области, Крыма. Создавая подобные территории участки, государство не предоставляет их для владения и пользования гражданам, юридическим лицам.

Следует заметить, что земля здесь используется с применением определенного титула и закреплением отличий в содержании права на нее. Аграрные наделы даются исключительно в виде аренды.

Деление территории по категориям соответственно целевому назначению многие годы применяется в земельном законодательстве.

Дифференциация правового режима выражается в порядке его использования и охраны, что обеспечивает многообразие форм использования земли.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/pravovye-rezhimy.html

Понятие «правовой режим» земель, его элементы и виды. Разрешенное использование земельных участков

Режим использования земли

https://studfiles.net/preview/6702383/page:60/

Правовой режим земель — установленный законом порядок государственного регулирования использования и охраны земли, обеспеченный мерами предупреждения правонарушений и установленной ответственности за их совершение.

Виды правового режима земель:

– общий (присущий всему составу земель Российской Федерации);

– особенный (особый – присущий отдельным категориям земель);

– специальный (конкретный – присущий конкретным земельным участкам).

Элементы правового режима земель:

– определение границ его распространения (наличие объекта – категории земель или земельного участия);

– порядок государственного регулирования использования земель;

– наличие круга субъектов земельных правоотношений, обязанных соблюдать установленные правила земельного режима;

– содержание прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений, участвующих в сфере действия правового режима тех или иных земель;

– наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего охрану правового режима использования земель от нарушений.

Обязательным элементом правового режима является определение границ его распространения, а поэтому в РФ выделяются категории земель, на которых устанавливается общий правовой режим с учетом специфики каждой земельной категории, и земельные угодья с правовым режимом, конкретизирующим общий режим применительно к особенностям данных земельных угодий.

Важным элементом правового режима земель является порядок государственного регулирования использования земель, в котором можно выделить следующие аспекты:

органы, осуществляющие это регулирование: государственные органы общей компетенции и специальной компетенции.

Так, ЗК относит государственные органы представительной и органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления к числу органов общей компетенции в области регулирования земельных отношений, а Государственный комитет по земельной политике и его органы на местах, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ к органам специальной компетенции.

формы регулирования земельных отношений на конкретных землях: установление правил получения земель в использование на правах собственности, землевладения, землепользования и аренды, правил осуществления этого использования и правил прекращения или приостановления такого использования; контролирование отдельных видов деятельности лиц, использующих землю по осуществлению хозяйствования на данной земле; вмешательство в эту деятельность при наличии определенных фактов и государственных потребностей.

Круг субъектов земельных правоотношений, обязанных соблюдать установленные правила земельного режима можно подразделить на следующие группы:

лица, использующие землю на праве собственности, землевладения, землепользования и аренды, круг правомочий которых различен в зависимости от оснований использования;

лица, не использующие данный земельный участок, но в силу своей предусмотренной законом деятельности обязанные соблюдать правовой режим земель (так, по пахотным землям как сельскохозяйственным угодьям и произрастающим на них посевам запрещается проезд, складирование материалов и другие действия, допустимые в других местах).

Четвертым элементом правового режима земель является содержание прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений, участвующих в сфере действия правового режима тех или иных земель. Эти права и обязанности зависят от:

объекта земельно-правового режима (так, на землях рекреационного назначения запрещается уставная и иная деятельность граждан и юридических лиц, препятствующая использованию этих земель по их целевому назначению);

от субъектов земельных правоотношений, находящихся в сфере действия земельно-правового режима (например, иностранным гражданам и юридическим лицам, а также лицам без гражданства не могут предоставляться в аренду земельные участки, входящие в состав земель особо охраняемых территорий);

от особенностей правового режима категорий земель и земельных угодий (так, в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп в случаях, предусмотренных законодательством, допускается традиционное экстенсивное природопользование, не вызывающее антропогенной трансформации охраняемых природных комплексов, т.е. допускается на этих землях режим, отличный от режима иных земельных угодий, которые должны использоваться эффективно);

от обстановки в данной местности, возникающей на данный конкретный момент (так, в местностях, объявленных в установленном порядке зонами чрезвычайной экологической ситуации, ограничиваются отдельные виды землепользования и природопользования – ст. 58 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

Наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего охрану правового режима использования земель от нарушений подразумевает наличие:

мер юридической ответственности за нарушения правового режима;

правового механизма, обеспечивающего восстановление нарушенного правового режима земель;

правового механизма, обеспечивающего предотвращение нарушений земельного режима, т.е. наличие в законодательстве профилактических правовых мер.

17. Понятие, общая характеристика и содержание права собственности на землю (Земельное право (Сухова Е.А., 2005)

Право собственности является наиболее полным по содержанию правом на имущество.

В широком смысле собственность – совокупность производственных отношений, поскольку производство и общество немыслимы без собственности ее различных форм.

Производство – источник всех материальных благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей человека и общества, а потребности – это объективно существующие нужды человека в пользовании материальными и иными благами в целях поддержания своей нормальной жизнедеятельности.

В узком смысле слова собственность – отношение между людьми по поводу присвоения продуктов производства и иных материальных и духовных благ, удовлетворяющих потребности людей.

В этом экономическом отношении выражается связь человека с вещами, материальными благами как со своими, отношения господства над объектами собственности путем владения, пользования и распоряжения ими.

права собственности на землю – правомочие владения, пользования и распоряжения земельным участком.

Владение земельным участком – это обладание им как своим.

Пользование землей – это возможность извлекать ее полезные свойства. По российскому законодательству земля должна использоваться в соответствии с ее целевым назначением, определяемым принадлежностью к той или иной категории земель.

Отношения собственности на природные ресурсы регулируются:

Конституцией РФ;

Гражданским кодексом РФ;

природно-ресурсным и природоохранительным законодательством России и субъектов Федерации;

Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. 2144 «О федеральных природных ресурсах»;

Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю».

Согласно Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35 Конституции РФ).

Хотя Конституцией РФ, помимо государственной, частной и муниципальной, установлена возможность существования и иных форм собственности, земельное законодательство останавливается пока только на трех перечисленных.

Особенность права собственности на землю в России – виды прав на землю определены в законодательстве «по субъекту». В зависимости от субъекта, обладающего правами на землю, устанавливается объем прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю.

Действующее законодательство позволяет назвать и другие особенности права собственности на земельные участки:

доминирующим субъектом отношений собственности выступают граждане;

большая часть земельных участков, предоставленных в собственность, – это земли сельскохозяйственного назначения;

при распоряжении земельными участками устанавливаются некоторые ограничения – существуют земли, изъятые из гражданского оборота;

распоряжение земельным участком возможно лишь сохраняя его целевое назначение.

Права всех субъектов права собственности равны и защищаются способами, установленными законом.

Источник: https://megaobuchalka.ru/13/31669.html

49. Правовой режим земель: понятие, способы установления Понятие правового режима земель

Режим использования земли

Земельныересурсы -вся земля (т.е. вся территория) в пределахопределенных границ. Земельные ресурсыРоссийской Федерации – это вся еетерритория, т.е. вся земля (включаяводопокрытую) в пределах государственныхграниц страны.

Хотя отдельные частиземельных ресурсов в каждый конкретныймомент могут быть объектами собственностии пользования различных субъектов, вцелом они являются единым природнымобъектом.

И как таковые они обладаютразличными природными качествами исвойствами, представляющиминароднохозяйственный интерес (почвеннымплодородием, лесопокрытостью,водопокрытостью, содержанием полезныхископаемых и т.п.), которые в связи с этимцелесообразно использовать определеннымобразом.

Подпонятием «правовойрежим земель» можнопонимать установленную законом системуобщественных отношений по использованиюотдельных частей земельных ресурсов.

Иначе, правовойрежим земель —установленный законом порядокгосударственного регулированияиспользования и охраны земли, обеспеченныймерами предупреждения правонарушенийи установленной ответственности за ихсовершение.   

Виды правового режима земель:

    1. общий (присущий всему составу земель Российской Федерации);

    2. особенный (особый – присущий отдельным категориям земель);

    3. специальный (конкретный – присущий конкретным земельным участкам).

Элементы правового режима земель:

    • определение границ его распространения (наличие объекта – категории земель или земельного участия);
    • порядок государственного регулирования использования земель;
    • наличие круга субъектов земельных правоотношений, обязанных соблюдать установленные правила земельного режима;
    • содержание прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений, участвующих в сфере действия правового режима тех или иных земель;
    • наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего охрану правового режима использования земель от нарушений.

Подробнее

Обязательнымэлементом правового режимаявляется определениеграниц его распространения,а поэтому в РФ выделяются категорииземель, на которых устанавливаетсяобщий правовой режим с учетом спецификикаждой земельной категории, и земельныеугодья с правовым режимом, конкретизирующимобщий режим применительно к особенностямданных земельных угодий.

Важнымэлементом правового режима земельявляется порядокгосударственного регулированияиспользования земель,в котором можно выделить следующиеаспекты:

    1. органы, осуществляющие это регулирование: государственные органы общей компетенции и специальной компетенции.

      Так, ЗК относит государственные органы представительной и органыисполнительной власти, а также органы местного самоуправления к числу органов общей компетенции в области регулирования земельных отношений, а Государственный комитет по земельной политике и его органы на местах, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ к органам специальной компетенции. 

    2. формы регулирования земельных отношений на конкретных землях: установление правилполучения земель в использование на правах собственности, землевладения, землепользования и аренды, правил осуществления этого использования и правил прекращения или приостановления такого использования; контролирование отдельных видов деятельности лиц, использующих землю по осуществлению хозяйствования на данной земле; вмешательство в эту деятельность при наличии определенных фактов и государственных потребностей.

Кругсубъектов земельых правоотношений,обязанных соблюдать установленныеправила земельного режима можноподразделить на следующие группы:

    • лица, использующие землю на праве собственности, землевладения, землепользования и аренды, круг правомочий которых различен в зависимости от оснований использования;
    • лица, не использующие данный земельный участок, но в силу своей предусмотренной законом деятельности обязанные соблюдать правовой режим земель (так, по пахотным землям как сельскохозяйственным угодьям и произрастающим на них посевам запрещается проезд, складирование материалов и другие действия, допустимые в других местах).

Четвертымэлементом правового режима земельявляется содержаниеправ и обязанностей субъектов земельныхправоотношений, участвующих в сфередействия правового режима тех или иныхземель.Эти права и обязанности зависят от:

    1. объекта земельно-правового режима (так, на землях рекреационного назначения запрещается уставная и иная деятельность граждан и юридических лиц, препятствующая использованию этих земель по их целевому назначению);

    2. от субъектов земельных правоотношений, находящихся в сфере действия земельно-правового режима (например, иностранным гражданам и юридическим лицам, а также лицам без гражданстване могут предоставляться в аренду земельные участки, входящие в состав земель особо охраняемых территорий);

    3. от особенностей правового режима категорий земель и земельных угодий (так, в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп в случаях, предусмотренных законодательством, допускается традиционное экстенсивное природопользование, не вызывающее антропогенной трансформации охраняемых природных комплексов, т.е. допускается на этих землях режим, отличный от режима иных земельных угодий, которые должны использоваться эффективно);

    4. от обстановки в данной местности, возникающей на данный конкретный момент (так, в местностях, объявленных в установленном порядке зонами чрезвычайной экологической ситуации, ограничиваются отдельные виды землепользования и природопользования – ст. 58 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

Наличиеэффективного правового механизма,обеспечивающего охрану правового режимаиспользования земель от нарушений подразумеваетналичие:

    • мер юридической ответственности за нарушения правового режима;
    • правового механизма, обеспечивающего восстановление нарушенного правового режима земель;
    • правового механизма, обеспечивающего предотвращение нарушений земельного режима, т.е. наличие в законодательстве профилактических правовых мер.

Источник: https://studfile.net/preview/6702383/page:60/

Категории земель. Что можно и что нельзя

Режим использования земли

День добрый, уважаемый читатель!

Сегодня мы поговорим о категории земель и о возможных ограничениях с которыми можно столкнуться при эксплуатации земельных участков.

Категория земель определяется целевым назначением. Все правовые вопросы определены в 136-ФЗ, Земельном кодексе РФ.

Существуют следующие категории:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения;
  • Земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • Земли лесного фонда;
  • Земли водного фонда;
  • Земли запаса;

Виды разрешённого использования земельных участков определены в классификаторе (приказ Минэкономразвития №540 от 01.09.2014).

Это значит, что у земельного участка есть две очень важные составляющие, на которые следует обращать внимание при оформлении и выборе:

это категория земельного участка и вид разрешённого использования земельного участка.

Эти параметры являются общедоступными и их можно посмотреть по публичной кадастровой карте Росреестра.

Земли сельскохозяйственного назначения предназначены для ведения сельского хозяйства. На этой категории земель можно заниматься растениеводством, животноводством, выпасом и сенокошением. Заниматься научной деятельностью по сельскому хозяйству, осуществлять хранение сельскохозяйственной продукции.

Также можно заниматься личным подсобным хозяйством, но без устройства объектов капитального строительства.

На землях сельскохозяйственного назначения можно размещать питомники или объекты для обеспечения сельскохозяйственной деятельности (гаражи и мастерские для техники, водонапорные башни, инженерные сооружения для обеспечения сельскохозяйственной деятельности)

Допускается ведение садоводства и огородничества.

При этом стоит обратить внимание, что возведение индивидуальных жилых домов допускается только в садоводствах.

Земли сельскохозяйственного назначения размещаются вне границ населенных пунктов.

В границах населенных пунктов размещаются участки для размещения жилой застройки ( индивидуальное строительство, блокированные дома, малоэтажная, среднеэтажная и многоэтажная застройка), участки для личного подсобного хозяйства (приусадебные участки), для общественно-деловой, производственной деятельности, участки для размещения предприятий обслуживания жилой застройки, коммунальных предприятий, социальных и прочая, прочая…

Границы зон в пределах которых возможно размещение тех или иных объектов определяется в Правилах землепользования и застройки населенного пункта. Данный документ находится в открытом доступе на сайте муниципального образования.

При планировании земельного участка населенного пункта необходимо учитывать зоны и участки с особым режимом.

Это санитарно-защитные зоны от предприятий, объектов транспортной инфраструктуры, улично-дорожной сети, охранные зоны подземных и надземных сетей.

Также важно учитывать прогнозы развития участка. Данную информацию модно посмотреть в проектах планировки территории- это тоже является открытой информацией.

Проекты планировки- вообще отдельная тема, что-то из разряда полёта на Марс. Иногда умиляешься до слез тем решениям, которые в них закладывают градостроители.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли:

1) особо охраняемых природных территорий;

2) природоохранного назначения;

3) рекреационного назначения;

4) историко-культурного назначения;

5) особо ценные земли.

На этих землях запрещено ИЖС, садоводство и огородничество. Эти земли не приватизируются и принадлежат государству. Хотя, в земельном кодексе допускается возможность приобретения данных земель.

На землях рекреационного назначения можно размещать базы отдыха, санатории, кемпинги, детские лагеря, объекты физической культуры и спорта.

Правила пользования землями лесного фонда определено в лесном кодексе РФ, отношения, связанные с землями водного фонда регулируются водным кодексом РФ.

Таким образом, индивидуальное жилищное строительство капитальных объектов можно осуществлять только на категориях «земли населенных пунктов«, а также на категории «земли сельскохозяйственных угодий» в том случае, если вид разрешенного использования участка «садоводство»

Для остальных категорий возведение капитальных жилых домов связано с риском судебных исков с последующим демонтажом.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы быть в курсе.

Тут можно почитать про выбор земельного участка

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5eafc863150ad2716dc928e0/kategorii-zemel-chto-mojno-i-chto-nelzia-5ee610603d4f782832b10b46

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.